Педагогические чтения 2023.Предпосылки функциональной грамотности в дошкольном возрасте

Липина Ольга Анатольевна

Введение.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

Формирование функциональной грамотности дошкольников – важная задача общего образования на всех уровнях, начиная с начального общего, и одновременно – важный показатель качества образования. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с раннего возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Актуальным взглядом в политике образования становится необходимость в организации педагогической деятельности, введение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизнью дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Предпосылки функциональной грамотности в дошкольном возрасте

(Слайд 2)

МКДОУ «Колчеданский детский сад №1»

Воспитатели:

Липина Ольга Анатольевна

Пономарёва Ирина Васильевна

Вдовина Ирина Васильевна

(Слайд 3)

Введение.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

Формирование функциональной грамотности дошкольников – важная задача общего образования на всех уровнях, начиная с начального общего, и одновременно – важный показатель качества образования. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с раннего возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Актуальным взглядом в политике образования становится необходимость в организации педагогической деятельности, введение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизнью дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности.

(Слайд 4)

Актуальность.

Одним из компонентов функциональной грамотности в общем образовании является математическая грамотность.

Математика окружает нас повсюду. Математика — это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Без математики нет даже поэзии и музыки.

Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества.

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста: начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

(Слайд 5)

Возникла проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции математического образования в РФ?

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

В связи с тем, стали изучать литературу по математическому развитию детей. Анализируя результаты передового опыта современных педагогов, сделали вывод о том, что решить эту проблему может только игра, которая является основной деятельностью младших дошкольников.

Чтобы начать работу по формированию элементарных 

математических представлений детей, поставили цель: создание оптимальных условий для развития математических способностей детей младшего дошкольного возраста.

И определили для себя следующие задачи: 

  • Обновить развивающую среду. Создать благоприятные условия в группе, которые способствовали развитию математических способностей: развитию восприятия, мышления, памяти.
  • Разработать и внедрить рабочую программу по математическому развитию дошкольников
  • Провести диагностическое исследование развития математических способностей дошкольников в игровой деятельности и сделать выводы
  • Организовать работу с родителями по развитию у детей математических способностей

(слайд 6)

Все выше сказанное определило тему работы.

Тема. Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Цель: формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста посредством использования игр в различных видах деятельности.

(слайд 7)

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Дать представление о форме (кубик, кирпичик, шар и пр.) и величине (большой-маленький) предметов
  • Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), называть их
  • Учить сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну
  • Учить сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте)
  • Учить различать количество предметов (один-много). Использовать слова «один», «много», «ни одного». Понимать вопрос «сколько?»
  • Учить различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый). Знать чёрный и белый
  • Учить понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо
  • Развивать у детей память, внимание, мышление, воображение
  • Воспитывать интерес к математике

Аналитическая часть. 

Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в группе.

Находясь в условиях развивающей среды, ребенок имеет возможность не только познать свойства, качества, назначение различных предметов, но и получить опыт социального общения, формой которого является установление контактов со сверстниками во время игры.

(Слайд 8, 9)

С целью стимулирования интеллектуального развития детей были оборудованы сенсорные уголки.

(слайд 10,11,12,13,14. 15) Здесь расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал, пособия, сделанные своими руками.

Кроме того, оформлены картотеки дидактических и подвижных игр, стихов, загадок, сказок, считалок математического содержания.

(слайд 16) Работа по развитию математических способностей проводится комплексно в нескольких направлениях:

  • НОД
  • Прогулка
  • Режимные моменты
  • Свободная игровая деятельность

Используем:  

  • Дидактические игры -игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Театрализованные игры
  • Подвижные игры

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал.

(слайд 17, 18, 19) Непрерывную образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений проводим в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, опираемся на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности. 

В начале образовательной деятельности используем сюрпризные моменты: «К нам пришел гость», «Пришло письмо», «Волшебная коробочка», «Волшебное зеркало», «Электронное письмо» или отправляемся в путешествие на паровозике, автобусе, самолёте в сопровождении весёлой песенки.

Использование игровой минутки, проблемной ситуации, вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.

(слайд 20, 21) Применение математических знаний используем в разных видах деятельности - в трудовой, изобразительной, двигательной, когда ставится задача отсчитать нужное количество предметов, сравнить их по форме или величине, упражнений в прыжках и формированию количественных представлений:

 - прыгать на правой ноге вдоль названного количества предметов

- прыгать на двух ногах вдоль такого количества кеглей, какое соответствует поднятой цифре.

(слайд 22) Понятия «ширина-длина», «высокий-низкий», «большой-маленький», упражнения на ориентировку в пространстве, старались объяснять не только с помощью специально вырезанных абстрактных бумажных полосок, но и путём практических действий.

В занятия-путешествия включаем ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагается в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости и т. д.  

(слайд 23) «Путешествуем» также по сказкам. Сюжет сказок наполняется различными заданиями математического характера. Читая книги, учим различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом».

Дидактические игры

Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с индивидуальным или раздаточным материалом.

(слайд 24, 25) В целях закрепления знаний о форме предметов используем игры: «Разложи по форме», «Геометрическое лото». Предлагаем детям выполнить математические упражнения «Найди предмет, который похож на квадрат (круг, треугольник, овал)», «Найди фигуру», используя символическое изображение признаков предмета.

(слайд 26) Дети с большим удовольствием строят геометрические фигуры из счётных палочек.

(слайд 27, 28, 29, 30)

С большим интересом дети играют в игры на ориентировку в пространстве: «Найди такой же узор», «Найди игрушку», «Путешествие по группе» и многие другие.

С помощью этих игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее усваивают понятия: «слева», «справа», «над», «под», «около», активнее используют в речи пространственные прилагательные и наречия.

(слайд 31,32,33,34)

В процессе знакомства и закрепления знаний геометрических тел (шар, конус, цилиндр, куб) предлагаем детям следующие игры и упражнения: «Построй башню только из кубов», «Катится-не катится», «Построй по образцу» и другие.

Во время проведения этих игр, дети не только запоминают названия геометрических тел, но и развивают мелкую моторику рук, закрепляют пространственные отношения: «выше - ниже», «вверху-внизу», «слева-справа» и другие понятия.

(слайд 35,37,37,38, 39 )Благодаря таким играм как: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди лишний предмет» и другие, дети учатся строить логические цепочки, анализировать, делать простейшие выводы, учатся мыслить самостоятельно.

В работе по развитию цветового восприятия используем следующие дидактические игры: «Найди норку по цвету», «Подбери к чашке блюдце», «Собери цветы», «Домино», «Светофор» и другие.

(слайд 40)При организации сюжетно-ролевых игр обращаем внимание на количественные отношения. Например: в «Магазине» - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы-заместители, закрепляем форму, цвет, величину предметов.

Рассчитываются с помощью крышечек. Ребенок берет крышечку приходит в магазин и выбирает себе фрукт, овощ, или игрушку таким цветом как крышка. Отдает крышку продавцу и получает в замен что выбрал.

(слайд 41)Играя в игровых уголках, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Группируем посуду по цвету, величине, сравнивают чашки и блюдца. Всегда обращаем внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые и т.д...

(слайд 42) Заниматься математикой можно даже во время прогулки.

Считаем определенные встречные предметы. Например, легковые машины, или грузовые, или все машины белого цвета, или всех встречных девочек, или мальчиков. Проговариваем, например, такие фразы: «Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего – четыре. В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей». Так постепенно осваиваем состав числа.

(слайд 43) Гуляя вокруг детского сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты.

Предлагаем на прогулке отыскивать «все, чего по два». (У людей по две ноги, вот две синие скамейки и т.д.) Внимательно разглядывая номера встреченных по пути машин, отыскиваем сначала цифру 1, потом 2, 3 и т. д.

(слайд 44)Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый-тонкий». Предлагаем детям сравнить толщину деревьев во дворе детского сада: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается – значит, дерево толстое.

Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, листья, комки снега, сосульки.

(слайд 45,46) Упражняем детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т. п.).

(слайд 47) Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. 

(слайд 48)Работа с родителями. Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. С целью повышения активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей провели анкетирование по теме: «Сенсорное развитие детей».

(слайд 49,50) В группе прошли тематические недели. Предложили родителям принести сенсорные игры, в которые играют с детьми дома. Но столкнулись с проблемой: некоторые затруднялись с выбором игр именно по этой теме, не знали что такое сенсорика.

(слайд 51) Провели индивидуальные беседы, предоставили консультации : «Что такое сенсорика?», «Весёлые занятия дома по математике», «Влияние игры на математическое развитие ребёнка» и другие.

Оформили выставки дидактических игр по данной теме. Родители могли не только познакомиться с играми, но и взять их на дом и поиграть.

Также было предложено изготовить игры своими руками.

Попросили у родителей помощь для пополнения сенсорного уголка (изготовление дидактических игр и пособий своими руками).

(слайд 52)Сделали выставку дидактических игр. После чего игры оставили в группе, пополнили развивающую среду.

(слайд 53) Вывод. 

Итоги показали положительную динамику развития математических представлений.

У детей появился интерес к выполнению заданий математического содержания, к познавательной деятельности. Самостоятельно занимаются с полюбившимися им играми.

Были разработаны рабочие программы по математическому развитию младших дошкольников. В группах работают детские творческие объединения: «Занимательная математика», «Разноцветный мир».

Родители заинтересовались данной темой, играют дома с детьми. Также сделали игры для группы.

Использование игровой технологии благотворно повлияло на усвоение элементарных математических представлений у детей и способствовало повышению уровня математического развития детей.

Планы на будущее.

  • Продолжить работу по теме «Развитие математических способностей детей младшего возраста посредством игр»
  • Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме
  • Пополнить группу новым дидактическим материалом.

Литература 

  • Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. М.: «Просвещение»
  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Л. А. Венгер. М., «Просвещение»
  • Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Э.Г. Пилюгина. – М.: «Просвещение»
  • Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: «Просвещение»
  • Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности// Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Поддьяков.Н. Н. — М. Просвещение
  • Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез»
  • Интернет источники.