Моя педагогическая находка Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на основе игр с «Умным кубом»

Абасова Анна Алевтиновна

Умный куб – это универсальное пособие, которое отвечает требованиям предъявляемым к построению развивающей среды согласно ФГОС ДО: трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность и содержательность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx23.98 КБ
Файл vystuplenie_abasovoy.docx2.8 МБ
Файл vystuplenie_2.docx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на основе игр с «Умным кубом»

Уважаемые коллеги. Сегодня я хочу рассказать о своей педагогической находке «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на основе игр с «Умным кубом».

Посмотрите на фото. Что их объединяет? (разрезные картинки, часть и целое, интерес, увлечение).

Вы правы. Разрезные картинки состоят из отдельных элементов, соединив которые можно получить целостное изображение, как и кубик рубик нужно собрать, чтобы получить грани определенного цвета. Какое отношение эти игры имеют к познавательному развитию дошкольников, спросите вы? Прямое.

Обратимся к ФГОС ДО,  пункте 2.6 говорится:  познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Для того чтобы обучение и воспитание способствовало развитию этих качеств, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющейся источником его активности, лежащей в основе развития познавательного интереса человека.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Обществу нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Интерес - это реальная причина для действий, и это один из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности.

Встает вопрос: как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

Л.А. Венгер, Л.С. Выготский  показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности.

В своей работе я часто опираюсь на возникшие, порой внезапно,  интересы детей. Весь прошлый год ребята были увлечены сбором разрезных картинок. Сначала это были картинки из 2-3 частей, сейчас ребята легко справляются с большим количеством деталей.   Методика разрезных картинок — это игра, которая развивает представления о частях и целостности предметов, формирует логическое мышление, внимательность, наблюдательность. 

Во время занятий малыши применяют наглядно-действенное мышление, ассоциативные навыки, моторику, формируют представления об окружающей среде.

Одним из авторов методики развития детей, через использование разрезанных на части картинок, является Софья Давыдовна Забрамная.

А при чём здесь кубик – рубик спросите вы?  Однажды увидев его в руках у детей мне в голову пришла мысль создать его модель в группе, потому что он смог соединить в себе сразу две идеи: интерес к разрезным картинкам и к самому кубику.

Был разработан эскиз. И вот что получилось.

Это куб с 5 гранями: красного, белого, зелёного, жёлтого и синего цвета. Каждая грань имеет 9 секторов, которые могут быть задействованы полностью или частично. Куб состоит из 3 подвижных деталей, которые вращаются по горизонтали в любом направлении. Мы его назвали «Умный куб», но ребята очень быстро сократили название, и стал он «Умникубом».

На гранях куба можно разместить картинки, разрезав их по горизонтали на 2-3 части. Изначально картинки располагались на гранях окрашенных в один цвет, затем задачу  усложнили, и картинки стала размещать на разном цвете граней. Детям предлагалось повернуть детали куба так, что бы получилась целая картинка.

«Умникуб» помогает решению следующих задач:

  1. Актуализации полученных знаний;
  2. Анализу информации;
  3. Систематизации информации по теме;
  4. Планированию деятельности;
  5. Закреплению полученных знаний;
  6. Взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  7. Проявлению детской инициативы и самостоятельности

Я составила алгоритм работы с кубом на основе структурных элементов деятельности сформулированных А. Н. Леотьевым.

1 этап – «Встреча с загадкой»

2 этап: «Рассмотри и собери»

Это этапы мотивации детей к деятельности

3 этап: «Объедини по смыслу», это этап целеполагания.

4 этап: «Узнай – сделай», это деятельность ребёнка

5 этап: «Сделай вывод», это рефлексия занятия

 

Затем была разработана система работы с «Умным кубом». На экране вы видите мероприятия, которые проводились и ещё будут проводиться для детей, педагогов, родителей. Кроме того в систему работы входит план – перспектива дальнейших мероприятий.

Я предположила, что в результате моей работы:

- у детей имеется устойчивый интерес к играм с умным кубом, повысилась познавательная активность, развивается воображение, обогащается словарь.

- у педагогов отмечается повышение уровня профессионализма, внедрение данного метода в своей работе.

- родители проявляют интерес к познавательной деятельности                                                                                                                       детей.

Как же велась работа с кубом. Первоначально, размещали только 1 картинку, затем на всех 4 гранях куба. Например, картинки по временам года.

И вот пример. Куб приготовил загадку.  Размещаются картинки. Детям предлагается повернуть детали куба так, чтобы картинки стали целыми. Что вы видите? ( колесо, дорога, заправка, дорожный знак) Ставится задача определить тему предстоящего разговора или тему недели. В данном случае – это…….. «Транспорт». Затем предлагаются маленькие картинки, которые размещаются по видам транспорта: например для средней группы это пассажирский и грузовой. Затем проводится рефлексия с обобщением полученных знаний.

Или как в занятии: перо, зёрна, печенье, цифры. Дети сразу догадались, что мы будем говорить о зимующих птицах. Цифры, при этом усложняют задачу, придумать что может быть у птиц по одному (клюв, голова, хвост), что может быть по 2 (крылья, глаза, ноги), а по 3 (столько может птиц прилететь на ветку, или можно назвать 3 зимующие птицы).  Подобные задания помогают охватить несколько областей развития и формируют у детей критическое мышление.

Эти разрезные картинки, дали мотивацию на изучение более обширного материала.

Разработали и стали использовать игры на классификацию и обобщение предметов. В начале, использовался более лёгкий вариант, когда картинки по одной тематике располагались только на грани одного цвета.  Более сложный вариант,  размещали картинки на разных по цвету гранях и тогда детям нужно догадаться и повернуть детали так, что бы картинки стали целыми и имели общий признак или общий смысл.

Однажды вечером, я увидела такую картину, дети, играя в «больницу», на кубе разместили картинки, с фруктами и овощами, которые полезны «больному». Дети сами дали подсказку о том, что нашу модель можно использовать и в сюжетно – ролевой игре.

В свободной деятельности дети играют уже в знакомые игры.

Моя идея объединения кубика – рубика и разрезных картинок доказала свою эффективность.

Наблюдая за детьми на сегодняшний день можно сделать вывод о том, что интерес к действиям и играм с кубом не пропал, дети используют его в самостоятельной деятельности, в сюжетно – ролевых играх. Куб способствует познавательной мотивации и помогает постановке детской цели образовательной деятельности.

Мною разработаны, реализованы 7 наборов игр по темам  «Времена года», «Что растёт в саду, а что в огороде», «Цвет», «Геометрические фигуры», включающих в себя  игры и упражнения для детей младшего и среднего возраста.

Стало ясно, что возможности использования «Умникуба» гораздо шире. Вместе с коллегами мы определили, что его можно применять на занятиях по развитию математических представлений, например игра «Цифра и количество».  Или в словесных играх подбирая картинки - слова к обозначенным звукам, определять количество звуков, слогов в слове.  

Наш умникуб – это универсальное пособие, которое отвечает требованиям предъявляемым к построению развивающей среды согласно ФГОС ДО: трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность и содержательность.

Практическое использование «Умникуба» на занятиях показывает его преимущества, которые заключаются в привлекательности, в возможности охватить сразу несколько областей развития, видеть логические взаимосвязи,  на нём можно менять картинки, изменять или дополнять их, а значит и легко исправлять ошибки. Его можно легко сделать, не обязательно таких масштабов и в результате получится недорогостоящее пособие.

Идея объединения кубика – рубика и разрезных картинок, это как витраж, в котором много цветных стёклышек, но только вместе они дают целостную картину, объединённую одним смыслом. А картин может быть множество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;  Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  2.  Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
  3. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева. Изучаем обучая: библиотека журнала «Логопед», 2008 год;
  4. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - М.: Мозаика-Синтез, 2006.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

 

Комментарии

Анна Алевтиновна, прекрасная идея! Особенно привлекает полифункциональность. Я думаю, это очень интересно детям. А для педагогов - новая возможность пополнить развивающую среду группы.

Абасова Анна Алевтиновна

Спасибо вам большое

Воронова Екатерина Сергеевна

Анна, очень интересный материал! Возьму себе на заметку.

Прекрасная находка. Думаю моим детям понравилась бы такая игра. Спасибо за идею,Анна.

Кулакова Юлия Александровна

Удачная пед.находка, спасибо вам за идею. Обязательно попробую сделать себе для работы такой куб.