Психологическая подготовка юного исполнителя к концертной и конкурсной деятельности

Ершова Элла Валерьевна

Выступление детей  на сцене зависит не только от степени их подготовленности, но и от их внутреннего настроя. Наш современник,  психолог Игорь Вагин говорит:  «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди».

 

Мой личный опыт выступления на сцене, а так же успешные и неудачные выступления воспитанников на концертах и конкурсах,  побудили меня к изучению темы психологической подготовки детей к исполнительской деятельности.

Цель моей работы по данной теме - научить юных исполнителей избавляться от негативных моментов сценического волнения.

Успешное выступление воспитанников на сцене является результатом сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня предконцертной психологической подготовки и умения контролировать свое состояние во время выступления. 

«Сценическое самочувствие» (по Станиславскому) представляет собой единство интеллектуальной и эмоциональной сферы артиста, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи.  Эмоции певца  должны повиноваться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своим голосом и действиями. Но очень часто психическое состояние ребёнка оказывает решающее влияние на его выступление. Поэтому в первую очередь воспитанники должны иметь устойчивую психику, владеть приемами психологической регуляции своего состояния. Деятельность по укреплению и тренировке психического состояния, выработке умений и навыков преодоления нервного перенапряжения перед ответственным выступлением имеет для будущих эстрадных исполнителей первоочередное значение.

Вся работа, которая велась воспитанниками над песенным репертуаром на занятии и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и степень подготовленности и одаренность исполнителя, и его психологическую устойчивость. Работа по формированию у юных исполнителей сценической устойчивости должна вестись с детских лет.

Как показывает практика, волнение имеет место у всех. Сценическое волнение на всех действует по-разному. Это зависит от типа нервной системы. У одних детей волнение, будучи контролируемым, является стимулом для большего вдохновения, у других – выйдя за рамки контроля – вызывает полную депрессию, скованность всего тела, в том числе и голосового аппарата (результатом чего является низкая позиция звучания, потеря опоры дыхания), вялое сценическое и эмоциональное выражение. У третьих волнение вызывает непомерную возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальной работе всех компонентов певческой координации, что выражается в повышении интонации, чрезмерном напряжении, излишней жестикуляции и мимике.

Волнение воспитанника на сцене нередко уничтожает всю предварительную работу педагога на занятии. О таких детях говорят, что они непригодны для исполнительской деятельности.

Разработка психофизической тренировки является актуальной дидактической задачей. Адаптация детей к волнению является ведущим педагогическим условием, имеющим силу, равнозначную подготовке профессиональных навыков. При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется, и ребёнок учится справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, то адаптации не происходит.

Работая в этом направлении, следует изучать личностные особенности ребенка, его отрицательных и положительных сторон психики, характера, эмоционально-волевой сферы, а также его профессиональных успехов, поведения на сцене, уровня профессиональной выносливости, в результате чего составляется план индивидуальной работы с обучающимися. Необходимо воспитывать, формировать на занятиях положительные черты характера ребёнка и стараться устранять отрицательные, формировать высокий уровень психологической устойчивости.

Выступление на сцене – это обмен эмоциями со зрителем и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. От многих детей мне часто приходится слышать, что они любят сцену, любят то особое внутреннее состояние, которое возникает на сцене, когда они остаются один на один со зрителями. Любовь к сцене, к публичному выступлению, к эстрадному самочувствию, следует всячески культивировать у воспитанников. Именно любовь к сцене, эстетическое наслаждение, получаемое исполнителем от пребывания на ней, и помогает в конечном счете преодолеть разрушительную силу эстрадного волнения, научиться его контролировать.

Вопрос о психологической подготовке вокалиста к концертному выступлению не относится к числу не решаемых, как иногда полагают. Он решается с учетом индивидуальной нервно-психологической конституции ребёнка, знания о реакции его организма на различные ситуации, на те или иные приемы воздействия. Это становится важнейшим этапом в работе над песенным репертуаром в период подготовки воспитанников к концертному выступлению. Знание психических,  т.е. индивидуально-личностных,  и профессиональных свойств обучающихся необходимы педагогу  в подготовке воспитанников к концертным выступлениям. Диагностика характера ребенка, его внутренних состояний, его индивидуальных реакций на те или иные ситуации способствует правильному выбору психологической стратегии и тактики педагога в наиболее важные для его подопечного моменты. Работа такого рода, должна вестись на всех этапах профессиональной биографии будущего исполнителя.

Но ни одна, даже самая тщательная подготовительная работа не освобождает от интенсивнейшей активности во время исполнения. Концертное выступление требует большого расхода нервно-психической энергии и значительного напряжения воли и внимания. Всё это требует не только физических сил, но и сил эмоциональных.

Для того, чтобы удачно выступить на концерте и конкурсе, необходимо быть в состоянии оптимальной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное боевое состояние. Слагаемыми его являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки.

Исходя из выше сказанного, мною были определены истоки причин сценического волнения:

1.Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о неудачном выступлении. Попав на благоприятную почву недостаточно бдительного сознания, она может развиться в опасное самовнушение.

2. чрезмерное чувство ответственности исполнителя за свое выступление. Безусловно, когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно для исполнителя, но и чревато для него определенными потерями на сцене.

3. одежда исполнителя имеет значение для выступающего – она может либо действовать на него успокаивающим образом, либо, напротив, выводить в той или иной мере из душевного равновесия. Одним словом, ребёнок должен нравиться себе, как он выглядит и ощущать себя комфортно.

4. не умение исполнителя сосредоточиться в период выступления, боязнь забыть текст.

Универсальный прием подготовки к концерту - это предельная добросовестность предварительной работы, когда исполнитель делает на сцене все, что необходимо. Очень важен метод привыкания к условиям публичного выступления.

Выступления полезны на всех этапах обучения (с посильным репертуаром). Они тонизируют, активизируют самостоятельную работу, обнаруживают недостатки, учат исполнителей реализовываться художественно, преодолевая концертный стресс.

Значительно проще преодолеть сценическое волнение, если воспитанник исполняет песню в удобном для него диапазоне, использует пластику при исполнении, если ему нравится репертуар, который он исполняет,  часто выступает на сцене и умеет психологически подготовиться к выступлению.

Я советую своим воспитанникам не признаваться в своём волнении никому, даже самим себе. Следует постоянно повторять: «Я с нетерпением жду концерта. Я смогу показать, на что способен. У меня всё получится». И если повторять это достаточно часто вслух или про себя, страх перед выступлением постепенно будет уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу, а не далекой, несбыточной мечтой.

Объектом внимания педагога должен быть режим дня накануне выступления и поведение непосредственно перед концертом. Любая форма волнения обостряется усталостью. Поэтому нежелательно, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Необходимо накануне выступления хорошо отдохнуть, выспаться, настраиваясь на предстоящее выступление.

Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это бессодержательный разговор за кулисами, рассеивающий внимание исполнителя, его творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по артистической комнате. Лучше спокойно сидеть в удобной позе – при несколько расслабленной мускулатуре, тренируя этим столь необходимую для выступления волевую выдержку.

Предконцертное самочувствие детей в значительной мере зависит и от психологического состояния его педагога. Педагог должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в своих воспитанников, то есть быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более травмирующего, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к спокойствию и уверенности в своих силах. Задача педагога - дать установку на успех, помочь поверить в собственные силы, научить воспитанников приёмам саморегуляции, самовнушения, приёмам релаксации (в данном случае глубокое дыхание, расслабленность мышц) и постоянно повышать самооценку детей.

Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует; каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ребёнка.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод. Проще справиться с волнением на сцене ребёнку, который доволен собой, своим внешним видом,  уверен в собственных силах, с нетерпением ждёт выступления и получает от него положительные эмоции. А главное – дети должны чувствовать поддержку со стороны родителей и педагога.

Каждый исполнитель, даже самый юный, накапливает опыт как успешных, так и неуспешных выступлений. Для выявления причин неудачных выступлений я предлагаю своим воспитанникам вести дневник, в котором фиксируются причины, приведшие к тому или иному результату. И самое главное, помнить о том, что хорошие выступления не бывают случайными, нельзя «вот так вдруг» выйти на сцену и блеснуть, за этим стоит большая работа, а вот неудачные выступления – случаются, и никто  от этого не застрахован. Нужно только верить в себя!

Результатом моей работы по данной теме являются выступления воспитанников на концертах, а так же участие и победы на конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня.