ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Различные формы работы офлайн на уроках сольфеджио (из личного опыта).

Бондаренко Татьяна Игоревна

Методическая разработка посвящена дистанционному обучению и различным формам работы в данных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnoe_obuchenie.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение. Различные формы работы офлайн

на уроках сольфеджио.

 (Из личного опыта)

В последнее время дистанционное обучение стало одной из составляющих частей образовательного процесса. Безусловно, оно не может полностью заменить очные занятия, строящиеся на непосредственном контакте преподавателя и учащихся, но в определённых условиях является единственно возможным в предоставлении определённых навыков и знаний. Более того, создание, например, видео-уроков на определённые темы в процессе дистанционного обучения, впоследствии могут быть использованы в качестве дополнительного вспомогательного материала для выполнения домашних заданий. С введением дистанционного обучения преподаватели групповых теоретических дисциплин (в частности сольфеджио) первыми столкнулись с определёнными трудностями в проведении онлайн уроков: это невозможность одновременного исполнения музыкального материала, искажение звучания в примерах слухового анализа, отсутствие концентрации внимания у учащихся, технические проблемы и так далее. Поэтому, более результативными, в данном случае, я считаю занятия офлайн, где для обучения предлагаются видео и аудио-уроки с последующими заданиями. Вначале мною были созданы такие видео-уроки (по аналогии с обычными) на платформе программы ZOOM продолжительностью от 30 до 40 минут для разных классов. В них сочеталось объяснение нового материала, повторение пройденного, практические слуховые задания с расшифровками. Естественно, такие уроки требовали большой самостоятельной работы: многократного прослушивания отдельных фрагментов, анализа и осмысления услышанного и увиденного, выполнения слуховых заданий. Для учащихся младших классов это была довольно объёмная работа. Поэтому, в дальнейшем, я стала создавать небольшие учебные видео и аудио-уроки продолжительностью 3-6 минут на определённые темы для разных классов с последующими к ним заданиями. Такая форма работы позже стала использоваться как помощь в подготовке домашних заданий и размещаться на стене моего сообщества «До-Ре-Ми-Фа-Солька» в социальной сети ВК. Таким образом стало происходить повторение, закрепление и практическое осознание учебного материала.

А теперь Вашему вниманию я хочу представить несколько таких видео и аудио-уроков.

1 класс.

 1. Опевание устойчивых ступеней (До мажор): видео-урок – приложение №1.

Задание: в тональности До мажор записать нотами опевание устойчивых звуков, подписать ступени, петь, играть (пианистам). Образец ↓

2. Восходящая секвенция (До мажор): видео-урок – приложение №2.

Задание: посмотреть видео, дописать секвенцию, петь с дирижированием ↓

3. Затакт в размере 2/4 (видео-урок) – приложение №3.

Задание: озвучено в приложении №3

4. Ритмические рисунки в размере 3/4 (видео-уроки) – приложения №4, №5.

Задание: данную тему осваиваем постепенно. Смотрим видео №4 и записываем в тетрадь три первых ритмических рисунка по одной строчке каждого, «стучим» их и называем слогами (ти, та, ту). На следующем занятии делаем тоже самое с другими тремя ритмическими рисунками. Такая же работа проводится и с видео №5. Тема охватывает четыре урока. Ритмические рисунки ↓

Освоение теоретического материала.

3 класс.

1. Параллельно-переменный лад (аудио-урок) – приложение №6.

Задание: прослушать аудио-урок, запомнить, уметь объяснить понятие «параллельно-переменный лад».

7 класс.

2. Переменный размер (аудио-урок) приложение №7.

Задание: прослушать аудио-урок. В примерах, приведённых ниже, проанализировать смены размера, сольфеджировать с дирижированием (Калмыков. Фридкин, «Сольфеджио» 1 част. №№ 672, 673) ↓

Слуховой анализ. Определение на слух по аудио записям интервальных и аккордовых последовательностей в ладу, запись аудио-диктантов.

Такие записи предлагаются с настройкой в ладу, объяснением способов определения (интервальные и аккордовые последовательности), разбором структуры и отдельных фрагментов, а также ритмических особенностей (музыкальный диктант) и проигрыванием несколько раз.

6-7 классы.

1. Интервальная последовательность (B-dur) – приложение №8.

Задание: прослушать аудио запись, определить звучащие интервалы и ступени, на которых они находятся. записать обозначениями и нотами, петь и играть.

2. Аккордовая последовательность (g-moll) – приложение №9.

Задание: прослушать аудио запись, определить звучащие аккорды, записать обозначениями (функция, обращение) и нотами, петь и играть.

3. Музыкальный диктант (G-dur) – приложение №10.

Задание: прослушать аудио запись, записать диктант (на первоначальном этапе работы с аудио записями возможен подбор на инструменте и многократное прослушивание).

Такие слуховые задания возможны не только в период дистанционного обучения. Они могут включаться в домашние задания, так как вырабатывают у учащихся самостоятельность в работе, развивают мышление и являются своеобразным тренингом музыкального слуха.