Бэрт Хара оруьу туоруур. Саввинов Кирилл таайбарана

Атас кыыһа Алгыстаах Арылыйаана Хотун

                                              Попова Ольга Прокопьевна

 

                В конце 90-ых в начале 2000 годов в городе Якутске очень остро стоял вопрос по открытию якутских классов и школ. В то  время  молодые родители, желающие обучать своих детей на якутском языке, стали активно добиваться  открытия якутских классов.  Первой открылась   Саха-немецкая  школа в здании детского сада «Колосок» по инициативе общественности родителей.  Не было ещё построено здание ЯГНГ на улице Пояркова, и ещё не была образована  школа «Айыы кыьата. Следуя опыту   открытия  Саха-немецкой школы( ныне Саха Гимназия) родители и учителя  собирались в каждую  среду  в кабинете учителя ЯГНГ  Шамаевой Лидии Петровны  в здании Дворца детства. В помещении Дворца Детства был филиал ЯГНГ. С Лидией Петровной собирали сведения о якутскоязычных детей по детским садам Октябрьского округа и других округов. Проводили мониторинг будущих первоклассников для  открытия  якутских классов в  школах. Тогда я узнала, что строится новая 17 школа на улице Петровского. По  открытию национальных классов в школах города планомерную работу проводили Избекова Лидия Константиновна, Заслуженный учитель РС(Я), автор многих учебников и пособий для якутских школ, Федорова Лариса Лукинична заведующая лаборатории георадиолокации, к.т.н., доцент Институт горного дела Севера им. Н.В. Черского СО РАН, Попова Матрёна Петровна, доцент, кандидат филологических наук, Скрябина Татьяна Артамоновна, учитель-энтузиаст по созданию якутскоязычной школьной среды  и много передовых родителей». Это было время исполнения чаяний и надежд родителей города Якутска, желающих воспитать и обучать своих детей на родном языке саха.   

             Для меня 17 школа начиналась не в сентябре, а в июле   2002 года.  У меня был свой педагогический стиль и опыт  работы в школах Верхневилюйского , Кобяйского улусах, в частной школе « Саморазвития» г. Якутска.  В этот год я выпускала свой класс в частной школе и  мне предстояло устраивать свой класс  в 5 класс городских школ.  С 1997 года в частной школе я работала вместе с моими коллегами по жизни Петровой Галиной Михайловной, Керемясовой Саскыланой Петровной.  Татьяна Артамоновна Скрябина сказала, что в 17 школе – новостройке  проводят конкурс  учителей. С Галиной Михайловной решили  участвовать в конкурсе учителей. Я взяла в охапку  своих выпускников и пришла на конкурс, который проводился в старой деревянной школе  на улице Островского 1. Перед жюри я рассказала  о своей работе  по теме «Обучение и воспитание учащихся с учётом этнопсихологических особенностей на основе программы «Эркээйи» А.П.Оконешниковой». Мои ученики станцевали зажигательный якутский  танец.  В составе жюри сидели   Максимова Лидия Николаевна-директор, Горнакова Людмила Петровна-учебный завуч, Борисова Оксана Ивановна-воспитательный завуч, Фёдорова Лариса Лукинична-родитель, Семёнов Василий Семёнович-родитель. И я на конкурсе познакомилась  Заровняевой Любовь Святославовной, Гаврильевой  Галиной Семёновной, встретилась с Поповой Марией Матвеевной, с которой закончили Вилюйское педагогическое училище в одно время. Результаты конкурса  жюри мы ожидали с большим  волнением. Пока ожидали результаты, в коридоре  изучали папку портфолио друг у друга.  Услышав положительное решение мы сильно обрадовались и искренне поздравили друг друга. Так я со своим выпускным классом частной школы «Саморазвитие» оказалась в стенах 17 школы. Классным руководителем моих учеников Саша Тотонова, Жени Свинобоева, Матвея Васильева, Сарданы Омуковой, Айхала Рязанского  стала Степанова Александра Васильевна. Александра Васильевна была очень позитивным, опытным педагогом. Её лучезарная  улыбка и весёлый смех озаряли атмосферу школы добром и светом .

          А когда я вспоминаю о том, как начинала  работать в коллективе 17 школы в 2002 году, в моей памяти сразу оживают одухотворённые  лица учителей, родителей и детей, добрая  улыбка Лидии Николаевны. Лидия Николаевна ходила по школе с ведром в руке, а в ведре были ключи от кабинетов. Получив заветный ключ от Лидии Николаевны  мы начали долгожданную  уборку.  В коридорах толпятся оживлённые  дети, родители, учителя.  Все в каком-то феерическом настроении. Первый субботник! Помню, что все работали с большим энтузиазмом. Родители стелили линолеум, собирали парты, мыли окна. Мы с Галиной Семёновной устроились а кабинете 6 рядом со столовой, под малым спортзалом.   Первая линейка прошла она многолюдно и торжественно.  А уже 1-ого сентября  зазвенели звонки на уроки.

        Новая школа всегда интересна своими новыми традициями, особенностями отношений. 17 школа   не стала исключением В школу на методическую помощь якутским классам научным руководителем  приняли  Семёнову  Светлану  Степановну, ныне директора ФГБНУ НИИНШ РС(Я). Для неё организовали кабинет на первом этаже, где сейчас хранятся учебники. Она организовала прекрасный торжественный праздник открытия физико-математических классов с якутским языком обучения по теме: «Мин саха кэнчээри ыччатабын». На вечер пришла поздравить со своим классов из саха-Немецкой школы Скрябина Татьяна Артамоновна. Они спели прекрасную патриотическую песню на якутском языке. Приятным открытием для нас стала программа Аксёновой  Людмилы Александровны и Кривошапкиной Ольги Милентьевны «Экологизация учебно-воспитательного процесса с усилением национального компонента». Эта была очень обширная, колоритная программа. В ней было все прописано , вплоть до народных обрядов народа саха в разное время года. Моя программа работы гармонично сочеталась с данной программой. И мы начали усиленно внедрять национальный компонент практическую часть  в процесс обучения и воспитания. Полностью русскоязычная 17 школа повернула своё русло работы в сторону развития родного языка и этнокультуры, что объединило новый коллектив на новые свершения. Я первой в школе надела традиционный якутский костюм и организовала единый костюм для всего класса. Отрадно, что сегодня этнокультурный компонент  стал «иконкой» школы, внедрился в работу всех учителей и классов.

              В мой первый «Д»  класс пришли целеустремлённые родители и мотивированные ученики. 16 октября 2002 года мы организовали в кабинете 6

16 октября 2002 года Посвящение в ученики .  На этом посвящении  весь класс был в якутском национальном костюме. Я провела обряд благословения, дети  показали свои таланты, устроили выставку тетрадей  и чаепитие.  Ученики  уже читали и писали бегло. Почерк у всех был просто отличный. Чтение и скоропись были  быстро сформированы благодаря технологии списыванию по алгоритму  Эльконина-Давыдова. Коллектив класса сплотился  и все очень сдружились .     Я  в 2002-2003 учебном году  проработала руководителем МО начальных классов. Весной 2003 года мы в составе Петровой Галины Михайловны, Заровняевой Любовь Святославовны, Гаврильевой  Галины Семёновны успешно участвовали в городском конкурсе «Супер-учитель». Конкурс прошёл в актовом зале 17 школы. В составе жюри пришли посмотреть на нас методист ЯГУО Нижник Надежда Николаевна, лучшие учителя школ города. Мы стали дипломантом конкурса. На конкурсе  мы  презентовали внедрение технологии ДЕМСОС и внедрение компонентов национальной концепции.  На этом конкурсе родилась наша творческая группа единомышленников «Сайдыс».  В период становления новых тенденций в методической работе много помогала методист по начальному образованию ЯГУО Петрова Татьяна Николаевна. В последующем свою концепцию работы модернизировали  под требования ФГОС, внедрение информационно-коммуникационных технологий, методов дистанционного обучения. В последующих годах наша творческая группа «Сайдыс» упорно и успешно внедрила в жизнь , в дыхание школы национальную концепцию, заданную еще Егором Петровичем Жирковым в 90-х годах. В 2014 году моя работа «Описание опыта работы творчской группы учителей «Сайдыс»  стала победителем  I МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ". По результатам   нашей группе «Сайдыс»  присвоили статус  педагогической лаборатории городского уровня по этнокультурному обучению и воспитанию учащихся в полиэтнической школе. ФГБНУ НИИНШ РС(Я) провела первую метапредметную олимпиаду «Сайдыс» на основе разработки «Олонхо дойдутун оҕото”. По результатам своих достижений Петрова Галина Михайловна, Заровняева Любовь Святославовна ,Попова Ольга Прокопьевна стали победителями гранта “Лучший учитель России”, Керемясова Саскылана Петровна “Лучшим учителем Республики Саха (Якутия).

           У меня есть самая памятная книга 2002 года  «Летопись города Якутска» от основания его до настоящего времени» . На первой странице книги красивым почерком Лидии Николаевны написано: «Уважаемая Ольга Прокопьевна! Мы рады видеть Вас в стенах нашей любимой 17-ой! Вы   с первых дней в стенах красавицы –школы, выстраданной многим поколением й. За годы работы Вами сделано много славных дел-незабываемые классные часы, внеклассные мероприятия, проведённые на высоком уровне, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии на основе и.т.д. Вы внедрили  в нашу школу  традиции народа саха, разбудили интерес к родной культуре. Мы рады за вас как неординарному,талантливому  человеку, как учителю-мастеру с большим любящим сердцем, принадлежащим детям!».  Подписи  Максимовой  Лидии Николаевны, Горнаковой Людмилы  Петровны, Борисовой  Оксаны Ивановны,Степановой  Александры Васильевны. Эти слова до сих пор окрыляют меня, поддерживают в трудную минуту.

       В новой школе восхитили учительские  праздники. В коллективе 17-ой они были особенными, потому что  учителя прекрасно поют, танцуют, импровизируют.  Кононова Ольга Петровна, учитель математики,  профессионально артистично читала  стихи якутских поэтов, прекрасно пела, Ильина Айталина Васильевна, Гаврильева Галина Семёновна, Заровняева Любовь Святославовна, Керемясова Саскылана Петровна  всегда украшают  праздники своими песнями и танцами. Потом пришла работать завучем Ефимова Капитолина Афанасьевна. Она организовала общественный фонд поддержки физико-математических классов с якутским языком обучения. До сих пор в кабинете сохранились  на полу линолеум с 2006 года и офисные шкафы, купленные на средства этого фонда. Капитолина Афанасьевна систематически анализировала  с учителями решение логических и трудных задач, контрольные работы по математике принимала по одному ученику очень тщательно. Проводили много открытых уроков по математике. При работе с Капитолиной Афанасьевной  я разработала проект «Обучение решению задач с применением сюжетов Олонхо», «Задачи на старинные меры измерения», «Задачи о сельском быте и труде». Эти работы становились победителями городских слетов учителей.

         Мои первые выпускники 2006 года Сарыал Семёнов, Изамира Николаева, Настя Христофорова, Айаал Пермяков, Саша Данилов, Ньургуйаана Григорьева, Таня Портнягина,Юля Габышева, Сардаана Тимофеева, Уйгулана Еремеева, Дуолан Николаев, Ньургун Прокопьев , Пухов Алёша , Басыгысов Айаал, Степанов Серёжа, Мигакин Кеша, Золотарёва Надя  радовали всех своим рвением к учёбе.  Басыгысову  Айаалу   достаточно было подсказать тему , он сам начинал  тянуться к знаниям, к трудным задачам, к новым исследованиям. В первом классе 2002 г. Николаева Айаала, Пухова Алёшу, Габышева Колю  ежедневно оставляла  после уроков в кабинете психолога , пока не научились бегло читать и писать диктанты. В середине 1 четверти пришли учиться Попов Дьулустан, Алексеев Максим с опытом годичного обучения  в 1 классе  в других школах. Родители попросили обучить их детей  повторно в моём классе. Довольно быстро они подтянулись в учёбе. После нового года Максима и Дьулустана перевели в класс Петровой Галины Михайловны по программе 1-3, где они благополучно закончили начальную школу.

         2006 году в городской олимпиаде по математике Степанов Серёжа занял 1 место по системе «Школа-2000», Еремеева Уйгулана-1 место по традиционной системе  математики. Пермяков Айаал экстерном закончил начальную школу и поступил в 5 класс РЛИ. На последней выпускной линейке я торжественно вручила свой класс в руки Алексеевой Валентины Васильевны. Она стала их  заботливым классным руководителем  до 11 класса, всегда была благодарна за воспитанных и трудолюбивых учеников. Валентина Алексеевна победитель олимпиады среди учителей математиков 2009 года, лучший математик, грамотный методист по обучению решения самых сложных задач ЕГЭ. Валентина Васильевна принимала всегда мудрые решения по отношению с учениками, помогла им устойчиво встать на крылья. Её ученики в течение 2006-2012 у.г. являются призёрами предметных олимпиад, чемпионатов. В 2012 году Пухов Алёша занял 1 место в городской олимпиаде по математике среди 11 классов с отрывом в показателе на 7 баллов, Семёнов Сарыал занял 2 место. Валентина Васильевна говорила, что задания ЕГЭ по математике стали очень сложными, поэтому они неустанно решают задачи. На 15 января 2012 года он из 1000 задач решили около 800 задач. Сегодня им уже 24-25  лет, все закончили высшие учебные заведения, трудоустроены. Есть семьянины.

                                Мои программы  педагогической деятельности в 17 школе

       2002-2006 у.г. «Экологизация  учебно-воспитательного процесса с внедрением компонентов этнопедагогики и технологии ДЕМСОС». Родители поддерживали учителя во всей работе, участвовали  с детьми на педагогических чтениях, конкурсах. В то время было актуально возить с собой детей на выступления учителей. С теплотой и благодарностью вспоминаю родителей: маму Ньургуяны Григорьевой- Раису Григорьевну, маму Данилова Саши-Александру Владимировну, отца Петра Петровича, маму Семёнова Сарыала -Екатерину Васильевну, родителей Кононова Эдика, Николаева Дуолана, Христофоровой Насти, Пермякова Айаала. Вклад этих родителей в становлении якутских классов 17 школы  неоценимый, они с учителями  вложили много совместных творческих усилий, проектов.

       2006-2010 у.г. я внедрила программу «Развитие личности ученика через через проектную деятельность с применением информационно-коммуникационных технологий». Форма работы оставался неизменными, т.к. они доказали свою результативность. Программа « Создание условий для развития одарённости каждого ребёнка на базе создания вокально-танцевального коллектива «Күнчээрэ»», программа  учебно-поисковой работы «Моя Малая Родина», «Здоровьесберегающие технологии». В ходе реализации этих проектов разработаны электронные задачники на темы «Труд и быт сельчан», «Хождения Нюргун Боотур Стремительного», «Старинные якутские меры»,  «Экономические задачи для детей», электронное пособие  «Азбука Олонхо», программы индивидуального развития ребёнка «Надежда», проект «Подари радость», программа кружка «Инфознайка», «Песнязнайка», подпроект «Экспедиция на знаменательные места моей Родины», детские проекты «Маленькие миротворцы» , волонтёрский проект «Айти-внучата»  по обучению компьютерной грамотности людей пожилого возраста», виртуальная  развивающая студия «Песнязнайка» с применением аудиовизуальных возможностей компьютера. Детские творческие группы, еженедельные родительские семинары,  учебные маршрутки, зачётная система обучения, выставление оценок по мере качественного усвоения материала, отработка сложных тем, участие родителей в обучении. В апреле 2010 года было известно, что мой класс берёт Макарова Любовь Гаврильевна, учитель математики. Я сразу её пригласила в класс, познакомила с детьми. И она стала чаще заходить детям в кабинет, общаться. А 1 сентября они встретились как старые добрые знакомые. Моим выпускникам 2010 года с классным руководителем тоже очень повезло. Любовь Гаврильевна сотрудничает с математическим форумом «Ленский край». С 5 класса водила свой класс на учёбу в «Ленский край», на Одессу. Платонова Лана заняла 2 место в городской олимпиаде по математике среди 7 классов.

2010-2014 у.г. внедрила программу «Воспитание социальных и личностных компетенций у учащихся с внедрением дистанционных форм  взаимодействия в ходе реализации  ФГОС». Знаменательным событием является наш авторский городской семинар. Я с учениками продемонстрировала мониторинг  по итогам  участия в дистанционных олимпиадах, в городских творческих конкурсах, о привлечении начальной школы к международной игре  "Инфознайка". Саввинов Кирилл рассказал о сайте http://nsportal.ru/ социальной сети работников образования, об участии в проекте одарённых детей "Алые паруса" http://nsportal.ru/, где ученики 4 "В" класса загружают свои учебно-исследовательские работы. Для участия в городской НПК "Мой Якутск", команда учащихся  открыла сайт под девизом "Город-учитель  гражданина". Привлечение детей с раннего возраста к образовательным сайтам формирует сетевой этикет, внутреннюю культуру, обеспечивает безопасный интернет. Так как  этот сайт является сертифицированным, находится под контролем государства и МО  РФ.  После четвертого класса моих выпускников приняла Коротова Надежда Афанасьевна. В этом юбилейном году перешли в 11 класс. В 2018 году выиграли грант «Лучший класс». Они являются гордостью 17 школы.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.06 МБ
Файл zadachi_na_dvizhenie_savvinov_kirill_3.pptx197.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Темата : Сахалыы уста кээмэйдэрэ Толордо: Дмитриева Аэлита 3ˮВˮ кылааҺа Бэрэбиэркэлээтэ: О.П Попова

Слайд 2

Предмет урдугэ

Слайд 3

Омуурт- биир омуурт уу

Слайд 4

Кымаах- 1 грамм


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на движение Выполнил ученик 3 «В» класса Саввинов Кирилл

Слайд 2

Бэрт Хара өрүһү туоруур Бастакы задача Бэрт Хара болуотунан өрүһү туорабыт. Кини т үргэнэ 20 миэтэрэ мүнүүтэҕэ. Устубут бириэмэтэ 1 чаас 25 мүн. Өрүс кэтитэ төһөнүй ? S=V*t S= 20*85=1700 миэтэрэ . Эбэтэр 1 км.700м.

Слайд 3

Бэрт Хара өрүһү туоруур Иккис задача Бэрт Хара болуотунан өрүһү туораабыт . Кини т үргэнэ 40 миэтэрэ мүнүүтэҕэ. Өрүс кэтитэ 2400м.Төһө бириэмэни бараабытый, туорууругар ? t=S : V t= 2400 :40 = 60м ү н. Эбэтэр 1 чаас .

Слайд 4

Бэрт Хара өрүһү туоруур Үһүс задача Бэрт Хара болуотунан өрүһү туорууругар 2 чааһы бараабыт онтон өрүһүн кэтитэ 4км. 800миэтэрэ эбит. Туоруур түргэнэ төһөнүй ? V=S : t V= 4800 : 120=40 миэтэрэ м ү н үүтэҕэ