Главные вкладки

    Экологическое воспитание

    Горденкова Нина Васильевна

    В настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Мы постоянно слышим о том, что человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причина - потребительское отношение людей к окружающему миру. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна. Человек не может существовать без природного окружения и если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

    Вот почему экологическое образование становится составной частью нравственного воспитания. Это веление времени, продиктованное самой жизнью: чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

    Экологическое образование младшие школьники получают на уроках окружающего мира, но для полноценного воспитания этого мало, поэтому в своей практике не один год использую  проектную деятельность.

    Дети - народ активный, любознательный, им постоянно хочется что-то сделать, поделиться своими впечатлениями со сверстниками или со старшими друзьями, родителями, учителями. Поэтому проектная деятельность так по душе этим непоседам. Ребята учатся не только задавать вопросы, но и искать на них ответы. А ещё им нравится делиться своими находками с друзьями, одноклассниками, учителем. Идёт своеобразное соревнование друг с другом, у кого больше и интереснее найденный материал. Для детей это игра, которая помогает развитию любознательности, целеустремлённости, мышления, речи, умению ориентироваться в информационном материале, самостоятельно конструировать свои знания, а ещё грамотно преподнести окружающим собранную информацию. Им нравится быть в роли «открывателей», особенно если они видят, с каким интересом слушает их аудитория. 

    Мои  ученики 2-ой год работают в проекте «Давайте сохраним!». Началось всё с посадки ёлочки, затем они с интересом увлеклись проектом «Ель без топора» , «Первоцвет», «Сбережём бумагу - сохраним дерево», приняли участие в форуме "Зелёная планета 2015".

    И вот они уже не просто участники проектов, они организаторы проектов в начальной школе и участники  детского экологического движения «Зелёная планета 2016» в лицее. Мои волонтёры проводят работу в начальной школе. С интересом и увлечением они провели акцию «Первоцвет!». Призывали детей и взрослых относиться бережно к раннецветущим растениям. Родители и ученики организовали и провели ярмарку «Умелые руки, доброе сердце». Средства (16200 рублей) потрачены на покупку корма для животных и доставлены в приют животных «Доброе сердце» .

    Прикасаясь к боли Земли и страданиям животных учу ребят быть добрыми, милосердными, заботливыми и внимательными.

    Уважаемые коллеги, поделитесь своим опытом и наработками по экологическому воспитанию.

     

    Комментарии

    Рефатова Лейля Шевкетовна

    Нина Васильевна! Спасибо за актуальную и интересную статью! Считаю, проблема экологического воспитания остро стоит перед педагогами общеобразовательных школ. Если мы научим наших детей любить Матушку Землю, то воспитаем настоящих граждан своего Отечества. Мы в своей специальной школе-интернате 22 апреля провели общешкольное мероприятие "День Земли. Берегите Землю", провели акцию "Украсим нашу Землю цветами",высаживали цветы на клумбах школы.Разработка мероприятия размещена на сайте "Инфоурок"

    Горденкова Нина Васильевна

    Спасибо Вам большое.Мне очень приятно встречать людей, кого волнует эта тема. Спасибо за сценарий.Мне понравился, нашла интересное для себя.

    Лариса Станиславовна Фурман

    Добрый день. Я являюсь организатором открытой городской конференции "Юные исследователи" для учащихся 1-4-х классов. Положение о конференции я выкладываю на своей странице.Также документы можно посмотреть в группе ВКонтакте эколого-биологического отдела https://vk.com/club36570995 , на сайте ДТ "У Вознесенского моста" http://ddtvm.ru в разделе "Сотрудничество". Правда, документы на этот учебный год ещё не выложены, ждём утверждения Комитета. В этом году у нас планируют участвовать коллеги из Калининграда.
    С этого года формат конференции расширяется. Она будет проходить в три дня. Третий день будет посвящён педагогической секции, где мы и наши коллеги смогут поделиться опытом организации и проведения исследовательской деятельности для младших школьников.

    Горденкова Нина Васильевна

    Спасибо, эта тема интересует меня. Постараемся с ребятами принять участие.

    Коннова Наталья Борисовна

    Хочется выразить слова благодарности Нине Васильевне. Это не просто статья на одну из глобальных проблем, которая стоит перед человечеством (Преодоление экологического кризиса и его последствий"), а целая система работы по экологическому воспитанию учащихся, причем с показанными конкретными акциями, движениями, ярмарками и мероприятииями, то есть с накопленным опытом работы по данному направлению. Дети вносят свой конкретный и посильный вклад в оздоровлении экологии нашей страны. Их учат быть добрыми, милосердными, бережливыми, беречь и охранять природу-наше богатство!
    Мы с детьми проводим акции "Сбережем планету(село) от мусора!" , акции в защиту животных, агитбригады, экологические ринги, участвуем в смотре-конкурсе экологических агитбригад, делаем экологический агитпробег, Устный журнал и живую газету, которые рассказывают об экологических проблемах в нашей стране, области, районе, селе и т.д.

    Горденкова Нина Васильевна

    Большое спасибо, Наталья Борисовна, за добрые слова. Удачи Вам и Вашим ребятам. Очень приятно общаться с единомышленниками.

    Метлицкая Антонина Александровна

    Мы взрослые, родители. педагоги, стоим на позиции гуманной педагогики разнопланового воспитания и обучения подрастающего поколения. Экологическое воспитание детей- одно из важнейших направлений .

    С самого раннего возраста столько об этом говорится и делается.

    И с каждым годом всё больше и больше, потому что всё больше и больше понимаем- человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Человек-часть окружающего мира, и однозначно не сможет существовать вне ! Тема очень актуальная и мне кажется в школьные годы на эту тему очень много практических мероприятий и творческих проектов приходится. А потом взрослые всё забывают...

    Горденкова Нина Васильевна

    Хочется верить, что наши дети поймут уроки доброты и человечности. А самое главное они понимают, что взрослые поступают хуже чем они. После очередного праздника по экологии, они предложили приглашать не детей из лицея, а взрослых, включая в состав депутатов города. "Мы сами не сможем всё сделать. Давайте пригласим депутатов, пусть помогут".

    Мягкова Алла Владимировна

    Спасибо, Нина Васильевна, что поделились своим опытом. Однозначно, что возьму для себя на вооружение Ваши наработки. Интересна и задумка проводить во время Ярмарок милосердия( а они у нас в учебном заведении проводятся ежегодно)выставки - продажи изделий, сделанных своими руками.

    Горденкова Нина Васильевна

    Спасибо за добрые слова. Ярмарки милосердия очень нравятся детям.Они осознают, что их труд приносит пользу.

    Каргаполова Татьяна Михайловна

    Спасибо за ваш опыт.

    Горденкова Нина Васильевна

    Спасибо за Ваше признание. Буду рада, если Вы используете его в своей работе.

    Никитина Марина Сергеевна

    Нина Васильевна! Спасибо за представленный опыт. Многое возьму для себя. Успехов!!!

    Орлова Елена Алексеевна

    Вы молодцы! Сейчас,когда природа нуждается в особой охране такое воспитание детей очень важно,а ещё более важно ,что оно реально,если каждый из нас посадит ёлочку,то леса можно восстановить!

    Печникова Татьяна Юрьевна

    Статья интересная, я с вами детьми тоже провожу различные мероприятия, по экологии и хотела бы поделиться опытом использования проектов по этой теме.

    Гимельберг Анна Валерьевна

    Спасибо за мотивационный материал. По сути, экологическое воспитание начинается с малого, с конкретики. например, с объяснения ребенку, что нельзя бросать мусор на улице. Здесь огромную роль, как мне кажется, играет работа с родителями. Хотелось бы узнать, как проводится работа в этом направлении. Спасибо.

    Горбунова Елизавета Вадимовна

    Это большое дело - экологическое воспитание. Сейчас, особенно родител, не особо акцентируют вниманипе детей на проблеме экологии.

    Липагина Наталья Викторовна

    Спасибо за информацию о вашем опыте работы. Я в детском саду тоже стараюсь привить своим детям интерес к природе, ведь сегодня городские дети настолько оторваны от этого мира, что не знают элементарного, боятся жучков, растений. "Человек всегда был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры" В. А. Сухомлинский