Главные вкладки

    Личность учителя

    Татьяна Михайловна Захарченко

    "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…" Д.И. Менделеев

     Личность учителя выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» ученик. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников. Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Об огромном влиянии учителя на учеников и студентов рассуждал ещё великий Ломоносов. Он разработал требования к личности учителя и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «…учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать…». Великий педагог В.А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является учитель, зависит, каких он воспитает учеников.

    Веками проверенная в практической педагогике народная мудрость гласит: «Учитель творит ученика по образу и подобию своему». Несомненно, роль личности учителя в образовательном процессе не просто огромная, эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия учителя и ученика – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление ученика к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует учитель, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.