Проект как средство социализации младшего школьника

Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

   В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания,  обновление содержания образования.  В последние годы эта  проблема  успешно решается  через организацию проектной деятельности.

     Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

      Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

    «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать  - и я пойму»  -  эти вечные слова великого  Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности,  дети  наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных   задач.

      В УМК  «Планета знаний», в каждом учебном предмете, начиная с первого по третий класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.

Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление.

       Мои первоклассники успешно включились в проектную деятельность.  Родители стали их активными помощниками и консультантами.  Радует, что взрослые понимают то, что участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.   И,  кроме того, в процессе реализации проекта их дети  получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе  –  социализация детей. 

 

Комментарии

Полоскова Мария Дмитриевна

Очень полезная статья, я тоже в своей работе использую этот метод, для младших школьников очень важно поверить в себя, видеть материальный результат своей деятельности.

Татьяна Михайловна Захарченко

Сейчас мои ученики уже защищают собственные проекты: https://nsportal.ru/user/843726/page/28-prezentatsii-uchenikov-po-proekt...