Применение интерактивной игры при изучении родного края.

Егорова Ольга Ильинична

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед  лицом внутренних и внешних вызовов, в укреплении социальной солидарности, к согражданам, к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.  

Именно в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская духовная, и культурная жизнь ученика начальных классов. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей,- утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

     Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

         Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота,  раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

        В условиях нашей республики  имеется разнообразный этнический и религиозный состав населения. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

      В связи с вышесказанным, с целью углублённого  изучения знаний  младшего школьника  о родном крае были проведены диагностические исследования учащихся  начальных классов. Было опрошено 126  детей. Средний уровень знаний показали – 102 ребёнка, показатели ниже среднего у 24 детей. Не вызвали трудностей ответы на вопросы природоведческого характера: названия животных, явления природы. Трудности вызвали вопросы, связанные с названиями населённых пунктов, находящихся за пределами посёлка, вопросы, касающиеся охраны природы и экологии. Не все дети знают о существовании промышленных предприятий в районе,    о достопримечательностях  родного края.

        Вывод: в целом, дети обнаруживают средние показатели по всем проведенным методикам, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня социализации детей младшего школьного возраста, в соответствии с теми вопросами, которые требуют доработки. При этом наличие специального учебного пособия и разработанной методики по его использованию значительно повысит эффективность данной работы и позволит перевести большую часть детей со среднего на высокий уровень социализированности.

       Для решения вопросов духовно-нравственного воспитания самым юным россиянам огромное значение имеет формирование  такого качества личности как гражданственность. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.

       

         В  Каменском лицее в  рамках проекта  по  духовно-нравственному воспитанию  разработан и реализован  курс для учащихся вторых классов  «Я – гражданин».

       По новым требованиям ФГОС  воспитывает ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.В нашем лицее в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию разработан и реализован  курс для учащихся вторых классов « Я – гражданин», авторами которого являются Бунина И.Л., Стрекаловская Г.Г. Мы продолжили эту работу  и во вторых классах, на классном часе использовали рабочую тетрадь этого курса. Наши дети узнали много нового  об обществе и человеке, о своей семье, школе, имени, правах и обязанностях ребёнка. Тем самым готовили их  к изучению рабочей тетради «Я- житель Кабанского района», устраивая мероприятия к 350-летию Бурятии, Дню Победы. Для этого использовали материалы школьного музея.

 

        Для продолжения этой работы  мы разработали  рабочую  тетрадь «Я-житель Кабанского района» для  учащихся  3-4 классов.   В  этом году рабочую тетрадь использовала в работе с детьми 4 «Б» класса Качина Е.Л. Учитель ответственно отнёсся к данному проекту. Эти  рабочие  тетради  получили  рецензию  кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ  Т.Ц. Тудуповой.  К тетрадям  разработаны  методические пособия.   Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.

Содержание рабочей тетради  «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности, учитывая инновационную образовательную среду в начальной школе. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала»  строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей,  например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.

        Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника.   На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком  по  своей  малой Родине. Он  изображен в тетради, а на уроке  должен оживать, принимать активное участие в работе. Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.

      Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов  продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания,  например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве,  в сказочном  государстве……». Эти и многие другие  творческие задания  позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.

            Большое  внимание   уделяется работе со словарём. В доступной форме дети находят объяснение значения слов «острог», «кордон», «акрополь», «волость», «слобода».   

     Важная роль отводится коллективному  решению проблемных вопросов,  таких как: « Почему село  Байкало - Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии?» В рабочей тетради встречаются   задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги  Историку   собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и  презентацию о профессиях твоих родителей».

      На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».

        Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, формируется толерантное отношение к соседствующим народам. Обращение к истории и современности Кабанского района позволяет младшим школьникам более внимательно относиться к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.

      Итог изучения рабочей тетради - контрольные и обобщающие  уроки в «Дневнике Путешественника».

      Введение ФГОС начального образования заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты.

         Если речь идёт о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только дать ученику понятия  элементарных социальных знаний, объяснить, что такое общественные нормы, одобряемые или неодобряемые правила поведения, но и сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что считается благом. В таком курсе как главной задачей будет не изучение географических понятий (хотя это и важно) , а умение осознанно читать текст, искать в нём нужную информацию, анализировать прочитанное. Писать придётся не только сочинения, но и заметки в газету, обращение к главе района и т.д. Ведь воспитание гражданина - один из главных результатов любой системы образования.

    В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове - вот к чему мы стремимся. Работа с тетрадью предусматривает самообразование учащихся, ведь это очень важный момент в современном обществе. Важно не просто передать знания человеку, а научит его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На наших уроках особое внимание уделяется развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Поэтому, уже с 1 класса надо включать 1 час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребёнка, но собственного проекта.

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

интерактивная игра «Знатоки родного края» Авторы: Конева Татьяна Григорьевна учитель начальных классов Егорова Ольга Ильинична , учитель начальных классов Оглоблина Татьяна Федоровна у читель истории МБОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

Слайд 2

Интерактивная игра «Знатоки родного края» ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Выход

Слайд 3

Вопрос Вид жилища, в котором жили буряты. Ответ Раздел « История » ЮРТА Назад 1

Слайд 4

Вопрос Какое село является районным центром? Ответ Раздел « История » с ело КАБАНСК Назад 2

Слайд 5

Вопрос Когда был основан Кабанск ? Ответ Раздел « История » Назад 3 1678 г

Слайд 6

Ребус Ответ Раздел «История» острог Назад 4 ОСТ +

Слайд 7

Вопрос Угадай слово из толкового словаря 1. Обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. 2. Раздел агрономии, изучающий способы пользования землей и повышения плодородия почвы. Ответ Раздел «И стория » Земледелие Назад 5

Слайд 8

Вопрос В каком селе были найдены захоронения с ценными находками? Как оно называлось? Ответ Раздел « История » село ФОФОНОВО ФОФОНОВСКИЙ АКРОПОЛЬ Назад 6

Слайд 9

Вопрос Изображение земной поверхности с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Ответ Раздел « География » КАРТА Назад 1

Слайд 10

Вопрос Самое глубокое озеро в мире с чистой пресной водой Ответ Раздел « География » озеро БАЙКАЛ Назад 2

Слайд 11

Вопрос Основное занятие местных жителей Кабанского района в прошлом. Ответ Раздел « География » СКОТОВОДСТВО Назад 3

Слайд 12

Вопрос Что оказывает влияние на климат района? Ответ Раздел « География » Озеро Байкал Назад 4

Слайд 13

Ребус Ответ Раздел « География » Кабанск Назад 5 щщ О

Слайд 14

Вопрос. На данном хребте «широко распространены живописные альпийские луга, украшенные ярко оранжевыми огоньками, синими горечавками и водосборами сибирских цветов. Над альпийскими лугами находится каменисто-моховая тундра, заросшая стойкими к суровому сибирскому высокогорью низкорослыми альпийскими цветами. Скалы хребта покрыты только лишь разноцветными лишайниками». О каком хребте идёт речь? Ответ Раздел « География » Хребет Хамар-Дабан Назад 6

Слайд 15

Вопрос Какие леса преобладают в Кабанском районе? Ответ Раздел «Растения» хвойные и лиственные Назад 1

Слайд 16

Вопрос «Это небольшое деревце с коротким извилистым стволом и округлой кроной, на ветвях которой иногда есть колючки. Плоды ее мелкие, округлые, желтые или ярко-оранжевые. Осенью такое деревце становится издали красным от обилия плодов. Весной яблоня превращается в белое, реже чуть розова­тое облачко. Роща же яблонь — незабываемое, сказочное зрелище!» О каком дереве идёт речь? Ответ Раздел «Растения» Яблоня сибирская Назад 2

Слайд 17

Вопрос Какой заповедник расположен на территории Кабанского района? Ответ Раздел «Растения» Байкальский государственный б иосферный заповедник Назад 3

Слайд 18

Вопрос О каком дереве идёт речь? Ответ Раздел «Растения» Кедр Назад 4 Он сосне ближайший брат И растёт в Сибири. Он орешками богат - Нет вкуснее в мире. Что это?

Слайд 19

Вопрос Самые популярные грибы в лесах Кабанского района? Ответ Раздел «Растения» Опята Назад 5 Нет грибов дружней, чем эти, - Знают взрослые и дети, - На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу.

Слайд 20

Вопрос О какой ягоде идет речь в этих стихах? Ответ Раздел «Растения» Брусника Назад 6 Глазастая ……. Бусиной глядит. Листиком зеленым Укрылась и сидит. В губки поцелую – Станет алым рот. Зрелая ……. Соком истечет.

Слайд 21

Вопрос Кто из животных является хозяином Байкальского заповедника? Ответ Раздел « Животные » Медведь Назад 1 Разгадайте какие животные зашифрованы в ребусах: 1 -= Дом Ведро Семь =--= медведь =-

Слайд 22

Вопрос Какой промысловой рыбой семейства лососевых славится Кабанский район? Ответ Раздел « Животные » Назад 2 Омуль

Слайд 23

Вопрос Как называется детеныш косули? Ответ Раздел « Животные » Назад 3 Инзаган

Слайд 24

Узнай по описанию Это животное является одним из символов Байкала, которая принадлежит к семейству тюленей настоящих. Это единственное млекопитающее озера. До сих пор ученые пытаются разгадать загадку ее появления в водах озера. Ответ Раздел « Животные » Нерпа Назад 4

Слайд 25

Вопрос Свист какого животного похож на своеобразное «лаянье»? Ответ Раздел « Животные » Назад 6 Бурундук


 

Комментарии

Егорова Ольга Ильинична

Здравствуйте, спасибо за оценку! Есть ли у вас подобный материал для курса по изучению родного края?

Мухановская Елена Васильевна

Замечательная интерактивная игра!Очень хороший познавательный материал для изучения родного края!