Как научить ребенка критически мыслить (из опыта работы учителя начальных классов Варковской Ольги Ивановны)

Варковская Ольга Ивановна

Как научить ребенка критически мыслить (из опыта работы учителя начальных классов Варковской Ольги Ивановны)

Научить ребенка критически мыслить – одна из задач, которую решают современные педагоги. Работая с детьми младшего школьного возраста, всегда нахожусь в поиске таких методов и приёмов, которые помогли бы совершенствовать мыслительные способности учащихся и позволили бы им мыслить более продуктивно. Приведу примеры тех приемов, которые использую на своих уроках в начальных классах:
Прием «Кластер» Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
«Синквейн» В переводе с французского – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквэйна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка – предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Эти задания выдаю детям на платформе ЯКласс. В третьем классе ученики достаточно хорошо справляются с такими видами работ.
В результате применения технологии развития критического мышления учащихся изменяется отношение к урокам. Уроки из нудных и неинтересных становятся познавательными и захватывающими, ученикам нравится получать знания в школе, и они стремятся узнать больше.