Участие в профессиональных конкурсах: кому и для чего это нужно (проблема мотивации) Из опыта работы

Зайцева Наталья Викторовна

Как гласит известная пословица, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать победителем профессионального конкурса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchastie_v_profkonkursah.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Участие в конкурсах: кому и для чего это нужно

(проблема мотивации) 

Как гласит известная пословица, «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать победителем профессионального конкурса».

        Профессиональные конкурсы — не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: растут их знания, продвигается карьера.

        Конечно, участие в любом конкурсе – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии. Наконец, что немаловажно для многих из нас, это и определённый психологический дискомфорт от того, что «твоё детище», не просто программу, педагогические наработки а, по сути, часть души, вложенной в занятия с детьми, будут оценивать не дети и их родители, чья оценка наиболее важна и значима для любого педагога, а строгие члены жюри, твои же коллеги, но судящие о ней со стороны, а не изнутри той повседневной кропотливой работы, которая и составляет суть педагогической профессии.

        Поэтому, наверное, первым вопросом, на который должен ответить педагог, прежде чем согласиться с предложением руководства принять участие в  конкурс, это вопрос, который стоит задать самому себе, - о мотивации такого поступка: зачем мне это надо?

        Есть масса вполне разумных аргументов, чтобы отказаться от участия в конкурсе, даже тогда, когда кажется, что собственный опыт работы носит действительно новаторский характер и позволяет достичь таких результатов в работе с детьми, которые не всегда доступны твоим коллегам.

        Проблема мотивации поступков человека, как известно, одна из сложнейших проблем психологии.

 Мотивация – это не компьютерная программа, которую можно заложить в мозг человека, и заставить его действовать именно так, а не иначе.

Но в то же время не только наука, но и простой здравый смысл свидетельствуют о том, что в любой профессии человек нуждается во внешнем признании, что такое признание – важнейший стимул для работы и в то же время один из источников достижения внутренней гармонии, осознания собственной индивидуальности, профессионального и личностного самоутверждения.

        Поэтому можно сказать, что на самом деле мотивация к соревнованию, проверке своих возможностей в открытом и честном сопоставлении собственной профессиональной деятельности с деятельностью коллег, есть в каждом из нас. Проблема не в её отсутствии, а в степени её проявления, в том, что можно определить как уровень профессиональных притязаний.

        В сущности, уже само создание программы, педагогических разработок, работа по ним, доведение их до «блеска» – есть доказательство уровня профессиональных притязаний педагога. Поэтому любой педагог, их создатель, потенциально мотивирован на участие в конкурсе. Другое дело, что не всегда «обстоятельства времени и места» позволяют перевести возможное в действительное.

Поэтому нам представляется важным обратить внимание на несколько  моментов, которые, возможно, стимулируют вашу мотивацию на участие в конкурсе.

        Во-первых, приняв участие в конкурсе, вы сможете отшлифовать форму и содержание своей программы, поскольку те требования к её оформлению, которые являются необходимым элементом конкурса, позволяют придать ей более целостный и законченный вид. Опыт участия в таких конкурсах свидетельствует, что часто в процессе подобной частичной трансформации программы, её подведения под вроде бы формальные требования, автор неожиданно для самого себя обнаруживал какие-то скрытые возможности программы, усиливал её наиболее творческие, активные элементы, находил новые нестандартные шаги и повороты в её реализации, которые затем, осуществившись на практике, заметно повышали эффективность всей работы.

        Во-вторых, самим фактом участия в конкурсе, пусть даже, если вы и не пройдёте дальше его первого этапа, вы демонстрируете и самому себе, и окружающим собственную профессиональную состоятельность, уверенность в том, что вы работаете на уровне, дающем основания претендовать на большее.

        Опыт проведения  конкурсов свидетельствует, что некоторые участники, не дошедшие до финала в первый раз, вновь участвуют в конкурсе на следующий год и достигают успеха. При этом основным мотивом такой настойчивости становится именно уверенность в собственной состоятельности как профессионала.

        В-третьих, при всех случайностях и досадных помехах, которые, конечно, случаются в каждом соревновании, конечный успех приходит к сильнейшим, но узнать, относишься ли ты сам к этому числу, можно только приняв участие в соревновании.

.Анализ профессионального опыта позволяет определить передовые тенденции в деятельности педагогов, их достижения. Он выражается в творческом стиле деятельности, проявляющейся в характере выдвигаемых целей, задач и результатов образования, использовании различных методов и средств воспитания, широте и глубине духовных контактов с учащимися.

        В другом случае анализ опыта, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в определении педагогом целей, задач, результатов работы с учащимися. Обогащая его подобным образом, педагог в определенной степени содействует развитию своего мастерства.

        Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом опыте, отражают богатый внутренний мир педагога, его способность к рефлексии и экспериментированию. Такую возможность педагогу предоставляет участие в конкурсах педагогического мастерства.

        Современный педагог — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Именно это является одной из причин личного участия в конкурсах профессионального мастерства.

 Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.         Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста. Опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства позволяет говорить его участникам  о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Желание быть лучшим возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

 

Участники конкурсов на своём примере доказывают, что учительский дар — это прежде всего призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог — не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.

 

        Сегодня я хочу рассказать о своём участии в конкурсе «Учитель года». Символ его – это символ всего учительства – птица пеликан, склонившаяся над своими птенцами как призыв к безграничной любви к детям, милосердию, полной отдаче своему призванию. В 2018 году конкурс «Учитель года Конечно, решилась на такую всестороннюю оценку своего опыта и способностей я не сразу. Понимала, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение. И всё же причин для участия оказалось больше:

 научиться новому у коллег,

 обобщить и публично представить личный опыт,

 поддержать имидж своей школы, ведь  уже есть победители .

Действительно, только заручившись поддержкой школы и семьи, можно вступать на этот путь. Он нелёгкий, ведь начав подготовкуя по – прежнему вела уроки и внеурочку, выполняла обязанности классного руководителя и даже обучала ученика, переведённого на индивидуальное домашнее обучение.

.Приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе,  пришлось проделать колоссальную работу:

установить вконтакткуратором конкурса;

 ознакомиться с документами конкурса;

 изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет;

взвешенно оценить собственные возможности участия:

не преувеличивать их, но и не умалять;

оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации; продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса;

систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия,

 выделив из них авторские и творческие находки;

 попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогли посмотреть на себя со стороны; не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки; продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов. ки в интернете.

 Этап 1 – подача заявки, подготовка документов,  и наполнение своего интернет – ресурса: сайта или блога. А самое главное – чёткого представления своей методической темы. В ней должна быть актуальность, новизна, универсальность применения. Сейчас в период внедрения новых Стандартов необходимо быть методически грамотным, компетентным педагогом, который может соединить теорию методического семинара с практикой открытого урока и мастер – класса. Для этого надо хорошо знать научно – методическую базу, наработать положительный опыт и, обобщив, представить результаты своей деятельности. Действительно, объём подготовительной работы большой. Бывали минуты усталости, пессимизма, и вернуть уверенность мне помогали просмотры видеоуроков и мастер - классов учителей – участников всероссийского конкурса, ведь конспекты дают мало представления, как это будет происходить, а здесь вживую наблюдаешь, из чего складывается атмосфера урока, живое общение, как и на чём можно сэкономить время и многое другое.

Этап 2. Конкурс. Сразу необходимо отметить, что у  Каждый из нас,  попав туда, почувствовал себя желанным гостем. Дети вежливы, учителя приветливы, администрация учла все возможные неудобства,  Это действительно была очень комфортная обстановка. И поверьте, она помогает, лично я больше волновалась до конкурса, а этот для праздничными, позитивными и даже удивительными, потому что каждый готовился, каждый показал свою изюминку. Конкурсными очными заданиями являются: « «Методический семинар», «Урок», «Мастер-класс».

ДА я не скрою что  участие в районном конкурсе , оказалось более напряженном чем в Республиканском.

В Петрозаводке

Открытый урок проводила на предмете «литературное чтение» - базовом предмете по формированию навыков смыслового чтения в начальной школе. Объявленная за неделюдо конкурса тема урока потребовала мобилизации всех способностей.Т.К Мы работаем попрограмме « Школа Россиии» а по положению конкурса урок проводится в соответствии с программой и учебным планом школы. Школа « 2 « Источник «  работает по программе Школа 2100. Моя тема Джани Родари « Про дедушку , который не умеет рассказыватьсказки» Совершенно отличающейся от нашей . Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области преподавательского мастерства, открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, Вы сами не подозревали! 

К огромной моей радости мне очень помогли наши библиотекари найдя где-то старенький учебник у нас .

  Уже плюс -познакомилась с этой программой, для меня это было иновацией.

Что теперь

?НАдо увлечь, повести за собой, сделать так, чтобы каждый ученик максимально показал себя. Конечно, урок должен быть рабочим по содержанию, отвечать технологическим требованиям и при этом быть незаурядным, зрелищным.Спасибо моим коллегам , которые  приехали поддержать меня во второй конкурсный день. Это было просто необходимо и придало  .

После урока была незапланированная короткая беседа с членами жюри с педагогами из Санкт петербургаДля меня это было неожиданно и очень приятно.:  От оценки моего урока и слов сказанный ими  я  испытавыла необыкновенный душевный подъем.м Признание в среде школьников и слова благодарности от родителей — безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — победа на конкурсе профессионального мастерства и признание в среде коллег.  

Вспоминая конкурсные уроки  хочется сказать, что дети отзывчивы, контактны, не робеют, а напротив активно работают. Они настроены на успех учителя.

Мастер – класс является формой представления опыта, только уже на взрослой аудитории. Задача: увлечь своей идеей, научить приёмам, показать новые эффективные методики. Мой мастер - класс посвятила ваоянию из шерсти . Таким образом, мне хотелось добавить весёлого настроения и позитива в этот  соревновательный день. Тоже получила положительные эмоциии. Время бвло ограничено, но жюри сказала пока не доделают работы  никуда не пойдут

  1. Вообще после конкурсадругое восприятие своей работы, подчеркну - не профессии, а именно работы. Другое дело, что педагоги всегда отличались, и будут отличаться своим альтруизмом - сделали, значит, нужно делиться. А следовательно, стимул у большинства один "Хочу не только для себя сделать, но и показать это всем, хочу получить оценку своему труду хочу знать, в каком соку я "варюсь" А, если повезет, то и пообщаться со своими "конкурентами", т.е. набраться опыта.
  2. Еще один стимул- это аттестация, показатель рейтинга к зарплате (как без нее родимой выжить, хоть и не большая добавка, но нужна). Но когда аттестация заканчивается, то внутренняя потребность остается, желание найти единомышленников на конкурсе, пообщаться. На мой взгляд, важным является рефлексия. Мы оцениваем свои возможности на конкурсе, свой уровень. Каждый переживает, если его оценка не совпадает с мнением экспертов. Или я не права?

. Обращаюсь к будущим участникам:  если есть ощущение, что это ваше, – надо идти, невзирая ни на что. Потому что жизнь всё-таки быстротечна, и пускай нашей главной задачей является воспитать и обучить несколько поколений детей. Но конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными находками, открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, Вы сами не подозревали!