Педагогическая ситуация

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые. В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: – недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); – противодействие (действие, препятствующее другому действию); – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь). Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий: 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения. Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.
 

Комментарии

Юлия Викторовна, спасибо за материал.Вы правы, педагоги со стажем не нуждаются в детализации. Но молодым педагогам это надо ли, если они из нынешней молодежи? Сейчас сплошь и рядом высокомерные молодые учителя, которым до детей мало дела.

Порой нестандартные педагогические ситуации случаются и у опытных педагогов.И не всегда опытный учитель оказывается н высоте.Мне думается, разрешение педагогической ситуации зависит прежде от качеств личности педагога,а не от его возраста.
Макарова Светлана Валерьевна

Любая педагогическая ситуация по-своему уникальна неповторима. И пути ее разрешения могут быть столь же различны. Но Ваши пошаговые инструкции на мой взгляд очень полезны.

Нужно только очень хорошо усвоить, что любую педагогическую ситуацию необходимо непременно разрешить и не довести до ситуации конфликта!
Арсаева Елена Анатольевна

Пед.ситуация может возникнуть в случае конфликта поколений или непонимания одноклассниками друг друга. В любом случае решить эту проблему можно с помощью психолога или разбором ситуации в целом при присутствии обеих сторон конфликта.

Да, неплохо иметь в школе психолога, но увы, у кого-то они есть,а у кого-то лишь мечты чтобы в школе был штат психолога. Любую ситуацию необходимо разобрать как говорится не откладывая в долгий ящик.
Громакова Людмила Николаевна

Иногда надо создать педагогическую ситуацию, чтобы разрешить конфликт, держащий в напряжении весь коллектив. Поэтому трудно дать определение, что такое педагогическая ситуация.Но в целом анализ этого понятия представлен, на мой взгляд, правильно, с позиции практикующего учителя. Ведь именно гашение острых конфликтов, составляет важную часть нашей деятельности.
Иванова Елена Николаевна

Педагогическая ситуация... Мне кажется, что вся работа учителя состоит сплошь из педагогических ситуаций.И вовсе необязательно в педагогической ситуации в основе лежит конфликт. Просто конфликтные ситуации больше доставляют хлопот, их сложнее разруливать, поэтому более запоминающиеся.
Кузьмичева Любовь Владимировна

Полностью согласна с мнением Елены Николаевны. Да и мнение других коллег справедливо.

Поддерживаю все высказанные суждения. Всецело солидарна с Еленой Николаевной. Каждое мгновение профессиональной жизни это ситуация воспитания и развития окружающих нас детей. Любое наше слово и действие кем то из воспитанников и учеников воспринимается как оценка поступков, установка к действиям, мотивация в выборе норм и правил поведения или служит поворотным событием в "детской" жизни. Это происходит постоянно, даже если мы не уделяем этой ситуации какого – ни будь серьезного внимания, действуя на "автомате". Анализ, же предложенный Юлией Викторовной, можно заучить как дважды два и повторять про себя всем специалистам с авторитарным стилем в тех случаях, когда они понимают, что начинают "перегибать палку" и не видят выхода из ситуации. Либералам, когда они сталкиваются с неожиданными для самих себя естественными результатами личного педагогического воздействия. Но а тем кто придерживается демократических взглядов на воспитание, в моменты когда тяжело справиться со своими эмоциями, чтобы выдержать паузу и не сорваться... С уважением
Куковерова Ольга Анатольевна

Юлия Викторовна. спасибо за этот материал. Мы педагоги со стажем уже научились предвидеть многие педагогические ситуации, а молодёжи надо об этом знать. уж очень они амбициозны...

Спасибо за пошаговую инструкцию. Работая с детьми интуитивно поступаешь именно так.
Павлихина Елена Владимировна

Да,очень интересно,спасибо за пошаговую инструкцию.Иногда она очень даже нужна!!!

Лисакова Анна Николаевна

Педагогические ситуации возникают почти на каждом уроке. Главное, вовремя сориентироваться и найти правильный выход или подход.

Бекбулатова Улмаш Касимгалиевна

Да, педагогические ситуации, наверное, - это часть жизни педагога. Они возникают с первого дня работы и сопровождают, если так можно выразиться, учителя в течение всей его педагогической деятельности. Иногда это просто разбор недовольства одних другими, а чаще - конфликты, влекущие за собой шлейф обид и разочарований ... И, как правило, учителям удается разрешить даже самые, казалось бы, неразрешимые конфликты.