Мысли о воспитании. Л.Н. Толстой

ТОЛСТОЙ приступил к серьезным педагогическим исследованиям в 1859 г. Школа, педагогика: «...самый светлый период моей жизни, чудное время», — вспоминал в конце жизни великий писатель. И пояснял: «А дело это (школа!) не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях». Школа стала для Толстого и радостью «поэтически прелестным делом», и источником постоянных изысканий.
Во время поездок за границу Лев Николаевич изучал состояние образования в разных странах, типы учебных заведений, встречался с педагогами, посещал школы. Удовлетворения он не получил, особенно от немецкой педагогики и школы: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои. Все наизусть. Напуганные, изуродованные дети», — записал Толстой в дневнике. Отрицательное отношение у него сложилось и к отечественной школе, которую он называл «учреждением для мучения детей».

Педагогика Толстого, — это прежде всего педагогика творческой личности. Он любил крестьянских детей, был уверен, что среди них много талантов. В одном из своих писем уподоблял детей тонущим людям, которых нужно непременно спасать: «И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях». Главным условием успеха образования, считал Толстой, является создание принципиально новой школы, образцом которой стала его Яснополянская. Он не мог принять авторитарной школы, так как она «учреждается не так, чтобы детям было легко учиться, а чтобы учителям было легко учить».

В толстовской школе режим дня был щадящим, форма занятий — удобная детям, домашние задания, отметки, наказания отсутствовали. Он отказался от твердого расписания занятий, и дети могли не посещать школу, хотя они охотно приходили в нее и настолько увлекались, что им напоминали: пора домой. И неудивительно, поскольку занятия чередовались с прогулками, гимнастикой, играми, в которых участвовал и сам Лев Николаевич. Первая половина дня в школе обычно отдавалась под интенсивную умственную работу, а после обеда занимались творчеством (пение, рисование, лепка), читали вслух.
Яснополянская школа просуществовала 18 месяцев и была закрыта властями в отсутствие Толстого. Писатель не оставляет педагогической деятельности, издает журнал «Ясная поляна», снова занимается с детьми, ведет методическую работу с учителями, организует новые школы, издает замечательные учебные книги. Из последних стоит особо отметить «Азбуку» и « Новую азбуку», несколько книг для чтения. Они в течение 40 лет, наряду с «Родным словом» Ушинского, оставались самыми популярными учебниками в начальных земских школах России.


...Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других, мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать...

...Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Потому все воспитание сводится к исправлению и совершенствованию своей жизни...

...Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, что чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители — не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям. А чтобы не страшно было детям видеть всю правду своей и родителей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или по крайней мере менее дурной. И потому воспитание других включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно...


Из писем и дневников 1895—1902 гг.

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Познавательная статья.

Зименс Мария Фёдоровна

Я знала, что Л.Н. Толстой был гуманистом с большой буквы. Но прочитав данную статью поистине открыла заново Льва Николаевича, тронуло, что "воспитание есть воздействие на СЕРДЦЕ тех, кого воспитываем...." великие слова поистине настоящего Учителя!!!, все Учителя (И.Г.Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, Конфузий. Лао-цзы, В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, Ш.А. Амонашвили и многие другие делали и делают акцент на СЕРДЦЕ, которое всё знает, всё понимает, всё чувствует! И на этом и нам надо строить своё воспитание детей, а не действовать старыми давно изжитыми методами. БЛАГОДАРЮ!

Зайцева Зоя Николаевна

Очень познавательно и полезно!

Орлова Елена Алексеевна

Иногда некогда перечитать классиков,а ведь действительно сколько морали и духовной этики! Родители вот основа воспитания,и конечно начать необходимо прежде всего с себя,лицемерие в воспитании не лучший помощник! Спасибо Лев Николаевич!

Зингаева Елена Дмитриевна

Отличный материал.Лев Николаевич великий глубокий писатель, просветитель, Человек с большой буквы. Спасибо за статью.

Гордиенко Елена Николаевна

Мне кажется,если дать детям возможность выбирать -ходить в школу или нет,как у Л.Н.Толстого,то сами понимаете,никто и не захочет учиться.А вот то,что дети смотрят на родителей,поступают правильно,по примеру родителей,это очень важно.И очень мне понравилось ,что .....воспитание сводится к исправлению и совершенствованию своей жизни..(мудро)

Контарева Светлана Анатольевна

Познавательно и поучительно, не зря говорят, что наши дети- это плод воспитания родителей!!!

Гущина Татьяна Владимировна

Толстой был гений, гений во всём.

Разумова Ирина Игоревна

Замечательная и очень поучительная статья. Прочитав ее, я в который раз вспомнила насколько правильно воспитывали меня мои родители. Не ругали, не наказывали, не одолевали вечным "так делать можно, а так нельзя". А просто показывали все на своем собственном примере. И это было очень действенно.

Нужная, познавательная статья.

Нужная, познавательная статья.О детской нравственной проницательности очень точно.Только мы-взрослые не всегда это замечаем.

Гущина Татьяна Владимировна

Не только о детской нравственности, но и о позиции взрослого по отношению к детям.

Свинина Любовь Геннадьевна

Дети - просты, открыты, свободны, всему верят и всегда надеются на лучшее, позитивны и щедры лишь в том случае, если, изначально, не были "загнаны" в "сети" системы "авторитарного воспитания"! Лев Николаевич знал, о чём говорил - он просто любил детей и вся его жизнь, мысли были пропитаны стремлением дарить эту любовь! А где любовь, там - свобода! Само по себе слово "воспитание" имеет интересное определение: "вос" - устремление вверх (в некоторых трактовках - "душа"), "питание" - пища. Духовный человек будет выбирать "духовную пищу", которая "питает" и сердце!Гуманизм - не высоко, духовность - выше!

Познавательно

Бажина (Разуваева) Наталья Владимировна

Правильно говорят, век живи - век учить, вернее, совершенствуйся... И я согласна, многое идет из семьи.

Порхаева Кристина Викторовна

Интересная информация

Ищенко Оксана Евгеньевна

Спасибо. Действительно полезно перечитывать классиков.

Спасибо,действительно полезный материал.Но ... ВОС+питание это "учёба" прежде всего СЕМЬИ!!!А для этого пройдёт много времени.

Мещерякова Ирина Викторовна

Отличное отношение ко всем детям, особенно сельским! В наших школах, действительно много талантливых детей, которым надо помогать развиваться! И главное - понимать их сердцем.

Порхаева Кристина Викторовна

Читала с удовольствием.Спасибо

Рябцова Виктория Витальевна

спасибо, что разместили такой материал!

Кокина Галина Владимировна

Хороший материал.Я считаю, что многие родители хотели бы, чтобы их дети бежали с удовольствием в школу, также как стремились туда дети во времена Толстого.

Бахарева Татьяна Алексеевна

Великий писатель Л.Н.Толстой - гений. Читаем и верим ему. "Делай. как нужно и будет как должно"-, писал Лев Николаевич. Чтобы воспитывать детей, надо себя сначала воспитать. А это очень сложно.

Середкина Ирина Раистовна

Педагогика Толстого - это педагогика творческой личности. Творческая личность - личность, умеющая творить, ДЕЛАТЬ, работать над собой. Именно это и важно на современном этапе развивать. Ведь как много берут на себя родители, стремясь оградить детей от того самого ТВОРЧЕСТВА! Не дают самостоятельности, стремятся все сделать ЗА своих чад, а потом удивляются: отчего же ничему не научен ребенок?! Думаю, работа над собой тоже есть творчество. Если не понимать творческую личность как человека, умеющего только сочинять что-то...

ПЕККЕР Ирина Петровна

Читала с удовольствием.Спасибо

Умнова Лилия Ивановна

Воспитание и самовоспитание- это рутина, ежедневный труд над самим собой. Если бы взрослые были честны, правильны, то и наши дети были бы такими. Ведь они наше отражение.

Николаенкова Ульяна Николаевна

Спасибо за материал, читала с удовольствием.

Николаенкова Ульяна Николаевна

Спасибо за материал, читала с удовольствием.

Волкова Наталья Александровна

Спасибо за представленный материал.Очень интересный и поучительный материал. Воспитанием не только школа должна заниматься, но и родители.

Нагорная Лариса Николаевна

Спасибо. Заставило задуматься.Все же Толстой был великим мыслителем.

Зарьянова Марина Кирилловна

Работа над собой - непременное условие для педагога. Совершенствовать свою жизнь это и себя воспитывать, а иначе не сможем воспитывать малышей.

Татьяна Михайловна Захарченко

Для себя беру за основу и родителям своих учеников привожу для осмысления именно слова Толстого: "...Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других, мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? " Мудрее и не скажешь)

Андрюхина Зинаида Александровна

Спасибо за статью. Особенно понравились правила для воспитания. Все остальное читается с щемящей тоской, в наших реалиях трудно приходится педагогам воспитывать "сердцем", т.к. все сводится к тому , что при всех пафосных фразах, сегодня учебный процесс больше становится образовательный, и менее всего воспитательный.

Дмитриева Юлия Николаевна

Статья замечательная. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому...Родители пример ему. Поведение родителей - вот образец для подражания.

Вальщикова Ольга Олеговна

Педагогика Толстого, — это прежде всего педагогика творческой личности. Он любил крестьянских детей, был уверен, что среди них много талантов. В одном из своих писем уподоблял детей тонущим людям, которых нужно непременно спасать: «И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях». Главным условием успеха образования, считал Толстой, является создание принципиально новой школы, образцом которой стала его Яснополянская. Он не мог принять авторитарной школы, так как она «учреждается не так, чтобы детям было легко учиться, а чтобы учителям было легко учить».