Уроки Свободного текста. Р. Курбатов

Здравствуйте, дети! Урок русского языка. Вы можете писать – всё, что вы хотите…

Можете написать письмо: однокласснику, ученикам другого класса, другой школы, своим друзьям, - письмо будет вложено в конверт и отправлено.

Можете взять интервью у родителей, у учеников младшего класса, у учителей - интервью будет напечатано в газете.

Можно написать о любимой книге (фильме) - отзыв прочитают другие ученики, кто-нибудь возьмет эту книгу в руки.

Можно придумать задачку по математике, нарисовать картинку – пусть другие попробуют решить…

Можете писать «философские тексты»: «Как я буду воспитывать своего ребенка?», «Я хочу быть похожим на…», «10 вопросов, на которые я хотел бы получить ответ» - опубликуем в журнале.

Каждый пишет на свою тему, но, если хотите – выберем одну тему для всех... Да, наконец, можете сами придумать тему…

Кто хочет, садится к компьютеру и начинает писать. Но можно сначала писать от руки… Текст набран, распечатан, собираемся вместе для обсуждения: получилось ли интересно, понятно ли, что хотел автор сказать. Дети пристрастнее взрослых.

Показываю детям скотч (маленький рулончик):
- Вот лучшее средство борьбы с безграмотностью, за несколько недель количество ошибок в ваших текстах уменьшится в 2-3 раза!
- Заклеить рот? Заклеить страницы дневника с двойками?..
- Нет, приклеить листочки с вашими текстами на стену. Читайте внимательно то, что написали!

Почему на компьютере? Потому что должен быть опубликован! Или это газета – повесим на стену, или журнал – каждому экземпляр. Каждый человек хочет видеть результат своего труда. И пусть дети, столпившиеся у стены с вывешенными листочками, читают только свой шедевр – ну, что ж… Приятно им слышать: «Ты хороший, у тебя получилось», – а как иначе?

- Писать от себя? Чему же так можно научить? Научиться можно на образцах. Сначала нужно научиться излагать чужую мысль – потом уже писать от себя…

Да, излагать чужую мысль – дело полезное. Но еще важнее писать о том, что думаешь. И если в изложении можно равнодушно что-то описывать – писать как надо, как учили; здесь такие штучки не пройдут. О чем бы ни писал ребенок – о любимом эстрадном певце или о смысле жизни – нужно быть искренним…

«До тех пор пока вы говорите то, что вы не думаете и думаете то, что вы не говорите – вы будете сидеть в клетке» (Кин-дза-дза). Замените слово «говорите» на слово «пишите» - вот школьное изложение. Писать то, что не думаешь. Говорить о том, о чем нечего сказать.

Тема, за которую они единогласно проголосовали на первом уроке – «Я критикую». Что мне не нравится в школе… Почему нет уроков на улице? Почему нам так много задают домашнего задания? Почему в столовой не дают на обед жареные пельмени? Почему на уроках музыки мы так мало поем?

- Разве это развитие речи? И это после того, как мы учились писать о любимом литературном герое и описывать интерьер комнаты…

Ну, не шедевр… Одно преимущество таких текстов - но важное! - они правдивые. Ребенок пишет (чуть ли не первый раз в жизни) то, что думает. А не восхищается осенним лесом, используя список слов, написанных на доске.

Свободный текст учит искренности.

После такой «политической темы» хотелось предложить что-нибудь более «душевное» (именно предложить – мы договорились, что ученики выбирают тему голосованием): писать о самом себе, о чувствах… Дело трудное, не скажешь: "Пишите о том, что вы любите", – напишут: «Люблю телевизор и мороженое». О чем-нибудь бы радостном…

«Однажды в зимнюю пору, святой Франциск, идя с братом Львом из Перуджи к Святой Марии Ангелов и сильно страдая от жестокой стужи, окликнул брата Льва, шедшего немного впереди, и сказал так: «Брат Лев, пусть бы меньшой брат возвращал зрение слепым, исцеляя расслабленных, изгонял бесов, возвращал слух глухим, силу ходить – хромым, дар воскрешать умершего четыре дня тому назад; запиши, что не в этом совершенная радость» И, пройдя еще немного, святой Франциск громко вскричал: «Брат Лев, если бы меньший брат познал все языки и все науки, и все писания, так что мог бы пророчествовать и раскрывать не только грядущее, но даже тайны совести и души, запиши, что не в этом совершенная радость…»

(«Цветочки Святого Франциска Ассизского»)

… до конца не читаю текст. «В чем совершенная радость?» - вот что можете написать. Дети, пять минут сидевшие в неподвижности, принимают предложение.

Что такое настоящая радость? Известно ли такое чувство? Кода ты себя чувствовал по-настоящему счастливым человеком? О таких вещах писать полезно, как говорят психологи.

Возможность пережить еще раз радостные моменты жизни – и это тоже Свободный текст.

Следующая тема: «Смешной случай из жизни родителей». Взять интервью у родителей, попросить их рассказать историю из школьной жизни.

«Однажды, когда мой папа учился в школе, на урок математики опоздали два его одноклассника. Их звали Сергей Скрипка и Вовка Сычев. Учитель поставил опоздавших в угол. Они минут десять стояли и слушали учителя. Но потом им надоело, они встали друг к другу лицом, выставили по одной коленке и присели на них таким образом, что стали похожи на сросшихся сиамских близнецов! Мой папа сидел на первом ряду справа. Он поднял голову и увидел, как они сидят, и тут весь класс посмотрел в их сторону. Все смеялись до конца урока».
(Рома Ш.)

Смеялся и папа, рассказывая эту историю, и Рома, записывая ее, смеялись и шестиклассники, слушая рассказ. Нехитрая история, но… Всем классом Роме давали советы и подбирали слова, чтобы описать эту странную позу, когда «выставили по одной коленке и присели на них». Стилистика!

Не говорю уж о приятности общения с родителями на такие темы. Еще одна польза Свободного текста.

Потом стали предлагать дети свои темы: «Мой любимый эстрадный артист», «Моя любимая компьютерная игра» и – о, низ падения! – «Бутик, в котором я хотела бы одеваться…» (тема предложенная, но, увы, не написанная). Что ж, лучше сейчас, в одиннадцать лет, проговорить и прописать о бутиках и глянцевых журналах – чем остаться с этим на всю жизнь.

«Моя любимая группа – «Звери». В этой группе мне особенно нравится солист Рома Билан. У него очень хороший голос и вообще он лапочка. У него зеленые глаза и темно-каштановые волосы. Если честно, Рома немного похож на поросенка, но всё равно это мой любимый певец… Я сидела на их концерте довольно-таки близко и поэтому очень хорошо видела Рому. Концерт шел два с половиной часа, и Рома прыгал всё это время как заводной. Я пыталась прыгать выше всех и кричать, чтобы он меня увидел, но потом поняла, что в огромной толпе людей для него нет личностей, есть только масса людей. Это всего лишь его работа…»
(Юля В.)

«Но потом поняла» – эти слова дорогого стоят. Просветление! Текст – это не только возможность быть искренним и думать о других людях, это еще и возможность думать о самом себе. Где еще и когда будет такой шанс -- без нравоучения, вскользь и незаметно говорить о важном для подростка, о смысле?

Потом случился кризис. Два-три человека отказались писать. Они готовы были переписывать упражнения – но не писать «от себя»… Почему? Может, правильно поняли первоначальную установку – писать то, что хочешь и только в том случае, если хочешь. Конечно, можно было четким голосом сказать: «Вы должны приносить на каждый урок десять строчек». Но идея-то в чем? Свободный текст не пишется по заданию. Он пишется – когда хочется, когда не можешь не писать. И вот они всё буквально поняли: «Я не хочу».

И в этом есть положительный смысл. Лучше ничего не писать – чем писать по заданию. Лучше вернуться к нулевом уровню – и ждать, пока возникнет потребность письма.

К шестому классу ученик научился получать удовольствие от выполнения ясных команд и простых операций. Поэтому отказ от письма – это выздоровление. В этом еще один смысл Свободного текста.

И в завершении текст одного мальчика, который «выжидал» 5-6 недель…

«В детстве я думал, что из растения верба (почки этого растения мы называли «котиками», потому что они были очень пушистые), вырастет настоящий котенок. Мы с сестрой ухаживали за таким котиком, давали ему еду, укрывали одеялами и даже расчесывали. Сами мы не ели – всё котятам отдавали! Спали без одеяла – котят укрывали! Стало очень смешно, когда я об этом вспомнил!!!»
(Дэн Н.)

Свободный текст дает возможность сохранить в себе ребенка. Это последний аргумент.


Автор: Рустам Курбатов, директор частной школы "Ковчег"


 

 

Комментарии

Васильева Марина Михайловна

Здорово! Спасибо Вам!

Коновальчик Ирина Львовна

В этом что то есть, следует попробовать.

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересно!

Лариса Станиславовна Фурман

Да, это действительно очень интересно. И, думаю, очень эффективно.

Жабина Татьяна Владимировна

Согласна со всеми коллегами, да это очень интересно! Мои ученики еще маленькие (начальные классы), ноя обязательно попробую микро-темы, меня эта публикация очень воодушевила и вдохновила! Спасибо

Квардакова Ольга Павловна

Спасибо за статью. Прочитала с интересом. Попробую использовать в своей практике.Вам желаю успехов в нелегкой работе: учить учеников писать по желанию!

Татьяна Михайловна Захарченко

У меня сейчас 2-ой класс. Попробую. Уже интересно, что получится. Обязательно поделюсь впечатлениями)