Главные вкладки

    Уроки Свободного текста. Р. Курбатов

    Здравствуйте, дети! Урок русского языка. Вы можете писать – всё, что вы хотите…

    Можете написать письмо: однокласснику, ученикам другого класса, другой школы, своим друзьям, - письмо будет вложено в конверт и отправлено.

    Можете взять интервью у родителей, у учеников младшего класса, у учителей - интервью будет напечатано в газете.

    Можно написать о любимой книге (фильме) - отзыв прочитают другие ученики, кто-нибудь возьмет эту книгу в руки.

    Можно придумать задачку по математике, нарисовать картинку – пусть другие попробуют решить…

    Можете писать «философские тексты»: «Как я буду воспитывать своего ребенка?», «Я хочу быть похожим на…», «10 вопросов, на которые я хотел бы получить ответ» - опубликуем в журнале.

    Каждый пишет на свою тему, но, если хотите – выберем одну тему для всех... Да, наконец, можете сами придумать тему…

    Кто хочет, садится к компьютеру и начинает писать. Но можно сначала писать от руки… Текст набран, распечатан, собираемся вместе для обсуждения: получилось ли интересно, понятно ли, что хотел автор сказать. Дети пристрастнее взрослых.

    Показываю детям скотч (маленький рулончик):
    - Вот лучшее средство борьбы с безграмотностью, за несколько недель количество ошибок в ваших текстах уменьшится в 2-3 раза!
    - Заклеить рот? Заклеить страницы дневника с двойками?..
    - Нет, приклеить листочки с вашими текстами на стену. Читайте внимательно то, что написали!

    Почему на компьютере? Потому что должен быть опубликован! Или это газета – повесим на стену, или журнал – каждому экземпляр. Каждый человек хочет видеть результат своего труда. И пусть дети, столпившиеся у стены с вывешенными листочками, читают только свой шедевр – ну, что ж… Приятно им слышать: «Ты хороший, у тебя получилось», – а как иначе?

    - Писать от себя? Чему же так можно научить? Научиться можно на образцах. Сначала нужно научиться излагать чужую мысль – потом уже писать от себя…

    Да, излагать чужую мысль – дело полезное. Но еще важнее писать о том, что думаешь. И если в изложении можно равнодушно что-то описывать – писать как надо, как учили; здесь такие штучки не пройдут. О чем бы ни писал ребенок – о любимом эстрадном певце или о смысле жизни – нужно быть искренним…

    «До тех пор пока вы говорите то, что вы не думаете и думаете то, что вы не говорите – вы будете сидеть в клетке» (Кин-дза-дза). Замените слово «говорите» на слово «пишите» - вот школьное изложение. Писать то, что не думаешь. Говорить о том, о чем нечего сказать.

    Тема, за которую они единогласно проголосовали на первом уроке – «Я критикую». Что мне не нравится в школе… Почему нет уроков на улице? Почему нам так много задают домашнего задания? Почему в столовой не дают на обед жареные пельмени? Почему на уроках музыки мы так мало поем?

    - Разве это развитие речи? И это после того, как мы учились писать о любимом литературном герое и описывать интерьер комнаты…

    Ну, не шедевр… Одно преимущество таких текстов - но важное! - они правдивые. Ребенок пишет (чуть ли не первый раз в жизни) то, что думает. А не восхищается осенним лесом, используя список слов, написанных на доске.

    Свободный текст учит искренности.

    После такой «политической темы» хотелось предложить что-нибудь более «душевное» (именно предложить – мы договорились, что ученики выбирают тему голосованием): писать о самом себе, о чувствах… Дело трудное, не скажешь: "Пишите о том, что вы любите", – напишут: «Люблю телевизор и мороженое». О чем-нибудь бы радостном…

    «Однажды в зимнюю пору, святой Франциск, идя с братом Львом из Перуджи к Святой Марии Ангелов и сильно страдая от жестокой стужи, окликнул брата Льва, шедшего немного впереди, и сказал так: «Брат Лев, пусть бы меньшой брат возвращал зрение слепым, исцеляя расслабленных, изгонял бесов, возвращал слух глухим, силу ходить – хромым, дар воскрешать умершего четыре дня тому назад; запиши, что не в этом совершенная радость» И, пройдя еще немного, святой Франциск громко вскричал: «Брат Лев, если бы меньший брат познал все языки и все науки, и все писания, так что мог бы пророчествовать и раскрывать не только грядущее, но даже тайны совести и души, запиши, что не в этом совершенная радость…»

    («Цветочки Святого Франциска Ассизского»)

    … до конца не читаю текст. «В чем совершенная радость?» - вот что можете написать. Дети, пять минут сидевшие в неподвижности, принимают предложение.

    Что такое настоящая радость? Известно ли такое чувство? Кода ты себя чувствовал по-настоящему счастливым человеком? О таких вещах писать полезно, как говорят психологи.

    Возможность пережить еще раз радостные моменты жизни – и это тоже Свободный текст.

    Следующая тема: «Смешной случай из жизни родителей». Взять интервью у родителей, попросить их рассказать историю из школьной жизни.

    «Однажды, когда мой папа учился в школе, на урок математики опоздали два его одноклассника. Их звали Сергей Скрипка и Вовка Сычев. Учитель поставил опоздавших в угол. Они минут десять стояли и слушали учителя. Но потом им надоело, они встали друг к другу лицом, выставили по одной коленке и присели на них таким образом, что стали похожи на сросшихся сиамских близнецов! Мой папа сидел на первом ряду справа. Он поднял голову и увидел, как они сидят, и тут весь класс посмотрел в их сторону. Все смеялись до конца урока».
    (Рома Ш.)

    Смеялся и папа, рассказывая эту историю, и Рома, записывая ее, смеялись и шестиклассники, слушая рассказ. Нехитрая история, но… Всем классом Роме давали советы и подбирали слова, чтобы описать эту странную позу, когда «выставили по одной коленке и присели на них». Стилистика!

    Не говорю уж о приятности общения с родителями на такие темы. Еще одна польза Свободного текста.

    Потом стали предлагать дети свои темы: «Мой любимый эстрадный артист», «Моя любимая компьютерная игра» и – о, низ падения! – «Бутик, в котором я хотела бы одеваться…» (тема предложенная, но, увы, не написанная). Что ж, лучше сейчас, в одиннадцать лет, проговорить и прописать о бутиках и глянцевых журналах – чем остаться с этим на всю жизнь.

    «Моя любимая группа – «Звери». В этой группе мне особенно нравится солист Рома Билан. У него очень хороший голос и вообще он лапочка. У него зеленые глаза и темно-каштановые волосы. Если честно, Рома немного похож на поросенка, но всё равно это мой любимый певец… Я сидела на их концерте довольно-таки близко и поэтому очень хорошо видела Рому. Концерт шел два с половиной часа, и Рома прыгал всё это время как заводной. Я пыталась прыгать выше всех и кричать, чтобы он меня увидел, но потом поняла, что в огромной толпе людей для него нет личностей, есть только масса людей. Это всего лишь его работа…»
    (Юля В.)

    «Но потом поняла» – эти слова дорогого стоят. Просветление! Текст – это не только возможность быть искренним и думать о других людях, это еще и возможность думать о самом себе. Где еще и когда будет такой шанс -- без нравоучения, вскользь и незаметно говорить о важном для подростка, о смысле?

    Потом случился кризис. Два-три человека отказались писать. Они готовы были переписывать упражнения – но не писать «от себя»… Почему? Может, правильно поняли первоначальную установку – писать то, что хочешь и только в том случае, если хочешь. Конечно, можно было четким голосом сказать: «Вы должны приносить на каждый урок десять строчек». Но идея-то в чем? Свободный текст не пишется по заданию. Он пишется – когда хочется, когда не можешь не писать. И вот они всё буквально поняли: «Я не хочу».

    И в этом есть положительный смысл. Лучше ничего не писать – чем писать по заданию. Лучше вернуться к нулевом уровню – и ждать, пока возникнет потребность письма.

    К шестому классу ученик научился получать удовольствие от выполнения ясных команд и простых операций. Поэтому отказ от письма – это выздоровление. В этом еще один смысл Свободного текста.

    И в завершении текст одного мальчика, который «выжидал» 5-6 недель…

    «В детстве я думал, что из растения верба (почки этого растения мы называли «котиками», потому что они были очень пушистые), вырастет настоящий котенок. Мы с сестрой ухаживали за таким котиком, давали ему еду, укрывали одеялами и даже расчесывали. Сами мы не ели – всё котятам отдавали! Спали без одеяла – котят укрывали! Стало очень смешно, когда я об этом вспомнил!!!»
    (Дэн Н.)

    Свободный текст дает возможность сохранить в себе ребенка. Это последний аргумент.


    Автор: Рустам Курбатов, директор частной школы "Ковчег"


     

     

    Комментарии

    Васильева Марина Михайловна

    Здорово! Спасибо Вам!

    Коновальчик Ирина Львовна

    В этом что то есть, следует попробовать.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Интересно!

    Лариса Станиславовна Фурман

    Да, это действительно очень интересно. И, думаю, очень эффективно.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Это называется "детское творчество". И такие сочинения глубоко психологичны.
    Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская (система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, www.ro-lit.narod.ru/) давно опробовали на уроках такую практику. Дети творят в позициях "автор-художник", "автор-публицист" и "автор-критик". Темы задает учитель, о чем и как писать - выбирают дети. Темы, например, такие: "Велосипед того мальчишки", "В переулке за углом", "В тени столетних лип", "Голуби и вороны", "Монолог пуговицы", "Диалог двух кастрюль", "Нечаянный свидетель", "Чья-то маленькая хитрость", «Интеллигентный человек — какой он?», «Как рождается вражда и можно ли ее преодолеть?», «Главный враг человека в нем самом», «Самое ценное в жизни», "Печаль моя светла."... Всех тем не вспомнить сразу.
    Потом еще чтение вслух всему классу, обсуждение: какую цель ставил перед собой автор? достиг ли цели? какие средства использовал для реализации своего замысла? в чём плюсы? что посоветуем исправить? в какой журнал поместим работу? (есть, например, журнал "Публицистика", а есть - "Художественная литература")

    Правда, пишут дети обычно вне урока.

    Самое главное в таких уроках - развитие творческих способностей, самовыражение, преодоление страха перед сочинением, появление вкуса к литературному творчеству и к чтению...

    Жабина Татьяна Владимировна

    Согласна со всеми коллегами, да это очень интересно! Мои ученики еще маленькие (начальные классы), ноя обязательно попробую микро-темы, меня эта публикация очень воодушевила и вдохновила! Спасибо

    Квардакова Ольга Павловна

    Спасибо за статью. Прочитала с интересом. Попробую использовать в своей практике.Вам желаю успехов в нелегкой работе: учить учеников писать по желанию!

    Татьяна Михайловна Захарченко

    У меня сейчас 2-ой класс. Попробую. Уже интересно, что получится. Обязательно поделюсь впечатлениями)