Бойся пустоты души. В.А. Сухомлинский

Недавно у вас произошел вот какой случай, — пишешь ты. — Несколь­ко мальчишек шестиклассников шли помогать одинокой старушке — несли воду по­лить капусту. Встретился им слепой старик. И мальчикам пришло в голову... Там, где он должен был пройти, нашли ложбинку и вылили туда воду. Дедушка забрел в лужу, по­скользнулся. А мальчишки, притаившись за кустом, сме­ялись. Потом пошли поливать капусту бабушке»...

Прочтя это, я задумался: откуда идет соседство жесто­кости и доброты в юной ду­ше?

Подросток — уже не ре­бенок. Он — как путешествен­ник, карабкающийся на вер­шину высокой горы. Верши­на — зрелость. И с каждым шагом — шире горизонт. На уроке, в воспитательных бесе­дах учитель раскрывает перед подростком мир нравственных богатств и ценностей. Школь­ник уже знает, что хорошо, а что  плохо,  где  правда, а  где ложь.

Но как часто этим и исчер­пывается воспитание. Настоя­щее же становление характе­ра с этого только начинается. Подросток должен научиться мерить свои поступки высшей мерой нравственности, спра­шивая: что я за человек? Хо­рошо ли мне среди людей, хорошо ли людям со мной?

Все, что слышит, думает, делает человек, — все это должно пройти через его сердце — лишь при этом условии зерна, посеянные учителем, дают всходы. У воспитанного человека на страже мысли, разума стоит сердце. Добрые чувства, утвердившиеся в сердце, порож­дают отвращение к злу преж­де, чем человек успел поду­мать: а можно ли это сде­лать? А хорошо ли я делаю?

Для того чтобы выработать иммунитет против зла, чтобы сердце всегда было чутким стражем совести, как раз и необходима духовная деятель­ность: стремление к идеалу, к нравственной красоте.

Если ты хочешь, мой юный друг, чтобы твои питомцы бы­ли воспитанными людьми, чтобы у них рука не подня­лась оскорбить старика, ду­май прежде всего о воспита­нии добрых чувств, о воспи­тании сердца. Как огня, осте­регайся трех вещей: пустоты души, духовной бездеятельно­сти и показной, фальшивой активности. Шестиклассники шли помогать старушке не по велению сердца, а потому, что тимуровская работа есть в плане, вожатый требует... Ох, как юные сердца кале­чит эта показная активность, искусственная доброта, трескотня о человечности вместо подлинной человечности!

Воспитание сердца начи­нается с пробуждения чувства восхищения нравственной красотой. Ват вы рассказываете о героической жизни и смерти коммуниста Сергея Лазо. Не надо назидательно призывать ребят: будьте и вы такими же стойкими, отваж­ными, мужественными. Пусть подросток сам посмотрит на себя глазами настоящего человека. Пусть забудет о том, что вы ведете воспитательную беседу. А этого можно до­биться, если разговаривать с ребятами, как со взрослыми. Только еще тоньше.

Но нельзя допускать, что­бы в юношеской душе заро­дилась мысль: нравственная красота — это что-то исклю­чительное, герои были когда-то, сейчас их нет. Расскажи подросткам о необыкно­венных людях, живущих ря­дом в вашем городе, селе. Ре­бята удивятся: «Так это же простые люди, а не герои». Доказать, что в обыкновенном — необыкновенное, — секрет твоей воспитательной политики.

Только не надо растолковывать подростку то, что ясно и без разъяснений. Пусть рабо­тает творческое воображение юного разума!

А дальше подросток дол­жен быть наедине с самим собой. Пусть думает, мечтает, читает. Без этих минут и ча­сов раздумий нет индивидуальной личности. Вот почему меня очень радует рассказ родителей о том, что 15-лет­ний подросток сидит вад кни­гой задумчивый, даже встре­воженный чем-то! Я советую родителям: не надо нарушать этой задумчивости. Не надо говорить: иди к товарищам, развейся.

В эти часы идет тонкая внутренняя работа — само­утверждение человека, фор­мирование идеала. Вы в эти часы не с ним, во вы как раз в эти часы и воспитываете своего питомца. Чтение и пе­речитывание хорошей книги о замечательном человеке обогащает  духовную  жизнь.

В нашей комнате чтения есть специальный шкаф с книгами для подростков. Ли­тература в жизни и борьбе выдающихся людей. Расска­зывая ребятам об Александре Ульянове и Софье Перовской. Сергее Лазо и Юлиусе Фу­чике, Феликсе Дзержинском и Якове Свердлове, Мусе Джалиле и Януше Корчаке, я стремлюсь, чтобы после беседы подросток как можно дольше сохранял чувство изумления перед этими людьми, чтобы душев­ный настрой привел его к книге, ставшей источником моего рассказа. И если я вижу, что беззаботный паре­нек, который сам никогда не знал, что сделает через ми­нуту, вдумчиво читает, если мне становится ясно, что он начинает пытливо всматри­ваться в людей, придирчиво оценивать свои поступки, я радуюсь. Значит, начались та внутренняя духовная дея­тельность, которой я так дол­го ожидал.

Почему и опытных и на­чинающих педагогов волну­ют подростки? Потому что его переломный период в жизни ребенка. В это время он особенно восприимчив ко всему, что происходит во­круг. И очень важно, чтобы рядом были умные и чуткие старшие товарищи, помогаю­щие подростку осознанно шагать по земле. Чтобы ут­вердить добро, надо прило­жить много сил — даже са­мый маленький огонек мож­но зажечь в юной душе толь­ко большим, ярким пламе­нем.

Есть в моей жизни страни­ца, которую я никогда не за­буду. Это Николай Л., двена­дцатилетний подросток, при­ехавший с матерью в наше село среди года. Он стал для меня испытанием моих взгля­дов и убеждений. Его душа казалась мне страшной ра­ной — так много в чей было страданий, боли. Узнав обо всем, что пришлось пережить Коле в годы детства, я ужаснулся: сколько зла видел он, сколько горя перенес! Об­стоятельства семейной жиз­ни сложились так, что вокруг него всегда были ничтожные люди, которые приносили много несчастий и ему и его матери. Коля потерял веру в добро. Слова учителя о моральной красоте он считал  сказкой для дураков. Доброе слово воспринимал с болезненной раздражительностью. Помню я рассказывал под­росткам о великом челове­ке, отдавшем жизнь во имя убеждений. Мои глаза встре­тились с глазами Коли, и я увидел в  них презрение, не­нависть и к тому, кто рассказывал, и к тому, о чем шла  речь  в рассказе.

Как же найти путь к этому сердцу? Как убедить этого маленького человека, что в мире есть не только зло, но и добро, не только горе, но и счастье? Чувство под­сказывало, что к человеку, у которого сердце, как откры­тая рана, нельзя идти со словами сочувствия. Надо, чтобы мы стали друзьями, чтобы Колю что-то увлекло в моей работе и он потянул­ся  бы  ко  мне.

Я пригласил несколько подростков прийти после уро­ков в сад: будем делать что-то интересное. Я волновался придет Коля или нет? Он пришел. Мы прививали ябло­ню к дичкам. Ходили от дере­ва к дереву. Я рассказывал историю каждой яблони. Наверное, потому, что в эти минуты я сам забыл о цели нашей встречи, увлекшись рассказом, Коля не чувст­вовал, что воспитание идет полным ходом. Постепенно я перешел к жизни ученых, исследователей природы: Ламарка, Тимирязева, Мичурина. Я видел: Коля вниматель­но слушал. А когда я напомнил о книге, в которой описывалась жизнь Мичурина, он  попросил дать ее.

Так зародилась наша дружба. Опуская подробнос­ти, скажу, какую роль во взглядах Коли сыграло первое знакомство с литерату­рой:

«Когда я читал книгу о Мичурине, передо мной от­крылся новый, совершенно неизвестный мир: я поверил, что есть люди, которые находят свое счастье в борь­бе за счастье других. Стыдно стало за то, в чем я раньше был убежден. Ведь я считал, что каждый думает лишь о собственном благополучии. Мир представлялся мне иг­рой, в которой надо уметь обмануть других, чтобы само­му стать счастливым. Я чи­тал книгу о Мичурине, а ду­мал о тех людях, которых знал в детстве. Они обманы­вали мать. Книга убедила ме­ня, что настоящие люди не такие. И вот что удивитель­но: хороших людей теперь я увидел и в жизни. Их, оказы­вается, несравненно больше, чем дурных».

Николай стал настоящим человеком — честным труже­ником, добрым и чутким от­цом.

Полнота духовной жизни в юные годы — это ко­рень, стержень человече­ской личности. Твой пи­томец вырастет настоящим человеком лишь тогда, ког­да уже в годы отрочества для него станут дорогими, незабываемыми, глубоко лич­ными нравственные ценности мира. Пусть же он ими до­рожит, как своей честью и совестью, как своим добрым именем.


Автор: Василий Александрович Сухомлинский, Учительская газета . - 1966 . - 16 августа


 

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

В наше бурное, непростое время надо стараться почаще "стучать" в детские души. Они не пустые, но закрыты.....и ждут "гостей"....

Ширыбырова Любовь Николаевна

Действительно, сейчас очень проблемно найти путь к сердцу маленького человечка, из которого должен вырасти просто хороший человек.Старо, но актуально!

Действительно , душа подростка всегда была как бы под "замком", и в нынешнее время ничего не поменялось. Самая главная задача окружающих взрослых, найти ключик к замку. Для этого надо как можно больше говорить с подростками , обсуждать их дела проблемы, возникающие вопросы, а самое главное разъяснять последствия любого поступка.

Азаренкова Елена Михайловна

Спасибо за интересный материал! "Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу", - Эрих Мария Ремак.

Власова Валентина Васильевна

"Как калечит сердца эта показная активность, искусственная доброта, трескотня о человечности вместо подлинной человечности". Разве это старо - ничего не старо! Очень актуально и правильно. спасибо администратору сайта. Зачитываюсь каждодневно.

Бабицкая Марианна Владимировна

спасибо за статью.

Миронюк Зинаида Николаевна

Воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.

Соколова Любовь Викторовна

Да. Трудно заглянуть в голову и сердце каждого. Особенно сейчас, когда в классе по 30 человек! Но это так важно!

Осташова Ирина Николаевна

Статья напомнила мне мое отрочество. И классы по 43 человека. Наш класс, который соединили из двух. И наших учителей, которые не знали как достучаться до наших душ. Кого то мы боялись, кого то не воспринимали, но слушали и слышали только увлеченных, любящих свой предмет и делившихся с нами своими познаниями, как "открытиями". И в этих беседах проникали в души не только знания, но и воспитание нравственности, и определение приоритетов, целей и жизненных позиций.

Благова Оксана Алексеевна

Статья замечательная! Коллеги, рекомендую прочитать трилогию В.А.Сухомлинского "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "Письма к сыну". Названные произведения тематически связанны и освещают актуальные проблемы ребенка, юноши, подростка.

Паргатова Ирина Александровна

В. Сухомлинский замечательный педагог, писатель. Он говорил, что нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.К каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход, который подойдет конкретно его характеру, манерам поведения.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Ох как сложно сейчас достучаться...

Орещишина Вера Владимировна

Да. Сложное сейчас время, но надо всё равно приспособиться и к этому периоду жизни. Спасибо за интересную статью.

Руснак Елена Васильевна

И действительно, сейчас также трудно достучаться в наше время к маленькому человечку к сердцу, заглянуть в его душу. Но мы стараемся делать всё возможное, чтобы это случилось!

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Да, серьёзные вопросы подняты в статье "Бойся пустоты души" В.А. Сухомлинским! Пусть постоянно и непрерывно работает творческое воображение юного разума!!! ПУСТЬ!!!