Главные вкладки

    Чувство времени в детстве. Сухомлинский В.А.

    Я начал работать с первым классом. Одна из важнейших истин, о которой мне нельзя забывать, это то, что я имею дело с детством. Дни, недели, месяцы, которые проводят мои воспитанники в школе, это не просто отрезки времени, которыми измеряется учебное время, а целые периоды детства. В детстве совсем не так, как в зрелом возрасте, воспринимается не только окружающий мир, но и время. Дети живут в совершенно другом измерении времени, чем мы, взрослые. Игнорировать эту истину - значит игнорировать природу детства. В детстве, особенно раннем, каждый день воспринимается как целая вечность. Я учу своих детей с первого по четвертый класс, для меня, воспитателя, эти четыре года не приносят ничего особенного в мое мировосприятие, не намного отдаляют меня от начального этапа моей зрелости и не намного приближают меня к спаду моего творчества. Для ребенка же эти четыре года - целая эпоха.

    Представьте себе, что семилетний малыш отправился в путь и идет четыре километра пешком - полем, оврагом, лугом... А вы, воспитатель, быстро проехали эти четыре километра по асфальтированному шоссе на автомобиле. Вы никогда не увидите того, что увидел малыш, и если вы будете пытаться поговорить с ним о том, что он видел, то вы и он будете говорить на разных языках - вы не поймете друг друга. Именно этот обгон ребенка, идущего пешком, скоростной автомашиною, образно говоря, и является огромным злом учебно-воспитательной работы во многих школах. Именно поэтому учитель и ребенок, говоря на разных языках, не понимают один другого. Это одна из важнейших причин многочисленных недоразумений, конфликтов, которые случаются в школе. Это также причина того, что время, как важнейший фактор воспитания, не стало еще воспитательной силой во многих школах.

    За целый день ребёнок видит, слышит, воспринимает, чувствует, переживает, познает логично и эмоционально так много, что день кажется ему вечностью. Чтобы найти общий с детьми язык, учителю надо смотреть на мир глазами ребенка - только при этом условии он по-настоящему увидит самого ребенка. Ему надо идти пешком вместе с ребенком, не пользоваться скоростными средствами передвижения, не смотреть на свет в окошко, в котором, как в калейдоскопе, меняются картины окружающего мира.

    Как это делать практически и что здесь играет важную роль в становлении педагогической системы?

    Прежде всего нельзя искажать детское измерение времени. В детстве ученик должен познавать мир так, как этого требует сама природа детства, а не так, как нам, взрослым, кажется лучше. Надо дать возможность ребенку ежедневно пройти пешком некоторое расстояние по земле, а не открывать ему глаза на мир с высоты птичьего полета, как, к сожалению, почти всегда бывает в младших классах, когда мир внезапно отгораживается от ребенка классной доской и страницами букваря. Бойтесь, дорогой мой друг, учитель, того, чтобы ребенок не потерял драгоценной способности своего чувства времени - если это ощущение потеряется, может быть потеряно очень и очень много: эмоциональные окраски слов, способность мыслить яркими образами и постепенно переходить к мышлению абстрактному.

    Учить мыслить ребенка младшего возраста никак нельзя, не создавая в его мнении ярких представлений. Живое, творческое воображение - этот цветок детского мышления, дает богатые плоды. Живое, деятельное воображение присуще самой природе ребенка. Почему же этот цветок часто увядает уже через два-три месяца после того, как ребенок переступила порог школы? А учитель пытается и никак не может создать в детском уме необходимых представлений? Да потому как раз и бывает это, что ребенок, вырванный из привычного для него мира, перестает воспринимать время по детски, день перестает быть для него вечностью, втискивается в прокрустово ложе взрослого восприятия.

    Если вы хотите, чтобы ребенок умел мыслить, вырастал умным, сообразительным, любознательным, берегите, как большую ценность, детское восприятие времени. Стройте и организуйте учебно-воспитательный процесс так, чтобы каждый день ребенок прожил хотя бы два-три часа в своём, детском измерении времени. Я добиваюсь того, чтобы в первом и втором классах дети ежедневно пошли к живому источнику мысли и языка - в сад, в лес, в поле, на берег пруда, прошли хотя бы километр по земле, посмотрели широко открытыми глазами на мир, на явления и вещи. Вот здесь они вступают в царство своего измерения времени, здесь я по-настоящему вижу их, детей. Дети познают мир, и я узнаю детей. Каждую минуту перед ребенком здесь что-то открывается, и открывается совсем не так, как перед нами, взрослыми. Ребенок видит мир как бы запечатлённый на киноленте методом замедленной съемки. Это перед вами, взрослыми, в чаще леса мелькнула какая-то серая птичка, и вы больше ничего не заметили. Ребенок же заметила очень много: и то, что она сидела в гнезде, и то, что при приближении человека подняла головку и стала прислушиваться, и то, что села она на веточке над тропой, что хочет сказать: я вот, а там, где я сидела, ничего нет... Вы ничего не успели ни заметить, ни подумать, а ребенок в уме уже составил целую повесть о том, как птичка заботится о своих маленьких детках. Пусть больше повестей, сказок, былей рассказывает ребенок о том, что он видит, узнаёт.

    Жизнь в детском измерении времени воспитывает наблюдательность - это одна из главных предпосылок любознательности. Если вы хотите, чтобы вашим питомцам хотелось обо всем знать, чтобы в годы детства развивалось нарастающее стремление к познанию - пусть дети не перестают воспринимать время по-детски.

    Детское измерение времени еще один важный воспитательный аспект. Каждый прожитый день - как вечность, каждый час - как год; так откладываются в детской памяти золотые годы детства. Эмоциональная насыщенность воспоминаний о детстве придает этой золотой поре особое очарование, привлекательность - все, что вспоминается потом о годах детства, заставляет учащенно биться сердце в зрелом возрасте. Я считаю исключительно важным делом наполнение лет детства такой деятельностью, которая облагораживает взаимоотношения между членами коллектива, воспитывает способность делать людям добро. Положительная эмоциональная окраска мыслей о такой деятельности является очень важным моментом в деле нравственного и эстетического воспитания. Я стремлюсь к тому, чтобы воспоминания о том, что сделано в детстве, всю жизнь заставляли учащенно биться сердце.

    Речь идет прежде всего о труде, одухотворенном высокой идеей служения народу, обществу. Как важно, чтобы в годы детства каждый человек переживал эту работу как нечто лично дорогое, святое, чтобы этой работой наполнены были часы, дни, недели детства. В моей педагогической системе стало правилом: каждому человеку в течение всей жизни должны сиять огоньки детства - волнующие воспоминания о том, что создано в годы детства собственными руками для людей, для народа, во имя общего блага. Эти огоньки должны иметь материальное воплощение - посаженные в детстве дубрава или плодовый сад, заложенный для людей виноградник. Без взгляда в прошлое, без мысли о том, что сделано в прошлом для народа, для людей, не может быть человеческой личности.


    Автор: Сухомлинский Василий Александрович // Учитель Кыргызстана. - 1988.


     

     

    Комментарии

    Акулова Ирина Григорьевна

    Как все точно написано. Действительно, с возрастом понимаешь, что время стремительно летит. И то, что казалось в детстве вечностью, проходит сейчас как один миг.
    На своих уроках я иногда замечаю, что мне хочется, чтобы дети работали побыстрее. Но у них свой темп и ритм, поэтому приходится это учитывать.