Главные вкладки

    Лучшее лекарство

    Нам воспитателям, ежедневно напоминать бы и на самом видном месте написать в школе слова народной мудрости: "В здоровом теле - здоровый дух". Болезнь, ослабление организма вредно сказываются на духовной жизни каждого человека. Если же внимательно наблюдаешь психическую деятельность больного или ослабленного ребенка, то эта закономерность выступает особенно ярко. У ребенка еще очень мало волевых сил, он не может "взять себя в руки". Он, наконец, не понимает причин, источников ослабления своей работоспособности.

    Дошкольный и младший школьный возраст - это период интенсивного формирования клеток коры полушарий головного мозга. От состояния всего организма в этот период, от того, как способствует окружающая среда формированию материальной основы мышления, зависит очень многое. Если ребенок на протяжении ряда лет не имеет полноценного питания и свежего воздуха, клетки коры полушарий головного мозга у него слабые, немощные, они не получают необходимого питания, нервные связи между ними очень ослаблены. Следствие: мыслительные процессы в детской голове происходят медленно, память ослабевает.

    Слабость, анемичность клеток коры закрепляются, и этот недостаток в годы ранней юности становится уже необратимым - то, что потеряно в детстве, уже никогда и ничем не наверстаешь. Для предостережения этого недостатка каждая семья сейчас имеет максимальные возможности. Если же они не используются, то только из-за низкой педагогической культуры всей этой области учебно-воспитательного процесса - забота о здоровом теле и здоровом духе.

    Одним из признаков педагогической культуры учителя является умение видеть и понимать многогранные и тончайшие взаимосвязи здоровья и духовной жизни ребенка. Если ребенок слабый, мало подвижный, безразличный ко всему, что у каждого школьника вызывает живой интерес, если его не привлекают ни интересный рассказ, ни игра, ни шалости товарищей, если умственный труд быстро утомляет его - присмотритесь внимательно к здоровью ребенка. Пусть не вводит вас в заблуждение внешний цветущий ее вид: иногда бывает и так, что в, казалось бы, у здорового, краснощекого мальчика есть какой-то изъян. В моей записной книжке много таких сообщений: у школьников, которых все считали вполне здоровыми, оказывалась слабая сердечно-сосудистая система. Надо было хорошо позаботиться, чтобы укрепить их сердце и вегетативную нервную систему, не допустить возникновения органических пороков сердца.

    Говоря о взаимосвязи здоровья и духовной жизни ребенка, надо помнить, что от полноты этого последнего - гордости от успеха, радости выполненного долга, жизнерадостных интеллектуальных чувств - от всего этого в огромной степени зависит здоровье ребенка. Не только здоровье влияет на дух, но и наоборот. Я уже рассказывал о том, как неосторожное слово учителя может привести к серьезным нарушениям функционирования целых систем организма. А сердце, его работа, его влияние на другие системы, особенно на деятельность умственных клеток коры полушарий головного мозга, зависит от культуры слова как важнейшего инструмента влияния на детский мир ребенка, на его разум, волю, чувства.

    В устах педагога - мощные стимулы влияния на здоровье, самочувствие, самовоспитание ребенка. Духовное воодушевление, которое может быть заложено в слове учителя (а источник этой силы - его добрая душа, его отзывчивость, сердечность, понимание духовного мира ребенка), - является тем зернышком бодрости, из которого вырастают буйные побеги жизнерадостного мировосприятия: полноты физических сил, гармонии физического и духовного в жизни ребенка.

    Строя коммунизм, мы заботимся о гармоничном и всестороннем развитии человеческой личности. Помните, уважаемые коллеги, что без нашей повседневной и умелой заботы о здоровье школьника не может быть и речи ни о гармонии физического и духовного, ни о гармонии мысли, чувств, мировоззрения, нравственных убеждений, эстетических вкусов и взглядов. Мудрый педагог является добрым гением детского здоровья.

    Вспоминается один из первых моих учеников Пилипко Г. Было это на заре моей педагогической деятельности. Мальчик пришел в школу с повреждением грудной клетки. Сердце было слабое, он часто болел: лежал по несколько часов с посиневшими губами. Тогда вместе с учениками мы шли вечером к Пилипко домой, и я рассказывал ему сказки о мужестве и красоте, человечности и правде. Я видел, как в детских глазах вспыхивал огонек, мальчик забывал о своей болезни, под конец нашей встречи вставал, и мы «рисовали сказку». Пилипко был очень любознательным ребенком; он задавал мне много вопросов, его радовал каждый цветок в поле, радовал первый стебелек травы, пробивавшийся весной сквозь прошлогоднюю листву. Радость своего мировосприятия мальчик отражал в рисунках. Часто мы ходили с ним в поле, на берег пруда, рисовали то, что открывалось перед нашими глазами.

    Болезнь не отступала, и время от времени Пилипко тяжело страдал: он был лишен детских забав и единственной радостью для него было познание. В те часы, когда, чувствуя приближение приступа сердечной болезни, мальчик боялся оставаться в одиночестве, он приходил ко мне в школу и я рассказывал ему об удивительном мире морских глубин и заоблачных гор, о растениях, которые ловят насекомых, и о рыбах, которые годами живут в засохшем иле водоемов. Радость познания была такая светлая, что нам удалось отвлечь приступ.

    У меня был аквариум, и я посоветовал Пилипко смастерить похожий. Мы сделали «маленький пруд», как говорил мальчик, я дал ему рыбок, водных растений, рачков, и для Пилипко жизнь стала еще интереснее. Он делал одно за другим маленькие открытия, это приносило ему большую радость. Затем мы заложили в его уютной комнате сад: посадили маленькую елку и сосну, куст винограда, грецкий орех, комнатные розы, подснежники, ландыши, ромашку. Все это требовало постоянного ухода, кропотливого труда. Работа стала в жизни Пилнико спутником мысли, источником всё новых и новых открытий. Вместе с тем она была для него целебным источником здоровья.

    Узнавание пробуждало в его сердце трепет, мальчик был одушевлён радостью познания, в его душе росло, крепло уважение к самому себе.

    Его страстью стал сбор гербария растений. Зимой Пилипко создал «птичью столовую» - к нему на подоконник прилетали синички, а две из них поселились даже в комнате. Произошло, на первый взгляд, чудо: болезнь отступила. Приступы сердечной слабости прекратились. Все больше и больше в его жизнь входил физический труд. Он успешно окончил семилетку. Сейчас работает пчеловодом в колхозе, целые дни проводит в своем любимом мире природы.

    Центральная нервная система является как бы тем ключом, который настраивает все системы и органы нежного, растущего детского организма. Здесь, в этом ключе, - средоточие гармонии здоровья и духовной жизни ребенка, гармонии физического и психического. Самая главная черта педагогической культуры учителя - это гуманность. К нежному и чувствительному ключу, от которого зависит здоровье, самочувствие, настроение, мировосприятие ребенка, надо подходить с добрым сердцем и дружелюбными намерениями. Без этой предпосылки нет учителя.

    Помните, уважаемые коллеги, в поведении ребенка нет ничего злонамеренного, и когда он делает что-то не так, как надо, то только потому, что не имеет представления о правильном и неправильном. Ее осуждающие поступки - это не зло, а ошибки. А к ошибкам нужно относиться с мудрой родительской снисходительностью. Как огня, бойтесь намеренно чем-то поразить ребенка, заставить ее болезненно пережить свой поступок. Чем больше вы поразите ребенка, тем более подавляете все ее духовные сферы - мысль, чувства, волю. А подавленность наносит удар всем органам и системам детского организма.


    Автор: Сухомлинский В.А.// Советское образование. - 1967. - 4 января - С. 4.


     

     

    Комментарии

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Цитирую:"Помните, уважаемые коллеги, в поведении ребенка нет ничего злонамеренного, и когда он делает что-то не так, как надо, то только потому, что не имеет представления о правильном и неправильном" Прочитала и задумалась...Так ли? К определённому возрасту представления о правильном и неправильном уже достаточно чётко понятны детям. И тем не менее, в практике каждого из нас есть ученики, чьё поведение именно злонамеренно...и работать с этим приходится упорно, настойчиво и долгое время)

    Арчагова Алена Валерьевна

    Да, действительно уже в дошкольном возрасте ребенок имеет представления о правилах поведения, но нарушает их.

    Мамаенко Вера Степановна

    Каждый день происходит эта работа над ошибками. Терпеливо и целенаправленно. И дай Бог терпения педагогам и родителям и самим маленьким исследователям и первопроходцам.

    Зацепин Валерий Валерьевич

    Занять ребёнка, особенно малого, чем полезным, познавательным, дело не сложное. Другое дело убрать из социума весь хлам и вред (гаджеты, грязь из интернета и т.п.). Это уже не много ни мало федеральный уровень.