Чтение — это источник мысли и творчества

Наука в наши дни развивается столь бурными темпами, знания внед­ряются в производственную деятельность людей настолько быстро, что школа, какой бы дальновидной она ни была, не может дать запаса знаний, которого хватило бы на тридцать, а то и на сорок лет активной жизни ее воспитанника. Логика развития науки, производства, культуры такова, что если человек будет пользоваться только школьным багажом знаний, то уже лет через 5 — 6 после окончания школы он окажется недоучкой.

Что же делать? Неужели через каждые 5—10 лет переучивать всех, окончивших среднюю школу? Характер школьного образования и воспи­тания в обществе, строящем коммунизм, противоречит такому выводу. Главная его цель в том, чтобы у человека, окончившего среднюю школу, на всю жизнь сохранилась жажда знаний, чтобы чтение стало одним из важнейших его духовных интересов.

Педагоги, родители, социологи — вся общественность нашей страны обеспокоена тем, что молодежь не знает, куда девать свободное время. Это одна из главных причин пьянства, хулиганства и других отрицательных явлений, которые встречаются среди молодежи. Вносятся предложения — открыть побольше молодежных кафе, танцевальных площадок. Есть и другие: принять закон против алкоголизма и вообще регулировать потреб­ление спиртных напитков.

Не отрицая всего этого, хочу подчеркнуть, что никакие законы, пусть они будут самые строгие и беспощадные, никакие ограничения и запреты не помогут, если не будет тонкой, умелой, кропотливой воспитательной ра­боты. Надо воспитывать у юных граждан страны страстную, горячую ув­леченность духовными интересами. У меня есть данные об использовании свободного времени тысячами молодых рабочих (от 20 до 35 лет). Оказы­вается, что только 14 процентов свободного времени у них идет на чтение, остальное — на самые разнообразные развлечения часто с единственной целью «убить время». Значит, школа не воспитала у своих питомцев отно­шения к свободному времени как к бесценному богатству.

Может показаться парадоксальным, но это действительно так: одной из самых опасных болезней многих школ является бескнижность, книга не вошла в жизнь учеников, не стала их повседневной духовной потребностью. Книг на библиотечных полках, может быть, и много, но они как спящие великаны. Удивительно, что во многих школах есть и мастерские, и рабочие комнаты, и кабинеты технических средств обучения, но нет главно­го — комнаты для чтения, комнаты книги. Я убежден, что такая комната должна быть одним из ярких очагов духовной жизни юношества.

Самая важная образовательная и воспитательная задача школы в том, чтобы юно­ши и девушки находили высшее наслаждение в чтении, чтобы уже в годы отрочества у каждого начала создаваться личная библиотека, чтобы эта библиотека передавалась из поколения в поколение, была фамильной гор­достью. Жизнь убеждает, что, если у молодого человека воспитана страсть к чтению, он не будет в свободное время изнывать от безделья и искать дешевых развлечений и удовольствий. Не кто-то должен удовлетворять духовные потребности человека, а он сам должен быть творцом своей ду­ховной жизни.

Книга, личная библиотека — это воздух и для народного учи­теля. Без книги, без страсти к чтению нет учителя. Чтение — это источник мысли и творчества педагога, это сама жизнь. Все педагогические систе­мы рушатся, если нет потребности в книге.


Автор: Сухомлинский В.А. // Комунист. - 1966. - Январь (№ 2) (отрывок из статьи "Педагогические размышления")


 

 

Комментарии

Зацепин Валерий Валерьевич

Весьма острая проблема. Конечно проще использовать некий гаджет, с помощью которого возможен видеопросмотр литературных произведений классиков. Но ведь при просмотре подобного, отсутствует работа воображения. Мозг не "рисует" картинки. Человек смотрящий сам себя лишает удовольствия дополнительно мыслить. Абсолютно согласен с автором статьи.

Гуськова Ольга Васильевна

Поколение действительно "другое". А как не потерять интерес к чтению? Как увидеть в чтении книг увлекательную игру, товарища, ответы на важные вопросы? - волнующий вопрос. Ответ искать нужно!!!
Спасибо за статью!

Груздева Анна Анатольевна

Книга предназначена для обучения "культуре ума",она тренирует внимание, наполняет память. У человека, который не любит читать ограниченный запас слов.Благодаря чтению человек становится грамотным. Согласна, книга - это воздух.

Веселова Мария Николаевна

Увы,личная библиотека - это теперь раритет. А ведь еще 10 лет назад мы не задумывались над подарком друзьям детей и взрослым. Дети и взрослые радовались такому подарку.

МарияИванова

Очень хочется верить, что число читающих людей со временем не будет уменьшаться, а будет только расти. А задача родителей и воспитателей, не заставлять читать, а возрождать интерес к книге и чтению.

Черниченко Валентина Михайловна

В статье затронуто несколько тем, а ключевым ответом я бы вспомнила знакомый лозунг, который в данном случае будет очень кстати "Учись учиться!" Профессиональное совершенствование в наше время идёт ежедневно, если ждать 5-6 лет от курсов до курсов, то наверняка вылетишь из обоймы профессии. Главное, чему должна научить школа-это умение учиться. Это постулат ещё из прошлого века, но он вечен. Умеешь учиться - будешь развиваться, будешь востребован. А вот вопрос: как и чем занять молодёжь остаётся открытым и всегда актуальным. Ну не может человек после 8-10-12 часов занятий -не важно чем: учёба, работа, профессиональный рост- ещё 2-3 часов читать книги. Не каждый день. А чем заняться в свободное время зависит от многих факторов и во многом от воспитания в семье.

Барашева Ирина Анатольевна

Какое ёмкое определение: БЕСКНИЖНОСТЬ!!! Звучит почти, как НЕВОСПИТАННОСТЬ, БЕЗГРАМОТНОСТЬ...Действительно, перестали МЫ читать. Это стало редким явлением-увидеть молодого человека, а уж тем более малолетнего ребёнка за чтением книги...

Иванова Елена Александровна

Действительно, большая проблема! Современные дети катастрофически мало читают. А ведь книга - это путь к знаниям, расширению кругозора, грамотности. Хотелось бы верить, что в скором времени, все изменится в лучшую сторону, и книга будет настольным другом, а не планшет.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Оххх...сейчас многие, закончив ВУЗ уже недоучки. Учебники устаревают в разы быстрее, чем движется вперед исследовательская работа. Пэотому, учиться, учиться и еще раз учиться!