Педагогический понедельник

Чтобы успешно воспитывать ребенка, надо его глубоко знать, изучать. Педагогический коллектив становится настоящей воспитательной силой при условии, если каждый ребенок испытывает на себе воздействие многих учителей, если каждый педагог вкладывает в каждого ребенка как бы частицу своих духовных сил. Каждый учитель у нас стремится знать каждого из 560 учеников: среду, в которой формируется личность ребенка, его особенности, черты характера, способности, интересы, увлечения, трудности. Еженедельно у нас проводится педагогический понедельник - это по существу научно-педагогический совет, посвященный исключительно изучению ребенка. Мы убедились, что нет ничего нужнее, полезнее и интереснее разговоров, которые бывают на педагогическом понедельнике.

Первая часть понедельника - рассказ кого-нибудь из воспитателей (это бывают и родители) об одном, двух или трех школьниках. Характеристика их личности построена на фактах. Об изучаемом ребенке высказывают свое мнение все учителя, хорошо знающие его или испытывающие затруднение в подходе к нему, во взаимоотношениях с ним. Становится яснее, что мы еще не знаем об ученике, что упустили в работе, не заметили. Коллектив приходит к выводу, что необходимо сделать по отношению к воспитаннику. Личность ребенка всегда связана с другими, поэтому выводы, к которым приходит коллектив, в большинстве случаев касаются не одного, а двух или нескольких учеников.

Предметом обсуждения совета бывают вовсе не самые «трудные» дети, - нет, чаще всего мы говорим о детях, незаметных в коллективе, ничем не выделяющихся, ничем себя не проявляющих. Ученик, который ничем не заявляет о своей индивидуальности, никого не «беспокоит», - это, по существу и есть самый трудный. Мы всегда добиваемся, чтобы такой ученик пережил чувство гордости за свои творческие силы, пережил радость труда, успеха, почувствовал в себе творца.

Вторая часть педагогического понедельника - это теоретический доклад, посвященный одной из проблем изучения и всестороннего развития личности. Доклады готовятся директором, завучем, лучшими учителями. Каждый доклад построен на фактах практической работы коллектива и направлен на улучшение работы. Обычно после доклада разгорается дискуссия.

В окончившемся учебном году у нас были обсуждены доклады на следующие темы: «Изучение ребенка. Как добиться того, чтобы ребенок был с учителем откровенным», «Взаимоотношения ученика и учителя», «Общие интересы ученика и учителя», «Здоровье, физическое развитие ребенка и его духовная жизнь», «Умственные способности ребенка и интеллектуальные интересы», «Умственные интересы взрослых, окружающих ребенка, и его интеллектуальное развитие», «Чтение и умственное развитие ребенка», «Дети с замедленными мыслительными процессами», «Воспитание коллективизма у школьника младшего, среднего и старшего возраста», «Особенности духовной жизни в годы детства, отрочества и ранней юности», «Воспитание чувств», «Воспитание у детей, подростков, юношей и девушек чувства долга перед старшими поколениями», «Индивидуальные задатки и способности», «Что такое призвание, как оно формируется», «Стремление детей к подражанию и формирование общественного идеала личности», «Формирование нравственных стимулов к труду», «Формирование эстетических запросов», «Красота и нравственность, красота и труд» и многие, многие другие.


Автор: Сухомлинский В.А. // Нар. образование. - 1963. - № 9 (отрывок из статьи "Наш педагогический коллектив")


 

 

Комментарии

Алексеенко Андрей Иванович

Василий Александрович родился в деревне Васильевка ныне Кировоградской области в семье столяра. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт. Работал сельским учителем. Во время войны ушел добровольцем на фронт. В 1942 году был тяжело ранен, после чего демобилизовался.

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/12/29/28-sentyabrya-201...

Алексеенко Андрей Иванович

Во время фашистской оккупации жена Сухомлинского стала подпольщицей. Она была схвачена фашистами и после жестоких пыток убита вместе с десятимесячным ребенком. После войны Василий Александрович женился вторично на коллеге-учительнице. У них родилась дочка.

В 1948 году Сухомлинский был назначен директором школы в селе Павлыш Кировоградской области. Этой школой он руководил до конца жизни. На основании собственного опыта Сухомлинский защитил в 1955 году кандидатскую диссертацию «Директор школы как организатор учебно-воспитательного процесса», после чего начал писать книги о своем и не только своем опыте.

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/12/29/28-sentyabrya-201...

Резниченко Лариса Михайловна

Интересно и поучительно.Спасибо.

Жилинская Анна Сергеевна

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.