Игрунов поколение

Мудрецов Игорь Вячеславович

Информатизация образования.

Как много в этих словах... от лукавого.

 

Вдумайтесь в эти вопросы, что чуть ниже, прежде, чем продолжите читать и выискивать у меня опечатки. ))

Информатизация - неизбежное зло или провокация?

Химера, терроризм или же темпоральный феномен?

___________________________________________________


Сегодня информатизация, ИКТ, стали целью, а не средством, как это должно быть. Не знаю, кто как, но  я наигрался за время работы по самые гланды... А мысль, что пора вспомнить как работать с мелом, не покидала последние годы ни на миг.

 

Есть хорошая старая учительская история.

Пожилой педагог научает молоденькую практикантку:
- кто самый главный на уроке?
- учитель, кто же еще.
- нет, на уроке, главный - ученик. А с чего начинается урок?
- Наверное с опроса, с Дз?
- нет, урок начинается с тряпки и заканчивается ей же. Тряпка - вот главное ТСО воспитания на уроке.
- ну, а как оценить, скажем темп, насыщенность урока?
- ну... не знаю.
- это просто, если ты за урок не послала за мелом, исписав кусок, плотность урока недостаточна. Ну, а где ты должна находиться во время устного рассказа, объяснения?
- у доски?
- нет, милая, если ты будешь стоять у доски, урока не выйдет, объясняя материал, нужно быть неподалеку от Васи (Коли, Пети и т.п., имелся в виду самый буйный)...

 

Да, бумаг много и компьютер несомненно подспорье, но это зараза, такая зараза, к нему так быстро привыкаешь, что потом без него уже ощущаешь себя не в своей тарелке...  Вместе с тем, он расхолаживает и убивает живое общение.

А мы еще  тащим компьютер и в детский сад. Уже притащили. Вот там он ни просто не нужен, а использование его преступно! В детском саду, для обучения он уж точно не нужен, совершенно. А если принять еще во внимание качественный уровень владения этим инструментом (подчеркиваю, всего лишь инструментом, ТСО) среди значительной массы воспитателей и педагогов, что крайне низок, то о его использовании вообще речь не должна идти.

Мы, которые призваны нести светлое и доброе, воспитывать детей и заботиться об их здоровье, физическом и психическом, мы их губим. Да, не мы тому виной, сама ситуация диктует это. Но ведь можно же ограничить, можно противостоять этому злу и засилью гаджетов.

Можно, но никто этого не делает. А между тем, эпидемия "цифрового аутизма", о которой вещал доктор Курпатов в Давосе, – это наша с вами суровая реальность.

Насколько сейчас вообще изучается влияние цифровых устройств на людей? Вот сейчас идет проект "электронная школа". А сколько вообще можно ребенку с этими гаджетами работать? Это вообще кто-то исследовал или нет?

Есть только голословные заявления чиновников и работников контрольных органов, что такие исследования, якобы, проводились. Ага, точно также как и рейтинги и опросы населения.

А между тем, ведущие компании Кремниевой долины типа Apple и Google уже сами начинают советовать своим клиентам-юзерам не сидеть в сети постоянно, а ограничивать время перед экранами гаджетов, особенно для детей.

Только куда там...

Что там нам говорит САНПИН на этот счет? Какие временные рамки устанавливает? Даже на уроках информатики непрерывное нахождение перед экраном монитора не должно превышать 20 минут.  Только где это видано? Большинство программ устроены так, что там и урока-то  на все задачи не хватит.

Мы сами лепим из них цифровых наркоманов. Потому, что сами же ими же  уже являемся. И я наркоман. Да и  вы тоже наркоманы. Может быть не все, но так или иначе зависимы. Причем даже порой это сами же и не осознаете.  И каждый, думаю, рад бы отказаться от этого, но, увы, жизнь и там... не буду показывать пальцем, наверху , как там примадонна пела... эй, вы там наверху... вот, там  сидят те, кому это очень выгодно - сделать нас всех наркоманами. Да, еще и тотальный контроль установить. Ну, чтоб проще было новые поколения зомбировать. И если мы, еще это хоть как-то осознаем, то дети не понимают вовсе.  И чем дальше, тем это непонимание будет усиливаться.

Все словно  сдались на милость транснацкорпорациям. А те и рады стараться - у них новая игла каждый месяц выходит. А в... карманов уже не хватает для бабла, что мы подарили.

Это болезнь нашего и без того сумасшедшего века.

А спорт? Где он?  Мы раньше гоняли в мяч во дворе, зимой хоккей - портфели поставишь на дороге, это ворота, клюшки даже не заносили домой и после школы -  вперед, до момента пока не загонят. А сейчас - только киберспорт. А на улицу приходится выгонять. )))  Хорошо еще, что дворы развиваются, площадки появляются,  тренажеры, но они по большей части пустуют. Сегодня другой культ, культ силы, здоровья почему-то не в чести.

А в школе? Там тихо становится год от года и чем дальше, тем больше. Скажите это хорошо? Ну, сможет быть и так, в какой-то степени. Но по мне, пусть лучше  в сокс играют на перемене. Помню, мы  так всегда гоняли, бумаги накрутишь, в комок сжал и давай. Движение было. Движение это жизнь! А сейчас? Вдоль стеночки со смартфонами, да, что там,  даже по коридору идут и то, глаз из него не вытаскивают.

В наши дни мощный комп доступен практически каждому. И у  всех в наличии интернет. Бесконтрольный совершенно. Сейчас вроде бы как начали шерстить, но что исчезает-то? Думаете экстремистский контент или порнография исчезла? Может "синие киты" перевелись? Или еще что-то мерзкое пропало  из сети?

Нет, исчезают только нормальные вещи, музыка, книги, хорошие фильмы, статьи. А почему? Авторское право. Или содержат что-то, что обывателю знать не положено, ибо это учит думать, строить логические цепочки, делать выводы. И зачастую эти выводы неутешительны, а для власти, так и просто опасны. Вот, что исчезает, а не та мерзость, что я уже перечислил выше. Книги про педофилов, хо, да пожалуйста.  Наркоманы, вот, держите, все в свободном доступе. Хотите свести счеты с жизнью - вот ролик, тут все подробно описано, как это сделать лучше всего.  А вот еще ролик - мы здесь дружно всем классом избиваем таджика. За что? А так просто. Потому, что "понаехали". Стало скучно? У нас огромная площадка для игр. Хотите в танке по Лондону погонять? Пострелять? Легко! Может быть предпочитаете монстриков помочить? Ща устроим. Гормоны шалят? Нет проблем, у нас есть очень реалистичная игра. Такая реалистичная, что вы даже не захотите уходить в реал за тем же самым. Продолжать это можно до бесконечности.

Смартфоны, планшеты, продвинутые средства разработки и т.д. Казалось бы, сейчас народ кинется программировать, созидать, что-то творить хорошее, информатику ждет расцвет, в конце концов. Но что произошло вместо этого? Народ кинулся потреблять, а вместо уроков программирования в школе стали преподавать что-то непонятное - куда кликнуть мышкой, чтобы пронумеровать страницы в Word. Да, что там далеко ходить, я сам так преподавал. К чему было программирование натаскивать, самому обучаться, напрягаться излишне, когда это никому не нужно? Реально. За 8 лет, что я вел информатику только 1 ученик заинтересовался программированием и средами разработки.  Это все умерло. Все ушло в небытие. Сейчас востребован активный пользователь. Нужен потребитель грамотный, а разработчиков нужны единицы. Поэтому, я вел вместо программирования графику, 1С и т.п., все, что было востребовано.

Но я-то ладно, я не специалист, это была вынужденная мера, не было учителя.  Кстати, когда "мода" пошла на профильных специалистов в Москве, и соответствующие органы шерстили школы  и кошмарили директоров, подстраховались - год школа была без информатика вовсе. Но, ладно это глубокая история.

А как быть с теми, кто этому учился немалые годы? Сам наблюдал не раз эту картину.

Другой предмет. Русский язык. Открытый урок. 40 минут демонстрация презентации. Я там сидел в качестве одного из конкурсантов. И весь, простите,  опплевался. Дети просто списывали с некачественной презентации, далеко некачественной, текст. Ну, да, отвечали на вопросы. Только вопросы были на экране. И их учитель дублировал в аудиторию.

И что тут или кто тут придаток? Я думаю,  учитель. Посади любого мало мальски разбирающегося за комп и пожалуйста - готов педагог.

Когда-то я увлекался графикой, неплохо рисовал, делал какие-то коллажи, мультики, истории оживлял. И это при том, что компьютер у меня был далек от того, что имеет сейчас каждый  школьник. Причем, это уже в сознательном возрасте. Ну, не было у нас тогда компьютеров в детстве. И слава богу! У нас было детство. И достаточно счастливое.

Хотелось бы увидеть тоже увлечение или что-то подобное у молодых сегодня.  Но, куда там! Видел и вижу  совсем другое: многие мамочки думают, что сын их "вундеркинд", ну как же, он  действительно тратит на планшет и компьютер  огромное количество времени. Продвинутый, современный, родителям до него далеко...  Только вот вопрос - а что он там делает? А она и не знает даже. Видела, что умел включать Youtube, устанавливать игры и ... играть в них. На этом основании мамаши и причисляют дитя  к одаренным.  А там одаренностью и не пахнет даже.

Одной, так и пришлось открыть глаза - ребеночек-то ее  скорее дебил, чем гений, ведь он  без подсказок посчитать от 100 до 1 и обратно, не сбившись, не может.  А это 5й класс. Просто посчитать, без изысков, в темпе. Нет, это конечно, исключение из правила, дети сегодня развитые. Но, развитие их поверхностное, мышление клипповое или порой даже липовое. И только подрастая они что-то начинают соображать, начинают откладывать в сторону свои гаджеты. НО! Привычка-то осталась, она в крови уже, это наркотик. Задайте вопрос - сколько было фронтов в ВОВ и он полезет в интернет смотреть. Да, чего там, любой вопрос задайте. Где находится город Биробиджан? Неа, не ответит. Назови 10 композиторов. А вот шишь, не хочешь? Хорошо, приведи пример 10 гениальных открытий 20 века. А зачем? Надо будет - в интернете посмотрю. Хорошо еще ЕГЭ стимулирует хоть как-то, а то бы и вовсе мозг в гаджет перетек.

Читаю новостную страничку: "Современные дети... Они компьютерные гении, малолетние хакеры, способные обвести вокруг пальца опытных системных администраторов". В статье речь о школьниках старших классов, которым раздали айпэды с включенным родительским контролем, но школьники жаждали, правильно, про ЭТО, Контакт и прочую лабуду, игры и  развлечения, в виде разглядывания дебильных (не всегда, впрочем) мэмов, поэтому родительский контроль они просто отключили.  Молодцы! Хакеры... Как потом выяснилось, надо было 3 раза ткнуть пальцем в меню и стереть профиль. Все. Много ходовая комбинация, много круче шахмат. Прямо таки гении. Это три-то щелчка, попробуй сделать, а ведь до этого еще и додуматься надо... Вот. Умора. Но для СМИ этого, видимо, достаточно, чтобы быть причисленным к компьютерным гениям и прочим хакерам.

А знаете как их спалили? ))) Один "гений" Контакт не закрыл, не вышел со странички. Конечно, учителям было сложно разобрать тот шифр,  которым  пользовались в чате "хакеры", но справились... Криптологов не пришлось подключать.  И криминалистов тоже. И узнали они,  прочтя те письмена,  очень много нового и интересного. О чем даже и не догадывались.  В том числе и о себе...

А теперь попробуйте еще раз ответить на вопросы заданные в начале блога.  А на досуге поразмышляйте вот над этим фактом - почему богатые и умные люди отнимают у ребенка все электронные девайсы и заставляют учиться, читать книги, заниматься спортом? И почему представители, уже социальных низов, готовы потратить свою нищенскую зарплату, за несколько месяцев порой, и влезть в долги при этом, лишь бы у чада был смартфон, планшет и ноутбук, желательно еще и все сразу?

И еще. Куда мы таки бредем... зажав в руке "иглу"?




PS/ вы уж простите меня за эту `простыню`, терпелка переполнилась. И это лишь малая толика того, что хотелось бы сказать.


`Я предупредил министров: `Если вы будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Такой страной легче управлять, но у неё нет будущего`.

(с) Сергей Капица, 2009 год       clck.ru/MHhiB
 
У нас самих в руках постоянно смартфон...
Где уж тут думать-то, некогда, он поглощен.
Мы сами рождаем порой игрунов поколения.
Неудивительно, что разум, увы, ждет забвение...
(с)
 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Римская формула управления - "хлеба и зрелищ!" работает в XXI веке так же чётко, как и в I-м веке. Сначала хлеба, потом развлечений и эмоций. А лучше всего и сразу. И побольше.
Но парадокс этой формулы, да и наших реалий, в том, что при недостатке хлеба его можно компенсировать вторым слагаемым – зрелищами. Не совсем, конечно, но в существенной степени. Причем планочку этой степени можно каждый раз поднимать, после того как привыкнут к предыдущей - вспомните хотя бы окна Овертона, технология практически та же сама.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Знаете, даже не удивлен.
https://ulpravda.ru/rubrics/soc/chp-v-zavolzhskoi-shkole-8klassnik-porez...
Наше невмешательство, родительское попустительство и курс `в светлое будущее` тому виной. Спорно? Да, нет, очевидно. Практически об этом я и написал, если повезет, то увлечение планшетами-смартфонами заканчивается для ребенка
задержкой в развитии. А если везение не ваш конек, то вот результат (см. выше).
И таких заголовков разных лет, впрочем, не столь и далеких, масса: "Подросток
зарезал мать и продолжил играть в Counter-Strike", "Школьник убил кочергой своего нетрезвого дядю", "Сибирский подросток убил соперника по игре", "Поиграл в Доту и умер`, это только то, что я вспомнил.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Стоит посмотреть, господа педагоги, и сделать выводы!

"Меня уже 13 челов пытались так зделать а я прыгал и не могли лохи("

Это один из комментариев под этим видео:

https://youtu.be/sI4Gs8mUubk

Мудрецов Игорь Вячеславович

Ну, и еще одну ссылку на видео, в контексте собственных комментариев.

https://youtu.be/UJj8jefj1Us?list=PLSgy-gJ-dkS9KGmySidWwCHs2MxnizF1s

Это стоит посмотреть. Проблемы затронутые в сюжете касаются каждого из нас!

Мудрецов Игорь Вячеславович

Мера и, если хотите, культура и целесообразность, вот 3 кита на которых должно строится использование и применение этого ТСО.

Если же говорить о гаджетах, как таковых, то это уже мера ответственности и ЛЮБВИ к собственному чаду каждого из нас. Однако, пока общество не осознает, что это ЗЛО, результата просто не будет. Дети, лишенные будут испытывать тягу и давление со стороны социума не лишенного этой заразы. И тут очень верное решение все же - камеры хранения в школах. Причем, можно организовать это так, что если есть необходимость в телефоне для образовательных целей или же в экстренных случаях, бывает и такое, то выдавать гаджет на время, урока, либо звонка. Сделать это не так уж и сложно, это не такая уж большая и сложная задача и обязанность. И это намного лучше, чем тратить время урока на пререкания и пресечение использование телефона, что называется из под полы.

Опять же перемена, телефон зачастую, ну, совершенно школьнику не нужен. А значит, эта перемена должна быть организована. А это уже сложнее. Решением может быть только выделенная ставка для организатора, но никак не дополнительная нагрузка на педагога. Что у нас любят, между прочим. Возьмите то же дежурство по школе. Нигде ни в одном своде каких либо правил это не регламентировано. Это прямое нарушение, а регламентироваться может лишь внутренними распоряжениями. А это уже дело коллектива. Учителю надо подготовиться к уроку, а не служить надзирателем за порядком. Пусть даже это происходит не постоянно, а всего лишь регулярно. Выделенные же ставки организаторов досуга вполне могли бы решить эту проблему. Кроме того, это стало бы и воспитательным фактором. Размышлизм этот, конечно же, в пустоту, (особенно судя по комментариям) и потому, что от нас это мало зависит, но если совсем сложить ручки, то и результата не будет вовсе. Точнее, он будет, но не тот, что хотелось бы увидеть, диаметрально противоположный, что и происходит.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Интересно, коллеги, может я что-то не так вижу? Может быть я в корне не прав?!
Скажите мне это в лицо. Я приму любое мнение.

Животова Елена Викторовна

Игорь Вячеславович, всё так вы видите. Это большая беда нашего образования.