Крамола

Мудрецов Игорь Вячеславович

Написал пост, почти, но коммунальщики подложили свинью - отключили свет, а поскольку набирал сразу в браузере, ясное дело ничего не сохранилось.

 

Поэтому, лишь наброски   мыслей (сори, за возможную нелогичность):

 

1 - смотреть на мир нужно расслабленно, используя периферическое зрение, а не центральное, сфокусированное. Это способствует и выживанию, и развитию мышления. Концентрация внимания способствует затуханию активности мозга и ступору мышления. Отсюда выход только один - частая смена деятельности, однако замечу, что красная линия должна прослеживаться на всех этапах. В этом отличным подспорьем становится метапредмет. Но, у нас таких специалистов не готовят и только в начальной школе это хоть как-то реализуется в силу того, что учитель там и жнец и на дуде игрец. В остальных областях - лошади с шорами, причем, часто не взаимодействующие даже в одной упряжке. Спокойствие задействует периферийное зрение, что в свою очередь запускает в работу лобные доли мозга, а это значит автоматизм.

Синапс место контакта нейронов, в котором происходит обмен нервными импульсами. Когда мы изучаем новое, мозг работает в сфокусированном режиме. Как ни странно, это менее эффективный и понятно, что более энергозатратный режим работы. Мозг сам блокирует его, вне зависимости от наших желаний, т.к. ему сложно его долго поддерживать. А вся длительная сфокусированность есть лишь ложная иллюзия. Усталость, сонливость, прокрастинация - все это защитные механизмы, что включаются помимо нашего сознания. Мозг хочет назад в расслабленный режим, поэтому напоминает нам о соцсетях и чате, чае и просмотре ТВ, или подсчете ворон за окном. Мы пользуемся мозгом неправильно и так же неправильно заставляем пользоваться им детей.

И вот важно понять, что расслабленный режим работы мозга это тоже работа и он так же важен и полезен для обучения и решения прикладных задач, как и сфокусированный. Более того, именно в этом режиме включаются механизмы неподвластные сознанию и фокусировке. Вспомните хотя бы известные открытия сделанные во сне. Все тот же расслабленный режим. То есть в режиме расслабления мозг не сачкует, а работает. Прелесть в том, что это происходит без активных сознательных усилий с нашей стороны.

Наш мозг любитель расслабухи, именно поэтому он так любит пространственные разговоры и вообще, он любит коммуникацию, это его активизирует.  И... интересный момент - невольно повышает фокус внимания и мотивацию. Согласитесь, это важно и ... просто. Внимательный и мотивированный ученик - чего же больше-то желать? Но тут важно конечно, не провалиться в отвлеченное словоблудие, а это уже задача учителя. Кроме этого, совместная деятельность стимулирует активный поиск, а это и есть самый лучший процесс обучения. Еще - это подстегивает развитие социальных навыков, чувства самоэффективности, что опять же нравится мозгу, развивает эмпатию и умение слушать и слышать. Ведь это явление не столь уж и редкое - когда тебя слушают, но не слышат, не воспринимают.

2 - все традиционное и знакомое, а равно как и безэмоциональное - убийца мышления и способствует лишь засыпанию мозга.  Когда мозг получает новую информацию, он ее вначале сортирует в различных отделах и отправляет на обработку в правое полушарие, а там сидят креативщики - интуиция, воображение и творческое мышления - тройка, что решает - отправить эту инфу в хранилище или выписать ей смертный приговор и подвергнуть жесточайшей цензуре. Поэтому, экспрессия и  эмоциональность лучшие адвокаты.

3 - иллюзия узнавания - не более, чем иллюзия и обучению не способствует.  Узнавание это его любимое занятие, на этом, например, построены все популярные радиоканалы, которые крутят с утра до ночи музыку, зачастую паршивую и не стоящую внимания. Однако, сначала вам прокручивают все время по 150 раз безобразное сочинение на безобразниещем языке. А затем возникает автоматическое привыкание. И тут не важно кто ты - профессор или глупенький ученик, это работает не зависимо от нашего сознания и образования, вскоре эта мелодия поселяется в голове.  Идет узнавание. И мозг радуется, хорошо напрягаться не надо. Но узнавание, это не учение. Это всего лишь узнавание и вскоре это переходит в фон, а мозговая активность затухает, наступает период торможения.
И только затем она отправляется в кору головного мозга, а это уже аналитическая и филогенетически более новая часть человеческого мозга.

4 -физическая активность стимулирует и провоцирует на развитие мышления.

5 - чтобы развить мышление мало просто рассказать или показать, даже мало дать почувствовать, надо задействовать весь спектр ощущений и чувств.

6 - хронический стресс подавляет, а внезапный стимулирует.  Стресс стимулирует распространение возбуждения на другие (не лобные доли)  участки мозга. Стресс, эмоции, экспрессия, как пусковой механизм, а периферийное зрение, а точнее в нашем случае периферийное сознание, мышление, как механизм закрепления этого нового. Наш мозг не любит узнавать что-то новое, его надо уговаривать - стимулировать стрессом, новыми графическими (слуховыми, вкусовыми и проч.) образами и чем более фантастичными, более незнакомыми они будут, тем лучше. А уже потом он начинает с удовольствием это делать сам.

Привычное задействует привычную нейронную сеть. Поэтому мы легко садимся на велосипед или едим суп, и крутим педали или орудуем ложкой, не задумываясь при этом о том как это надо сделать.  Мозг работает, но работает в расслабленном, автоматическом режиме при этом. И ему это нравится. А вот чтобы его заставить делать то, что ему не совсем по душе и нужна его стимуляция - стресс.

Стресс порождает включение в процесс новых нейронных связей. Это и есть - обучение и развитие мышления.

Стресс это всегда эмоции, всегда экспрессия.  Эмоции и познание тесно между собой связаны, даже анатомическое строение мозга соответствует этой связи. Полученная нами информация сначала проходит через лимбическую систему, самую примитивную и эмоциональную часть человеческого мозга.

Эмоциональная часть связана с выживанием. Это инстинкт, а важнее инстинкта и выживания для
любого существа нет ничего.

7 - унификация и единообразие не самая лучшая идея для образования. Восприятие информации у всех различное, поэтому так важна стратегия и эмоциональность. Стратегия позволяет закреплять у разных типов полученное, а эмоциональность или экспрессия одинаково воспринимать (неодинаково, по-разному, по-своему но полно и воспринимать суть, а не фон).

8 - командная работа - лучший вариант, чем одиночная.  Не вдаваясь сильно в подробности, добавлю лишь два слова - мозговой штурм. 

9 - игра, спорт и развлечение - лучшие союзники в обучении, но только до поры привыкания.  Увеличению количества нейронных связей и синапсов способствует особый белок увеличивающий их пластичность. А в выработке его помогает физическая активность. Поэтому, так важно, не просто включать в урок физкульт-минутки, если вы хотите повысить эффективность обучения, но и более серьезную двигательную активность. Например, вместо с стандартного теста на бумажке, можно развесить по углам класса обобщенные ответы и предложить ученикам отвечая занять угол, где по их мнению находится правильный ответ на вопросы.

Т.е. разумное и творческое сочетание концентрации внимания, расслабленности, отдыха и физической активности - вот тот инструментарий к которому должен каждый стремиться. Но, увы, происходит все наоборот, и нам кажется, что они внимательны и работали весь урок, но лишь иллюзия, т.к. несмотря на видимость этой работы, мозг в результате ничего не усвоил. Стоит ли удивляться, что сегодня на уроке ученики вам отвечали, а на следующем словно и не было этого урока? )))

Пассивная форма обучения в корне ошибочна. Школьник должен быть активен в процессе обучения. Важно, чтобы дети были активны не только интеллектуально, но и физически. В связи с этим, еще одна мыслишка - по возможности, очень полезно проводить урок вне учебного класса. Занятия вне класса мобилизуют у детей структуры головного мозга, отвечающие за обучение. Идеально в этом случае проводить уроки на природе, даже просто на школьном дворе на свежем воздухе. В природном мире можно найти бесконечное множество стимулов различной формы, цвета, движения, глубины. Всё это разнообразие характеристик вместе с возможностью провести время на свежем воздухе благоприятно влияют на обучаемость.

10 - складывается ситуация, которая провоцирует на просыпание, но она коварна тем, что  вскоре перейдет в разряд клипового мышления, а значит и активность снова снизится до значения 0.

11 - бомбардируя учеников бесконечными потоками информации, мы достигаем эффекта, противоположного ожидаемому - мозг засыпает.

12 - молчание, конечно же, золото, но в случае с образованием - сусальное. А мы же аки сороки падки на все блестящее, но не все то золото, что нам
старательно подсовывают.   Дискурс - двигатель прогресса, а тест - его тормоз. 

13 - ну и последнее, самое крамольное - самым полезным действием для развития мозга является смех. Именно смех задействует больше всего областей мозга, а не решение задач, например. Вот так. )))

Т.е. смысл всего сказанного - максимальные учебные результаты при минимальных собственных энергозатратах. Или вариант, как обмануть наш мозг и его естественную физиологическую леность.

 

Продолжение следует...

 

 

Комментарии

Сметанкина Тамара Васильевна

Стесняюсь спросить, а сколько текста было в первом варианте)))))

Мудрецов Игорь Вячеславович

Раза в 2 побольше, да и увязано все было воедино. )))