Чудесатый

Мудрецов Игорь Вячеславович

Интересное слово.

Здесь слышится словно сразу несколько слов - чудеса, чудак, усатый... Самое интересное, что все они так или иначе связаны между собой. 

Чудеса - нечто нереальное, непостижимое, недоступное пониманию и объяснению.

Чудак - странный человек, которого нелегко порой понять.

Усатый - вспоминается сразу выражение "сами с усами", т.е. шутливая форма указания куда чудаку отправиться, типа "нам и своего ума некуда девать, полные палаты, не суйся".

 

Почему же такое отношение появляется?

Ведь оно и неплохое по-сути, но в то же время может быть  и достаточно обидным. Это форма подшучивания. Может быть дело, действительно в этом чудаке? Бывает и так, но далеко не всегда. Чаще все же дело в понимании, которого не достаёт тем, что с усами сами. 

Существует много толкований сущности и механизма понимания.

Понимание чего  либо, какого-то текста, предмета, явления , процесса и т.п.,  всегда процесс   индивидуальный , я  бы даже сказал, уникальный , т.к. правильность   понимания всегда достаточно   относительна , хотя и есть определённые общие закономерности .  На понимание всегда влияют внешние условия - имеющийся опыт, сложившаяся ситуация, время, даже пространство и, конечно же, сама личность чудака (объекта).

Чем больше в наличии условий, тем больше непонимание, тем больше странностей мы видим в его словах и это нормально. Это физиологично, т.к. нет ничего более ценного для нас же самих, чем собственный опыт.

Но, вот в чем загвоздка. Отрицая эти странности, отмахиваясь от чудака, не выявляя сути и не стараясь эти странности  переложить на свой собственный опыт,  мы тем самым блокируем собственное понимание. Это понятно.  Но загвоздка заключается в том, что выявление этих   странностей и  является развитием понимания, что  в свою очередь, есть новый  этап  развития и... опять же  понимания . Развитие сознания, развитие мышления. Ведь на самом деле, этот процесс бесконечен. Неправильно считать, что вы уже развиты, что мышление уже развилось. Хотя бы потому, что мир не стоит на месте, не является статичным, он меняется ежесекундно, преподнося все новые и новые сюрпризы (странности), требующие осмысления и ... понимания.

Когда количество обнаруживаемых странностей начинает превышать какую-то "критическую массу", для субъекта    наступает этап прозрения или   наполнение   новым смыслом.

И тогда странности исчезают, уступая место новому пониманию, более углублённому , детальному, эмоционально обновлённому . "Критическая масса", необходимая для нового понимания, всегда индивидуальна  и зависит от личного жизненного опыта, что и позволяет субъекту обнаруживать те или иные странности, трансформировать их под свои нужды или узреть в них новый смысл.

И тут важна самостоятельность, как  в принятии решений, так  и в обнаружении этих странностей. Все это гарант того, что субъектом будет воспринята информация объекта правильно. Почему важна самостоятельность? Дело в том, что на мнение субъекта влияют другие субъективные мнения, другие странности, а навязанные, чуждые или обобщённые, массовые, но не верные суждения, существенно замедляют  или даже блокируют развитие понимания.

 

Из этой мутной философии следует два вывода, ими я и закончу этот пост:

 

1й- учителя, не склонны поощрять странности и настроены обычно на поспешное их устранение и разжевывания "правильной" точки зрения, не дожидаясь и не организуя личностных эмоциональных поисков истины. Чем и блокируют поступательное развитие понимания, а в целом развитие мышления, подменяя его суррогатом. Это если объект, чудак - ученик.

 

2й вывод, если объект - сам выступает в роли учителя - здесь срабатывание принципа "сами с усами" играет злую шутку, блокируя понимание, а с ним и развитие самого субъекта, его сознания, мышления и т.п.,  т.е. развитие личности самого учителя.

 

PS\ в качестве бонуса небольшая музыкальная композиция одной талантливой умнички

 

 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

В связи с выше сказанным приведу одну ссылочку на очень правильную статью известного психолога:

http://worldcrisis.ru/crisis/3017343

Вопросы затронутые в ней, как нельзя более актуальны на сегодняшний день для образования. Единственный спорный момент, точнее нюанс который был сброшен со счетов - база. Без базовых знаний, без умения оперировать ими, без навыков анализа никакого критического мышления, креативности и прочего добиться нельзя.

Нельзя изобрести велосипед не имея конструкторских навыков. Можно генерировать идею, это случается у наделенных природным талантом людей, но не развить ее.

Однако и само формирование базы должно строиться на способности к критическому анализу и творческому мышлению, а не только на умении действовать по предложенному шаблону.

Мудрецов Игорь Вячеславович

"Мир мечтаний дарит человечеству гениев.

Их не узнать. Они рядятся в другие одежды.
Их считают сумасшедшими. Их признают чудаками.
И упорно не хотят наречь великими. Великое кажется чем-то значительным.
Особым. Необыкновенным. Живущим вдали от этих мест.

Но где же живет великое, коли мы отказываем ему в соседстве рядом с нами?

Не в небе же оно витает? Тут.

В Калуге жил учитель. Вечерами разглядывал небо в особую трубу. И хотя только в этом еще нет ничего странного, его считали странным. Чудаком.

И признали бы сумасшедшим, если бы он рассказал соседям о своих великих вычислениях, о своих расчетах. А расчеты были: как запустить искусственный спутник Земли, как полететь на Луну, как преодолеть земное притяжение.

Он печатал свои работы, не имевшие большого успеха. В своем сегодняшнем он жил будущим, а это не всегда понятно."

Цитата из "Сын России: Книга-альбом" / Ил. К. В. и Б. Н. Кукулиевых, О. В. Ана. - 2-е изд. М.: Мол. гвардия, 1982

http://12apr.su/books/item/f00/s00/z0000000/st000.shtml

Мудрецов Игорь Вячеславович

Вот еще пример. Ярослава Дегтярёва. Здесь ей 7 лет. Это живой звук, черт побери, а не эффект брошенный на голос! Этим девочкам уже надо давать звание народного артиста России, они того вполне заслуживают.

https://youtu.be/RdUNyRC-UFk

Уникальный голос, необыкновенный ребенок:

https://youtu.be/LhceNxzlmt4

https://youtu.be/QmjveUilo8w

Мудрецов Игорь Вячеславович

А это снова шедевр от Вики. Если хотите, мое мнение таково, что еще никому не удавалось исполнить эту дворовую песню с таким проникновенным чувством!

https://youtu.be/AWld1xsz_6w

Сколько ее слушаю, столько и всегда поражаюсь чистоте дикции. Ни одно окончание не проглочено, все предельно четко, даже там, где обычно это не бывает явным, даже у профессионалов взрослых людей. Вот послушайте еще:

https://youtu.be/7ihxTiQArSw

https://youtu.be/U0VuvttAoi0

А вот и Кукушка в ее исполнении. Здесь ей еще меньше. 6 лет.

https://youtu.be/BDOuD7_nxIc