Мышление
Что такое мышление? Как оно организовано? На эти вопросы пытаются ответить много веков, сегодня мы частично подошли к проблеме понимания организации мозговой деятельности, к понимаю сути мышления, но в то же время многое остается за гранью нашего понимания.
Ответы на эти вопросы завися от взглядов на то, что такое мышление как психическая функция и каковы общие принципы соотношения психических функций с физиологией мозга .
Определение мышления описательного характера , исходящее из внешней его стороны, дается следующее - активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи.
Содержательно же мышление в научной трудах по психологии рассматривается как опосредованное аналитико-синтетическими операциями и словом обобщенное отражение действительности в ее существенных признаках, связях и отношениях.
Но эта формулировка характеризует мышление взрослого человека , не затрагивая ни периодов взросления, ни особых состояний, как то состояния измененного сознания (медитативное, наркотическое и т.д.) и мышление человека больного, что тоже можно рассматривать как частный случай измененного сознания.
Н апример , формирование мышления у ребенка проходит несколько ступеней.
Вначале это наглядно-действенное, при котором решение задач осуществляется с помощью реального манипулирования объектами, — эта стадия длится примерно до трех лет; затем, наглядно-образное или образное, по своему содержанию приближающееся к воображению благодаря способности комбинировать образы, их свойства и качества, — возникает в дошкольном возрасте; вербалъно-логическое, вначале на уровне простых суждений, а позднее переходящее к операциям с понятиями и абстракциями, возникает в период средней школы, и более познее, также вербально-логическое но более сложное, позволяющ ее выйти за пределы действительного пространства и времени в сознании.
Например, реконструировать прошлое и с прогнозировать будущее на основе имеющегося опыта и знаний. Т.е. в этом контексте начинает играть роль форма выражения его содержания, а не просто воспроизведение, пусть даже абстрактное, и смысловое содержание мышления.
Однако , появление новых видов мышления вовсе не означает, что предыдущие исчезают, нет , - они продолжают существовать . Что позволяет нам привлекать их для решения проблемных ситуаций, тем самым увеличивая способы рассмотрения последних.
Т .е. в психологии при классификаци и процессов мышления взрослого человека, выступает , помимо самого понятия, и образ. Четкой демаркационной линии между образным и мыслительным регулированием поведения нет ни в физиологии, ни в психологии.
Просто, если в процессе развития эти виды мышления образуют четкую иерархическую структуру: праксическое - образное понятийное , в соответствии с этапам формирования, то зрелая психика нормального взрослого человека располагает всеми тремя видами мышления в их развитой форме.
Если обратиться к теории межполушарной асимметрии , то правильнее будет сказать уже о возникновении двух языков мышления - логического и образного. И соответственно их привязке обоюдному взаимодействию этих двух типов мышления . Что зависит уже от стратегий работы правого и левого полушарий головного мозга .
Структурно-информационная теория психических процессов дает нам по сути ту же картину - существование 3х языковых компонентов мышления: языка логических структур, языка образов и процесса взаимодействия между ним.
Понимание этого важно и знание возрастных особенностей мышления важно для учителя и воспитателя. Ведь формирование самого мышления как раз и идет при помощи разных языковых структур. И если понятно, что необходимо опираться на развитый в данный момент язык, то в старшем возрасте начинает играть роль уже соотношение этих языков в структуре мышления.
При гипотетическом отсутствии одного из них , что возможно как кратковременный процесс, так и длительный, мышление в своей функции отражения реальности становится неадекватным .
И понятно, что о решении каких-либо задач полным ходом и полноценно уже речь идти не может. Это нужно обязательно учитывать при инклюзии, но и не только.
В речевом отношении для мышления основную роль в информационном наполнении несут значения слов, а не сами слова. Ведь даже, взрослые и образованные люди, многие просто не восприняли мои посты, хотя я и старался максимально проще изложить это виденье проблемы. Т.е. второй по информационной нагрузке выступает смысл, как результат выбора субъектом из всех значений тех, которые соответствуют его потребностям , мотивам и уровню развития мышления.
Формы мышления - понятие, суждение, умозаключение, доказательств о (а) и рассуждения.
Операции мышления - анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение, сравнение, классификация и систематизация, установление причинно-следственных связей.
Тут главным фактором мышления, его перогативой, выступает именно н ахождение закономерностей , как повышающий нюанс адаптационный потенциал человека.
Все психически е процессы , что стоят за перечисленными мыследействиями , не является изначально готовой функцией мозга, а формируются в процессе социализации человека. В немалой степени именно в школьном (детском) возрасте и зависит от различного набора факторов и условий, для каждого индивидуальных. Именно поэтому, мышление различных людей значительно отличается своими индивидуальными особенностями.
Такими как - степень самостоятельности, критичность , последовательность, гибкость, глубина , быстрота , направленность , величина фокуса внимания и т. д.
Еще одним принципиальным нюансом , что включается в психические познавательные процессы, выступает факт пространственно-временного охвата действительности (помните, я говорил о периферическом сознании , оно как раз к этому и имеет отношение). Этот фактор является прогрессивным, т.е. развивается (до определенного уровня) в процессе становления личности. Но это в нормальном состоянии, без привносимых изменений извне, как то тренировка (в основном это медитативные практики) и измененные состояния. Это, естественно, не руководство к действию, но вспомните хотя бы знаменитого персонажа Конан Дойля - Шерлока Хомса и его пристрастие к нетрадиционным видам допинга, скажем так.
Мысле деятельность может осуществляться посредством разных по сложности и физиологическому мозговому обеспечению операционных процедур : алгоритмическое , дискурсивное , эвристическое мышление .
Если 2 первых норма для любого человека и различаются только своей наполненностью, то последнее свойственно далеко не всем - это творческое, а порой интуитивное решение любых нестандартных проблем и задач, а также генерация собственных оригинальных идей.
Понятно, что в какой-то степени все обладают тем или иным процентом, но все же полноценно говорить о таком способе мышление возможно лишь для людей творческих, одаренных и, как говорят, нестандартно мыслящих. Лет 10-15 назад появлялось очень много исследований на этот счет, печаталось огромное количество литературы по развитию творческой составляющей даже у взрослых людей. Т.е. творчество, равно как и гениальность (понятие, условное, но градаций его или какого-либо другого просто не существует) или одаренность вполне развиваемое и тренируемое свойство личности его мышления.
Заключается она в усилении межязыкового взаимодействия, а равно и межполушарного, т.к. эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Ведь как происходит внутрипсихически мыследеятельность?
Вначале формируется побуждение (мотивация), затем предварительное ориентирование и стадия гипотезы, дальше план действий (программа) и выбор средств реализации программы. И только потом, собственно мыслительные операции, с контролем результатов. Если этот процесс носит законченный характер и имеется положительный результат, то он прекращается и переходит к следующей задаче.
Но несколько иначе устроено эвристическое мышление, оно чаще всего выступает неким базисом или надстройкой над двумя первыми, переводя их в режим многозадачности, что приводит к существенному сокращению выбора, ориентированию, формулированию гипотезы, т.е. всех предварительных этапов мышления. И конечно, у зрелой личности мышление может осуществляться и без видимой внешней причины.
Наверное, хватит пока, про нарушения мышления как-нибудь в другой раз. Продолжение следует...
- Мне нравится (2)