Мышление

Мудрецов Игорь Вячеславович

Что  такое мышление? Как оно организовано? На эти вопросы пытаются ответить много веков, сегодня мы частично подошли к проблеме понимания организации мозговой деятельности, к понимаю сути мышления, но в то же время многое остается за гранью нашего понимания.

Ответы  на эти вопросы  завися  от взглядов на то, что такое мышление как психическая функция и каковы общие принципы соотношения психических функций с физиологией   мозга .

 

Определение  мышления   описательного характера , исходящее из внешней его стороны,  дается следующее  - активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи.

Содержательно же   мышление в научной   трудах  по психологии  рассматривается как опосредованное аналитико-синтетическими операциями и словом обобщенное отражение действительности в ее существенных признаках, связях и отношениях.

 

Но  эта формулировка характеризует мышление взрослого человека , не затрагивая ни периодов взросления, ни особых состояний, как то состояния измененного сознания (медитативное, наркотическое и т.д.) и мышление человека больного, что тоже можно рассматривать как частный случай измененного сознания.

Н апример ,  формирование мышления у ребенка проходит несколько ступеней.

Вначале это   наглядно-действенное, при котором решение задач осуществляется с помощью реального манипулирования объектами, — эта стадия длится примерно до трех лет;  затем,   наглядно-образное или образное, по своему содержанию приближающееся к воображению благодаря способности комбинировать образы, их свойства и качества, — возникает в дошкольном возрасте; вербалъно-логическое, вначале на уровне простых суждений, а позднее переходящее к операциям с понятиями и абстракциями,  возникает в период средней школы,  и более познее, также вербально-логическое но более сложное,  позволяющ ее  выйти за пределы действительного  пространства и времени в  сознании.

Например, реконструировать   прошлое и с прогнозировать будущее  на основе имеющегося опыта и знаний. Т.е. в этом контексте начинает играть роль форма  выражения  его содержания, а не просто воспроизведение, пусть даже   абстрактное, и смысловое содержание  мышления.

Однако , появление новых видов мышления вовсе   не означает, что предыдущие  исчезают, нет , - они продолжают существовать . Что позволяет нам привлекать их для решения проблемных ситуаций, тем самым увеличивая способы рассмотрения последних.

  Т .е. в психологии при  классификаци и   процессов  мышления  взрослого человека, выступает , помимо самого   понятия, и образ. Четкой демаркационной линии между образным и мыслительным регулированием поведения нет  ни в физиологии, ни в психологии.

Просто, если в процессе  развития  эти виды мышления образуют четкую   иерархическую структуру: праксическое -  образное  понятийное , в  соответствии  с  этапам формирования, то зрелая психика  нормального взрослого  человека  располагает всеми тремя видами мышления в их развитой форме.

Если  обратиться к теории    межполушарной асимметрии , то правильнее будет сказать уже о возникновении двух языков мышления - логического и образного. И соответственно их привязке   обоюдному    взаимодействию этих   двух типов мышления . Что зависит уже от стратегий  работы правого и левого полушарий головного мозга .

Структурно-информационная теория психических процессов дает нам  по сути ту же картину - существование 3х языковых компонентов мышления: языка логических структур, языка образов и процесса взаимодействия между ним.

Понимание  этого важно и знание возрастных особенностей мышления важно для учителя и воспитателя. Ведь формирование самого мышления как раз и идет при помощи разных языковых структур. И если понятно, что необходимо опираться на развитый в данный момент язык, то в старшем возрасте начинает играть роль уже соотношение этих языков в структуре мышления.

При гипотетическом отсутствии   одного из них , что возможно как кратковременный процесс, так и длительный,  мышление в своей функции отражения реальности становится неадекватным .

И понятно, что о решении каких-либо задач полным ходом и полноценно уже речь идти не может. Это нужно обязательно учитывать при инклюзии, но и не только.

В речевом отношении  для мышления основную роль  в информационном наполнении    несут значения   слов,  а не сами слова. Ведь даже, взрослые и образованные люди, многие просто не восприняли   мои  посты, хотя я и старался максимально проще изложить это виденье проблемы. Т.е. второй по информационной нагрузке выступает   смысл, как   результат выбора субъектом из всех значений тех, которые соответствуют его потребностям , мотивам  и уровню развития мышления.

Формы  мышления  -  понятие, суждение, умозаключение, доказательств о (а)  и рассуждения.

Операции  мышления -  анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение, сравнение, классификация и систематизация, установление причинно-следственных связей.

Тут  главным фактором мышления, его перогативой, выступает именно н ахождение закономерностей , как повышающий нюанс адаптационный потенциал человека.

Все   психически е  процессы , что  стоят за перечисленными   мыследействиями , не является изначально готовой функцией мозга, а  формируются в процессе социализации человека. В немалой степени именно в школьном (детском) возрасте и зависит от различного набора факторов и условий, для каждого индивидуальных. Именно  поэтому, мышление различных людей значительно   отличается своими   индивидуальными особенностями.

Такими как -  степень самостоятельности, критичность , последовательность, гибкость, глубина , быстрота , направленность , величина фокуса внимания и  т. д.

Еще  одним принципиальным нюансом ,  что включается    в психические познавательные процессы,  выступает факт пространственно-временного охвата действительности  (помните, я говорил о периферическом сознании ,  оно как раз к этому и имеет отношение). Этот фактор является прогрессивным, т.е. развивается (до определенного уровня) в процессе становления личности. Но это в нормальном состоянии, без привносимых изменений извне, как то тренировка (в основном это медитативные практики) и измененные состояния. Это, естественно, не руководство к действию, но вспомните хотя бы знаменитого персонажа Конан Дойля - Шерлока Хомса и его пристрастие к нетрадиционным видам допинга, скажем так.

Мысле деятельность может осуществляться посредством разных   по сложности и физиологическому   мозговому обеспечению операционных процедур : алгоритмическое ,   дискурсивное , эвристическое мышление .

Если 2 первых норма для любого человека и различаются только своей наполненностью, то последнее свойственно далеко не всем - это творческое, а порой интуитивное решение любых   нестандартных  проблем и задач, а  также генерация собственных оригинальных идей.

Понятно, что в какой-то степени все обладают тем или иным процентом, но все же полноценно говорить о таком способе мышление возможно лишь для людей творческих, одаренных и, как говорят, нестандартно мыслящих. Лет 10-15 назад появлялось очень много исследований на этот счет, печаталось огромное количество литературы по развитию творческой составляющей даже у взрослых людей. Т.е. творчество, равно как и гениальность (понятие, условное, но градаций его или какого-либо другого просто не существует) или одаренность вполне развиваемое и тренируемое свойство личности его мышления.

Заключается она в усилении межязыкового взаимодействия, а равно и межполушарного, т.к. эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Ведь как происходит внутрипсихически мыследеятельность?

Вначале формируется побуждение (мотивация), затем предварительное ориентирование и стадия гипотезы, дальше план действий (программа) и выбор средств реализации программы. И только потом, собственно мыслительные операции, с контролем результатов. Если этот процесс носит законченный характер и имеется положительный результат, то он прекращается и переходит к следующей задаче.

Но несколько иначе устроено эвристическое мышление, оно чаще всего выступает неким базисом или  надстройкой над двумя первыми, переводя их в режим многозадачности, что приводит к существенному сокращению выбора, ориентированию, формулированию гипотезы, т.е. всех предварительных этапов мышления.  И конечно, у зрелой личности мышление может осуществляться и без видимой внешней причины.

Наверное, хватит пока, про нарушения мышления как-нибудь в другой раз.  Продолжение следует...