7 плюс-минус 2

Мудрецов Игорь Вячеславович

Эта закономерность"семь плюс-минус два" была обнаружена в 1956 году психологом Джорджем Миллером.  Смысл этого правила заключается в том, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем:

  • девять двоичных чисел,
  • восемь десятичных чисел,
  • семь букв алфавита
  • пять односложных слов.

Конечно, цифры эти (7 и 2) условна, важно лишь понимать диапазон, но все же, коль это авторская придумка стоит использовать и исходить именно из нее. Другими словами,  человек может держать во внимании  максимально не более 9 элементов, а часто и не более 5. Причем, важно учитывать, что мозг при этом, даже и не пытается анализировать этот объем информации, ее смысл, учитывая лишь общие характеристики. При возникновении анализа объем оперативной памяти еще больше снижается.

Т.о. любую информацию превышающую данный объем, необходимо структурировать, разбив на подгруппы или блоки, от 5 до 9. Причем речь не идет об объеме как таковом, а о количестве структурных единиц. О спектре объема информации, если так можно выразиться.

Это физиологично, мозг сам подсознательно пытается разбить информацию на блоки, а встречая сопротивление и попытку "загрузить" больший объем попросту блокируется, наступает торможение. Самое интересное, что это подтверждается экспериментально нейрофизиологами.  Это аспект ВНД (высшая нервная деятельность), физиология внимания. Еще И. П. Павлов сформулировал закон индукции нервных процессов, хотя в его время опытная база была существенно ниже, того же МРТ просто не существовало.

Но вернемся к этой закономерности. Почему это может (должно) вас заинтересовать? А все очень просто, пока не усвоены максимальные 9 элементов (блоков, фактов и т.п.) смысла переходить к следующей группе нет, равно как и давать большее количество элементов. Например, если вы пытаетесь за урок сформировать 10-12 понятий, даже, если они частично уже знакомы, можете быть уверены, что урок не будет усвоен.  Точно также и при изучении иностранного языка, и при запоминании правил и прочее, и прочее. Вот, собственно и все. Однако, замечу, что и  9 блоков, для ученика это зачастую много, т.к. предел внимания у ребенка значительно ниже. В среднем, он колеблется от 30 до 60 % предела внимания взрослого, в зависимости от возрастной группы. 

Ну и о самом правиле. В сети можно встретить много информации по этому поводу - одни резко критикуют, отвергают, другие наоборот обожествляют, но и те и другие ошибаются в своей оценке. Истина все же где-то посередине - это всего лишь наблюдение, статистическая вероятность,  правда подтвержденное экспериментально, но все же возводить в ранг вселенского закона и искать мистический смысл в конкретных цифрах как минимум смешно, а то и просто глупо. Это надо понимать, но и забывать об этом правиле педагогу не стоит.  А рассказал я о нем лишь для того, чтобы положить задел для следующего поста - о латеральном мышлении.

Кстати, картинка тоже не случайна. Это тест на оценку внимания. Он простой по исполнению, нужно лишь  найти последовательно цифры от 1 ло 88 или (и) в обратном порядке. Ну и засечь затаченное время. Попробуйте. А в комментариях, мы сделаем с вами эту оценку.