Латеральное мышление

Мудрецов Игорь Вячеславович
Снова скукотища и заумь. )))  Но это мой блог, поэтому, уж извините, но постить предпочитаю то, что интересно мне. Если кому-то это тоже покажется интересным, буду только рад, но если вариант иной, то уж не обессудьте, на вкус и цвет... Здесь не будет готовых рецептов, это лишь только якорь, рассматривающий общие принципы.
 
Итак...
 
Подавляющее большинство людей мыслит стереотипами.
 
В этом нет ничего плохого, это нормально, даже физиологично, к тому же  их этому научили с детства. Школа вообще направлена на развитие стереотипов, по-другому  просто не заложить необходимую базу, ведь без базы и не будет никакого нестандартного мышления, опираться будет просто-напросто не на что.
 
Однако, будь это явление всеобщим, у нас исчезло бы само понятие науки, открытий, решений и т.п.  Но, слава богу, этого не происходит и  существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением.  И мне кажется, что чем раньше это развивается, тем большей вариативностью личность обладает. И тем больше вероятность возникновения творческого потенциала у индивидуума. В психологии и физиологии такое мышление называют латеральным.
 
Сам термин "латеральный" (lateralis) в переводе с латыни означает "боковой", "смещенный".
 
Т.е.  латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно, смещено по отношению к стандартному мышлению, которое опирается лишь на жесткие логические конструкции, игнорируя любой нестандартный подход.
 
Но умение использовать латеральное мышление, позволяет   найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.
 
Латеральное мышление прямо перекликается с дивергентным, отличным от конвергентного. Разница в этих типах заключается в том, что первое, конвергентное мышление работает линейным способом, а второе, дивергентное  движется уже  не в одном направлении, а во многих.
 
Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.
 
Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно. Кстати, понятие паттерна введено тоже им (об этом я уже как-то писал).
 
Методика предложенная де Боно получила развитие во многих сферах деятельности и многих работах других ученых, начиная от физиологов, психологов и заканчивая дизайнерами, маркетологами и даже педагогами.  Ее принципы можно свести к 3 шагам:
 
1. Выбор фокуса.  Т.е. выбор идеи которая будет служить отправной точкой и основой последующего анализа.

2. Разрыв шаблона.  На этом этапе предполагается нарушить логику  построений сформированных на первом этапе. Это и станет смещением, отступлением от стандарта. Получившееся суждение может выглядеть абсурдным, даже смешным, но это нормально на этом этапе, так и должно быть. 
 
3. Установление логических связей.  На этом этапе предлагается рационализировать полученное на втором этапе,  пусть даже и абсурдное на первый взгляд суждение. Именно этот этап и является самым сложным и творческим, именно он и позволяет получить нечто принципиально новое, отличное от шаблонного.
 
Методов латерального мышления уже очень много описано и изобретено.  Начну с тех, что предлагал сам де Боно.
 
1. Шесть шляп мышления
 
Этот метод напрямую перекликается с другим - с методом мозгового штурма.  
 
Мозговой штурм придумал Алекс Осборн в 1941 году.
В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. И происходит это потому, что он всего лишь проводится неверно. Самая типичная и частая ошибка - это отбрасывание генерируемых идей без всякого анализа их. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема остается так и не разрешенной.
 
В решении этой загвоздки и помогает как раз метод 6 шляп.
 
Каждая "шляпа" имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя  в различном порядке шляпы, участники обсуждения меняют направление своих мыслей. Что это дает?  В первую и главную очередь это дает рассмотрение проблемы со всех возможных сторон. Конечно, "шляпы" это лишь визуализация, символ, можно их было назвать и штаны, сути это не меняет, главное подход, т.е. ракурс рассмотрения проблемы.
 
Белая - информационная.  Факты, цифры, данные и вся всевозможная информация имеющая отношение к рассматриваемой проблеме.
 
Красная – эмоциональная.  Из самого названия следует, что это любые чувства и эмоции, подсказки интуиции, предчувствия и т.п.. Но все должно быть связано с проблематикой.
 
Зеленая – творческая.  Этап генерирование нового,  идей и предложений, нестандартных решений и т.д.
 
Черная – критическая.  Этап анализа, сомнения,  рассмотрения вероятных трудностей, связанных с реализацией  идеи, выявление недостатков.
 
Желтая – оптимистическая.  Этап рассмотрения  преимуществ  выгод и любых других  позитивных моментов реализации идеи.
 
Синяя – организационная.  Это "шляпа" водителя, человека который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения,  фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными. Она работает на протяжении всего процесса и служит чертой которая будет подведена под рассмотрением. Остальные шляпы могут быть применены любым участником.
 
2. Синектический штурм
 
Синектика (с др.-греч. - "совмещение разнородных элементов") - это методика изобретательского творчества, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности,  представляет собой сочетание в процессе решения некой проблемы элементов разного рода, которые  порой даже не сочетаются между собой.
 
Методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом.
 
Для реализации используют метод аналогий в следующем ключе:
 
Прямая аналогия: предполагает размышления в стандартном ключе, т.е. как люди чаще всего решают подобные проблемы.
 
Личная:  предполагает постановку себя на место субъекта и попытку взглянуть на проблему его глазами.
 
Обобщающая: диктует описание проблемы в сжатой форме, очень кратко, буквально в двух словах.
 
Символическая: эта аналогия предлагает пофантазировать и представить подход к проблеме, от лица реального или вымышленного персонажа.
 
3. Случайное слово
 
Метод применяют во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, а и генерация  идей заглохла, т.е. наступило физиологическое  торможение.
 
Предлагается любое слово и делается попытка связать его с поставленной задачей.В процессе поиска связи рождаются новые мысли, а они, в свою очередь,  снова запускают процесс дискуссии.   Кстати, этот метод можно использовать не только в группе , но и в одиночку.
 
4. Выход за рамки
 
Любой проект так или иначе всегда имеет ограничения. Например,  это может быть ограничение по времени, ресурсам, финансам и т.д. Психологически эти ограничения мешают успешной реализации идеи. Устранить их не всегда возможно, но попробовать мысленно снять эти ограничения можно. Что позволяет продолжить генерацию нового. Это свойство нашего разума, - не ограниченный рамками, он открывает поистине громадные возможности, что позволяет генерировать весьма интересные идеи. 
 
5. ТРИЗ.
 
Или Теория решения изобретательских задач. Это  система инструментов продуктивного мышления, призванная развивать и организовывать изобретательский потенциал человека.
 
Создатель ТРИЗ - советский ученый и изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. Родилась она потому, что долгое время в изобретательства довлел метод "проб и ошибок", что был достаточно непродуктивен и затратен.  ТРИЗ за счет различных инструментов помогает преобразовать случайное и интуитивное в упорядоченную систему, а в конечном итоге в искомое решение проблемы.  Многие педагоги знакомы с этой методикой, существует даже ТРИЗ-педагогика, направленная не только на решение задач, но и на  оптимизацию  образовательного и воспитательного процессов.
 
6. Ментальные карты.
 
Их иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д. Метод предложен  Тони Бьюзеном. Основывается она на установках о том, что  креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением.
 
Бьюзен предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации, написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций и так практически до бесконечности.
 
Широко используется визуализация, т.е. ассоциации рисуют. Все это стимулирует мозговую активность и способствует лучшему запоминанию информации. Кроме того, структуризация облегчает процесс запоминания и концентрации внимания. (см. предыдущий пост) Ну, и конечно же, развивает креативность и творческое мышление.
 
В плане генерации идей удобен такой вариант -  на одном  краю листа рисуется или записывается  отправная точка -  проблема, требующая решения, а на другой  -  идеальное решение этой проблемы. Потом схема дополняется цепочками действий, которые приводят от проблемы к решению. Вариантов этих действий может быть много, но схема позволяет наглядно проследить более оптимальный путь до решения.
 
7. Метод фокальных объектов. 
 
В чем-то напоминает предыдущий метод, но принципиальная разница в подходе. В основе лежит такое понятие как "фокус", т.е.  есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте. К исследуемому объекту присоединяются свойства и характеристики других, подобранных случайным способом, объектов, но с некой долей  вероятности  имеющих к нему отношение. Т.о. происходит  ассоциативный поиск эвристических свойств случайности. Метод прост в использовании и обладает широкими возможностями поиска новых взглядов на решаемую задачу.  Автор профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Изобретен в 1923 году. Доработан американским исследователем Чарльзом Вайтингом. Метод  позволяет быстро придумывать необычные и  оригинальные решения, в обход логическому  мышлению.
 
8. Метод Шаталова.
 
Это  последняя методика в этом посте, относится непосредственно к педагогике.  Но об этому, думаю, нужно посвятить отдельный пост. Пока лишь упоминание. И хотя на первый взгляд в его методе  нет ничего латерального, однако это не совсем так, но об этом позже отдельным постом, мастер стоит того.
 
Итак, в качестве заключения приведу несколько советов по развитию латерального мышления:
 
1. Ищите новое всегда и во всем.
2. Не зацикливайтесь на стереотипах и клише, учитывайте, но не позволяйте им довлеть над сознанием.
3. Подвергайте сомнению любую информацию или идею.
4. Стремитесь к обобщению разных подходов и вариантов решений. При этом грамотно сочетайте подходы - конвергентное и дивергентное мышление.
5. Решайте головоломки и творческие задачи. Не брезгуйте скороговорками, стихами и прочими возможностями для развития.
5. Развивайте метапредметный подход к проблематике и периферическое виденье возникающих вопросов.
6. Хорошим советом могут стать и  лайфхаки по использованию старых и вышедших из строя вещей. Стремитесь создавать их сами.
7. И, наконец, получайте удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.
 

Комментарии

Красноборова Варвара Сергеевна

6 шляп мышления прочувствовала на себе на одном семинаре повышения квалификации, интересная штука, заставляет думать.
А сама часто использую со студентами классический "мозговой штурм": сбор идей - критика- окончательный список идей. Помогает оживить групповую работу и услышать, что сами студенты думают или уже знают об предмете обсуждения.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Спасибо, Варвара Сергеевна. Уверен, что вам как психологу эти штуки сознания знакомы. ))) К сожалению в обществе отношение к психологии не совсем адекватное. В ряде случаев сами психологи виной тому. Но эти случаи дискредитации не должны довлеть над молодой наукой.

Очень хороший "якорь", особенно для педагога-дошкольника. Дети - наилучшие тренеры креативности для взрослых.