Как справляться с детской агрессией и искать причины трудного поведения. Эксперты — учителям

Каждый учитель в своей практике сталкивался с трудным поведением детей в школе. Большинство стараются справиться с ситуацией интуитивно: успокаивают детей, ставят плохие оценки, отправляют к директору. Но не все учителя умеют работать с трудным поведением в долговременной перспективе, когда оно приобретает систематический характер. Как же быть педагогу? Разбираем шаги,  которые важно сделать учителю, вместе с экспертами Яндекс.Учебника. 

«Чаще всего дети ведут себя определенным образом не зачем-то, а почему-то, – объясняет нейропсихолог и специалист Яндекс.Учебника по психологическому сопровождению обучения Ксения Вотякова. – Если ученик постоянно отвлекается или мешает другим – скорее всего, он просто не может по-другому. Или таким образом неосознанно просит о помощи».

Что делать, если ребенок в классе проявил агрессию?

О том, как действовать, когда в классе возник конфликт, на круглом столе Яндекс.Учебника «Взаимодействие с трудными детьми в классе» рассказала педагог и руководитель благотворительного фонда «Шалаш» Лиля Брайнис.

Для того, чтобы погасить конфликт, важно в первую очередь физически или вербально остановить ребенка, который проявляет агрессию. Затем нужно поддержать жертву в этой истории: сказать, что хорошо понимаешь ее, а также выслушать обоих — и того, что проявлял агрессию, и того, на кого она была направлена.

Иными словами, важно разобраться в причинах — это дает детям ощущение безопасности на уроке. Но сделать это лучше после того, как дети «остынут». Не стоит заставлять детей извиняться друг перед другом — у каждого своя правда, ребятам важно высказаться. Направляясь учителем и слушая друг друга дети смогут понять, что привело их к такой ситуации. Но до этого важно помочь детям прийти в себя после сильных переживаний: предложить выпить воды, подышать. Обоим — и агрессору, и жертве — лучше всего немного отдохнуть и вернуться к уроку после этого.

Ребенку, который повел себя агрессивно, важно предложить альтернативу: экологичные способы выражения злости. Например, что-то крепко сжать, топнуть ногой, постучать по чему-то. Обязательно отмечайте прогресс ребенка в освоении этих способов саморегуляции в течение, например, четверти. И не забывайте, что у детей, которые склонны к агрессии, часто занижена самооценка, они мотивированы на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Поэтому позитивная характеристика действий ребенка лишней не будет.

Как работать с детьми, склонными к агрессии?

Нейропсихолог Ксения Вотякова добавляет, что в долгосрочной перспективе важно не воспринимать неудачи во взаимодействии с ребенком с трудным поведением на свой счет. Ведь поведение ребенка обуславливается многими составляющими: настроением и воспитанием, темпераментом и ситуацией в семье, школьными нагрузками и взаимоотношениями с окружающими.

Но при этом учителю важно приложить усилия, чтобы разобраться в ситуации. Для этого нужно проанализировать каждый отдельный случай плохого поведения ребенка. Можно даже вести специальную таблицу и записывать в нее дату, поступок, причину, которая вызвала такое поведение, а также сопутствующие обстоятельства. Так будет легче анализировать и прослеживать закономерности. Важно помнить, что ребенок своим поведением подает сигнал взрослым о том, что ему тяжело, скучно, тревожно.

Также хорошо бы подумать над тем, в чем проявляются трудности ребенка и в каких условиях они возникают, нормальна ли для него нагрузка в школе и на внешкольных занятиях, изменилось ли поведение ребенка в последнее время или он всегда вел себя именно так. Важно узнать больше о ребенке с трудностями: например, о том, кто в семье заботится о нем, какой стиль воспитания применяют родители, как он сам оценивает свои способности и какова его мотивация к обучению. Все это поможет учителю выявить факторы, которые вызывают у ребенка стресс и заставляют его чувствовать себя «не в своей тарелке». 

Даже если вы не сталкиваетесь с трудным поведением детей в данный момент, важно в целом понимать, насколько правильно вы можете реагировать на те или иные выходки ваших учеников. Протестировать свои навыки учитель может в рамках Интенсива «Я Учитель» 3.0 от Яндекса. Умение работать с трудным поведением — одна из четырех шкал, по которым педагог любого уровня может проверить свои компетенции, а затем получить рекомендации по их развитию.

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Справиться можно с любой проблемой при условии доверительного взаимодействия с родителями.

Овчинникова Екатерина Борисовна

Согласна с предыдущим комментарием

Котова Елена Анатольевна

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Тишкова Екатерина Витальевна

Детская агрессия — это способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых, эмоции, недостатки семейного воспитания.
Из определения детской агрессии следует, что агрессия у ребенка возникает тогда, когда какая-то его потребность не удовлетворяется. Тут надо разбираться с каждым отдельным случаем.
Что можно сделать?
1. Внимательно наблюдайте за ребенком и проявлениями его поведения. Как только заметите напряжение в его действиях, изменение его настроения — постарайтесь найти способ разрядить ситуацию.
2. Признавайте право ребенка на выражение агрессии, но не правоту ребенка в сложившейся ситуации.
Право на переживание агрессии вовсе не означает, что ребенок вправе бить кого-то или ругаться плохими словами. Следует различать чувства и действия, вызванные этими чувствами. И, если чувства мы признаем и позволяем проявить их, то среди действий бывают приемлемые и неприемлемые.
Соответственно ребенку можно говорить о том, что «злость — это нормально, ты можешь сердиться». Отдельно от злости рассматриваются его неприемлемые агрессивные действия.
3. Придумайте для ребенка адекватный способ выражения агрессии.

Никольская Юля Николаевна

Спасибо, интересный материал!

Никольская Юля Николаевна

Здесь и семейное воспитание, и характер, и личные особенности, и каждая отдельная ситуация.

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо, интересный материал.

Соринкина Ирина Николаевна

Агрессивный ребенок это боль для воспитателя и других детей, потому что практически все внимание направлено на него. Наверное нужно понять чем ему интересно заниматься, что увлекает. И постоянно занимать все время!