Главные вкладки

    Как справляться с детской агрессией и искать причины трудного поведения. Эксперты — учителям

    Стоковые изображения от Depositphotos

    Каждый учитель в своей практике сталкивался с трудным поведением детей в школе. Большинство стараются справиться с ситуацией интуитивно: успокаивают детей, ставят плохие оценки, отправляют к директору. Но не все учителя умеют работать с трудным поведением в долговременной перспективе, когда оно приобретает систематический характер. Как же быть педагогу? Разбираем шаги,  которые важно сделать учителю, вместе с экспертами Яндекс.Учебника. 

    «Чаще всего дети ведут себя определенным образом не зачем-то, а почему-то, – объясняет нейропсихолог и специалист Яндекс.Учебника по психологическому сопровождению обучения Ксения Вотякова. – Если ученик постоянно отвлекается или мешает другим – скорее всего, он просто не может по-другому. Или таким образом неосознанно просит о помощи».

    Что делать, если ребенок в классе проявил агрессию?

    О том, как действовать, когда в классе возник конфликт, на круглом столе Яндекс.Учебника «Взаимодействие с трудными детьми в классе» рассказала педагог и руководитель благотворительного фонда «Шалаш» Лиля Брайнис.

    Для того, чтобы погасить конфликт, важно в первую очередь физически или вербально остановить ребенка, который проявляет агрессию. Затем нужно поддержать жертву в этой истории: сказать, что хорошо понимаешь ее, а также выслушать обоих — и того, что проявлял агрессию, и того, на кого она была направлена.

    Иными словами, важно разобраться в причинах — это дает детям ощущение безопасности на уроке. Но сделать это лучше после того, как дети «остынут». Не стоит заставлять детей извиняться друг перед другом — у каждого своя правда, ребятам важно высказаться. Направляясь учителем и слушая друг друга дети смогут понять, что привело их к такой ситуации. Но до этого важно помочь детям прийти в себя после сильных переживаний: предложить выпить воды, подышать. Обоим — и агрессору, и жертве — лучше всего немного отдохнуть и вернуться к уроку после этого.

    Ребенку, который повел себя агрессивно, важно предложить альтернативу: экологичные способы выражения злости. Например, что-то крепко сжать, топнуть ногой, постучать по чему-то. Обязательно отмечайте прогресс ребенка в освоении этих способов саморегуляции в течение, например, четверти. И не забывайте, что у детей, которые склонны к агрессии, часто занижена самооценка, они мотивированы на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Поэтому позитивная характеристика действий ребенка лишней не будет.

    Как работать с детьми, склонными к агрессии?

    Нейропсихолог Ксения Вотякова добавляет, что в долгосрочной перспективе важно не воспринимать неудачи во взаимодействии с ребенком с трудным поведением на свой счет. Ведь поведение ребенка обуславливается многими составляющими: настроением и воспитанием, темпераментом и ситуацией в семье, школьными нагрузками и взаимоотношениями с окружающими.

    Но при этом учителю важно приложить усилия, чтобы разобраться в ситуации. Для этого нужно проанализировать каждый отдельный случай плохого поведения ребенка. Можно даже вести специальную таблицу и записывать в нее дату, поступок, причину, которая вызвала такое поведение, а также сопутствующие обстоятельства. Так будет легче анализировать и прослеживать закономерности. Важно помнить, что ребенок своим поведением подает сигнал взрослым о том, что ему тяжело, скучно, тревожно.

    Также хорошо бы подумать над тем, в чем проявляются трудности ребенка и в каких условиях они возникают, нормальна ли для него нагрузка в школе и на внешкольных занятиях, изменилось ли поведение ребенка в последнее время или он всегда вел себя именно так. Важно узнать больше о ребенке с трудностями: например, о том, кто в семье заботится о нем, какой стиль воспитания применяют родители, как он сам оценивает свои способности и какова его мотивация к обучению. Все это поможет учителю выявить факторы, которые вызывают у ребенка стресс и заставляют его чувствовать себя «не в своей тарелке». 

    Даже если вы не сталкиваетесь с трудным поведением детей в данный момент, важно в целом понимать, насколько правильно вы можете реагировать на те или иные выходки ваших учеников. Протестировать свои навыки учитель может в рамках Интенсива «Я Учитель» 3.0 от Яндекса. Умение работать с трудным поведением — одна из четырех шкал, по которым педагог любого уровня может проверить свои компетенции, а затем получить рекомендации по их развитию.

     

    Комментарии

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Справиться можно с любой проблемой при условии доверительного взаимодействия с родителями.