Основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми.

Чернавцева Людмила Геннадьевна

Основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми. Трудно предположить, что можно сразу найти учителей, обладающих такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения и запросов, администрации образовательных учреждений для одаренных школьников. Педагогическая администрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и, по возможности, постоянно заниматься специальной подготовкой кадров (повышение квалификации) в оперативном порядке, т.е. по месту работы (лекции, семинары, консультации, конференции). Основные принципы отбора учителей. 1.Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей. 2. К учителям, работающим с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования. 3. Не все учителя способны работать с одаренными детьми младшего возраста. Именно школьная администрация должна своевременно выявлять учителей, которые не могут или не хотят работать с малолетними одаренными детьми, и стараться сделать так, чтобы последние не попадали к таким учителям. 4. "Позитивное" я - концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало. 5. Профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно связанной с опытом практической работы. 6. Теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей; здоровыми ( в том числе одаренными) и с детьми, имеющими сенсорные или физические недостатки (в том числе одаренными). В силу того, что обычно одаренные и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, обладающими разными способностями и особенностями. 7. Учителя одаренных детей должны разбираться в специальных программах для дошкольников и младших школьников и учитывать опыт других педагогов при совершенствовании своих программ. 8. Учителя должны быть знакомы с соответствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении для разных возрастов одаренных детей, и уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педагогическим принципам. 9. Для разработки программ учителям необходимо разбираться в самых разнообразных дисциплинах. Они так же должны эффективно использовать выделяемые на нужды обучения средства и ресурсы. 10. Правильный выбор учебного материала так же характеризует уровень учителя, работающего с одаренными детьми. 11. В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать успехи детей. Желательно при подборе учителей для одаренных детей следует учитывать необходимость их принадлежности к одной культуре. 12. Учитывая тот обстоятельство, что убедить окружающих в необходимости оказывать содействие в развитии социальных программ для одаренных детей бывает довольно трудно, учителю необходимо обладать умением защищать интересы последних и находить своих сторонников. Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников.Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся. 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, “на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников.Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся. 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, “на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

 

Комментарии

А мне кажется. что любой настоящий УЧИТЕЛЬ, любящий своё дело и детей может работать с одаренными детьми. А если ему не хватает знаний или каких - либо навыков работы с техникой, то при огромном желании это легко наверстать. А главное - ЛЮБОВЬ к детям и ЖЕЛАНИЕ помочь каждому ребенку найти себя, всё остальное можно решить путём самообразования и участия в работе педагогических форумах. университетах и чтениях. Стоиттолько попробовать!!!

Прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.Работать с одарёнными детьми интересно! Сможет выполять эту работу педагог, любящий детей и дело, которым занимается.
Чернавцева Людмила Геннадьевна

Но, согласитесь,коллеги,что одаренный ребенок в классе это не всегда "удобно". Ведь пед процесс, в основном , ориентирован на среднестатистического ученика, а одаренный ребенок требует к себе повышенного внимания. И как бы мы не любили детей, без спец подготовки можно "нарубить дров"...Не хочется обобщать, но не любят в школе действительно одаренных детей, ведь они другие и не всегда мы готовы отвечать на вопросы ученика, выходящие за рамки школьной программы и тем самым жертвовать уроком - ведь его никто не отменит.К сожалению...
Чубиркина Ирина Александровна

Одаренные дети нередко вызывают зависть со стороны одноклассников,что,кстати, часто поддеживается родителями " обычных, стандартных детей". Поэтому учитель должен вести целенаправленную работу с родителями,объясняя им ,как постоить отношения с одаренными ребятами, чтобы никого не обидить и не унизить.
Сарычева Римма Геннадьевна

Смотря о каком типе одарённости идёт речь... Если спортивная,творческая или интеллектуальная одарённость, то это взаимовыгодные условия. Такие дети, как правило, становятся ценными помощниками учителя в работе.

Одаренные дети в вузе не говорят о своих золотых медалях. Не принято вспоминать, Так же как и мы не вспоминаем о своих красных дипломах.

"Одарённому" учителю легко объединить вокруг себя не только одарённых детей, но и замотивированных на положительный результат школьников. Не думаю, что учителей необходимо отбирать...
Балашов Сергей Борисович

Извините Людмила Геннадьевна, но мне показалось,что речь идет больше об отборе учителей для работы не с одаренными детьми, а с детьми "одаренных" родителей ( "одаренных" в материальном плане).
Суханова Анна Ефтифеевна

Согласна, что если учитель (НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ) любит детей, то он сумеет, найдёт формы и методы работы с любым ребёнком, не будет жаловаться - это одарён, а этот нет. Такого учителя не надо отбирать для работы с отдельной категорией детей, он сам придёт и попросится, и как тут откажешь инициативному..

С одарённым ребёнком работать труднее, потому что ему надо соответсвовать. Учитель должен быть эрудирован, корректен в высказываниях, как впрочем с любым учеником, он должен быть интересен ребёнку. У одарённого ребёнка чаще возникают проблемы с одноклассниками, поэтому педагог должен быть компетентен в вопросах психологии.
Суханова Анна Ефтифеевна

Любой педагог должен разбираться в вопросах психологии, причём работая со всеми детьми, как с одарёнными, так и "другими".
Ибрагимбекова Ажа Абдуллаевна

А много ли в школах таких учителей, которые разбираются в психологии? Многие даже свой предмет не знают как положено, не то что психологию.
Чубиркина Ирина Александровна

Одаренные дети часто не вписываются в общешкольные стандарты,вызывают зависть со стороны одноклассников, которая часто подогревается родителями "обычных, стандартных" детей. Поэтому учитель должен вести работу и с родителями, акцентируя их внимание на правильном построении отношений с одаренными детьми.
Сайкун Найля Низамутдиновна

Учитель, работающий с одаренным ребенком, сам должен много заниматься самообразованием. Одна подготовка к ЕГЭ чего стоит, а здесь 100 бальника надо готовить!

В настоящее время для работы с одаренными детьми необходимо время, вы совершенно правы. В нашем лицее эта проблема решается составлением индивидуальных образовательных программ для каждого такого ребенка.
Шатунова Людмила  Григорьевна

Если учитель, говоря о работе с одарёнными детьми сетует на свою занятость или рассуждает о каких-либо других (каких?!) причинах в этой связи... - ему, действительно, не стоит "утруждать" себя работой (именно "работой", а не сотворчеством!)с одарёнными, поскольку нет у него этого ДАРА!
Тимошенко Лариса Николаевна

Коллеги, я думаю, что главное это большое желание как ребёнка, так и педагога. При желании можно добиться больших успехов.

Учителю проще разглядеть одарённого ребёнка на фоне всего класса. и важно подтолкнуть ученика и его родителей к осознанию того дара, который у него есть, к стремлению с детских лет развивать и совершенствовать в себе эти способности. Иначе, это просто всё затихнет со временем, и человек, возможно, так и не воспользуется тем шансом, который ему подарила природа.

Считаю, что с одаренными детьми работать, может быть, тяжелее, но намного интереснее, чем со среднестатистическим учеником. И спасибо тем родителям, которые в наше нелегкое время находят силы,время, средства на воспитание и развитие своего чада.
Ярмоленко Галина Геннадьевна

Согласна, что работать с одарёнными детьми тяжелее, но и интереснее. Работая с одарёнными детьми, педагог должен к себе предъявлять более повышенные требования. Для работы с одарённми детьми учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями, выстраивать учебный процесс так, чтобы он был "питанием" одаренности...
Некрасов Александр Григорьевич

Их надо выявлять и работать с ними индивидуально, вне урока. Если учитель способен подготовить хотя бы не 100-бальника, что невозможно практически (исключая победителе й олимпиад), а на 70 баллов, то учитель способен работать с одаренными детьми. К сожалению такие дети нарасхват, а сами дети выбирают что-то полегче.

Чтобы работать с одарёнными детьми, учитель должен иметь какое-то свободное время. А когда учителей "прессуют" сдачей отчётов (и попробуй опоздай!), то голова только и занята бумагами. А ведь чтобы сочинить "красивый" отчёт (который ляжет бесполезным грузом в очередную папку администрации), учителю надо научить. Вот и мечемся между детьми (талантливыми, одарёнными и "не очень", детьми с ОВЗ-они интегрированы в общие классы), бумагами, а ведь и самообразованием надо заниматься!

Каждый ребёнок уникален и неповторим. Наша задача - создавать для детей ситуацию успеха. Для меня важно увидеть и развивать ту искру, которая блеснёт иногда в ученике. Есть такие детки. Это счастье и удовольствие работать с ними. Вот недавно "открылся" новый поэт. Ученица 5 класса. Она из неблагополучной семьи. И совершенно неожиданно ребёнок поделился со мной своим творчеством, светлым, искренним, чистым. Буду помогать, работать с ней.

В каждом классе есть одаренный ребенок. Как правильно было сказано Королевой Натальей Сергеевной: "каждый ребенок уникален и неповторим". Необходимо во время заметить этого ребенка и начать с ним работать. Есть дети, которые себя не сразу проявляют. Нужно время и терпение.Понятно, что работать с одарёнными детьми тяжелее, но и интереснее.
Гоппе Любовь Анатольевна

Прочитав принципы, хочу не согласиться, ведь с детьми (особенно в детском саду) работают в настоящее время только творческие педагоги, поэтому я думаю педагогов для работы с одаренными детьми отбирать не нужно
Сахарова Надежда Константиновна

Любой учитель, у которого есть желание, время, может работать с одаренными детьми. И все- таки эта работа должна быть в системе, а значит, учитель должен обладать методикой работы с такими детьми. В большей степени эта работа индивидуальная. Но каким образом ее организовать? Только на уроке, где в классе 25 человек? Если через факультативные занятия или занятия через систему дополнительного образования, то количество детей здесь не 3-5 человек, а гораздо больше. Получается, что в большйей степени индивдуально заниматься только за счет энтузиазма учителя?
Ураева Альфира Асгатовна

Людмила Геннадьевна! Позвольте с Вами не согласиться. Я в принципе против отбора учителей для работы с одаренными детьми. По-моему, это противоречит профессиональной этике. Мне, например, очень нравится заниматься исследовательской работой с учащимися. Ежегодно готовлю участников научно-практических конференций различных уровней. Конечно же, работаю с детьми индивидуально, в свободное от уроков время. Делаю это абсолютно добровольно, без вмешательства со стороны администрации.А если, следуя Вашей логике, администрация решит по каким-то причинам не допустить меня к одаренным детям, что тогда делать??? Остается одно: уйти из этой школы. Потому, что такие отношения для меня не приемлемы. Уверена, для многих учителей тоже. С уважением, А.А.Ураева
Терешкевич Оксана Валерьевна

Одарённых детей в коллективе не так много, практически единицы. Не стоит путать их с детьми, у которых просто развиты способности или проявляются в наибольшей форме, чем у остальных.Не обязательно, что отличник - это одарённость, а у двоичника не может проявиться склонность к музыке.Главное - разглядеть в них личность. У нас ведь как- лучшим, успешным - всё, а неярким, незаметным пробиться ой как непросто, чтобы заметили, чтобы обратили внимание.Может быть нацелить работу на них, чтобы не пройти мимо таланта и не оставить без внимания.А для развития одарённости есть система дополнительного образования.

А как насчет того, что каждый ребенок одарен? Часто бывает так, что мы с большим удовольствием работаем не с одаренными детьми, которые не всегда нам удобны, а с толковыми исполнителями. у которых к тому же есть тыл - семья, на которую дети могут опереться, которая готова помогать. Часто и нашей компетенции не хватает для того, чтоб такой ребенок ЗАХОТЕЛ сотрудничать. Мне кажется, что ученик имеет право сам выбирать себе учителя, и,если такового находит, тогда и случается творческая искра, из которой , может быть, что-то и родится.

По-моему, одаренность и ребенка, и учителя не может быть вычислена по какой-то схеме. Сомневаюсь, что признаками одаренности ученика являются неровная успеваемость, "выбивание" из общего темпа, странность поведения, нелепые замечания на уроке, индивидуализм, конфликтность, тугодумность,противостояние большинству и руководству.

Смущают слова "найти учителя", способного работать с одарёнными. Не означает ли это "подогнать" учителя под определённые критерии и стандарты. А ведь одарённость это как раз вещь нестандартная. И такой учитель обязательно найдётся сам, его не нужно специально искать. Потому что у него мощная активность, негаснущее стремление к познанию нового, и яркое желание творить и экспериментировать. С уважением, О.Ю. Рожкова