Эссе психолога, занимающего позицию тьютора

Бондарчук Неля Николаевна

Эссе психолога, занимающего позицию тьютора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse___bondarchuk.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                                 Эссе.   

                                     Моя история  успеха.

Я  педагог- психолог.  А еще я  Мама, Жена, Дочка – любящая и любимая. Люблю все  времена  года, а особенно, весну, солнце, цветы, пение птиц. Мне нравится смотреть, когда люди улыбаются, любят, дарят друг другу тепло и радость; мне нравится слышать детский смех, он как тысяча колокольчиков звенит и проникает в самое сердце.

  Я очень люблю Жизнь, где есть счастье и боль, веселье и грусть, встречи и расставания, смелость и страх, участие и безразличие…  Любое из этих проявлений Жизни прекрасно, позитивные эмоции и чувства дают нам уверенность, спокойствие, определенность, а негативные дают нам огромную возможность двигаться вперед. Все проблемы решаемы, и необходимо  смело идти по пути к Свету.

     Каждый человек, который  приходит в этот  Мир  стремится к  любви, развитию, признанию. Каждый человек – это особая Планета, которая является  огромной ценностью Вселенной.  Это Звезда со своим особым внутренним миром, она уникальна тем, что не похожа на  других.

  Мне   очень нравится высказывание одного мудреца о том, что ни один человек не приходит в этот  мир просто так, в его появлении на Земле заинтересована Вселенная. Она нуждается в  нём,  потому что  именно  в этом  Человеке  заложены такие задатки, способности и таланты, которые необходимы Миру  сейчас,  в этот  период  его развития. Человеку  же необходимо развить и приумножить то, чем одарила его Природа, а помочь ему в этом  можем  мы- взрослые, ведь, именно, мы являемся  свидетелями самого загадочного явления во Вселенной – развития личности ребёнка.

    Меня зовут Нелли Николаевна Бондарчук. Я  живу в замечательном  северном, очень молодом, городе  Нефтеюганске Тюменской области, работаю педагогом- психологом  в  общеобразовательной школе номер пять, которая год назад получила  статус « Многопрофильной» школы и является  федеральной  экспериментальной площадкой по внедрению инновационных технологий  в профильном  обучении  и профессиональном самоопределении старшеклассников. Осваиваю  новую для себя  роль  в новой школе -позицию  тьютора.   Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ  старшеклассников и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

  Почему  я стала осваивать новую роль, роль тьютора?

 Ведь основная моя профессия – педагог- психолог, и я очень люблю  свою работу.  Тьютору  необходимо быть осведомлённым в разных областях  знаний, не только в психологии. Ведь тьютор не даёт готовых ответов и

рекомендаций.  Ему необходимо обладать  опытом  самообразования, самопознания, стремлением  к  самоизменению и постоянному развитию, продвижению, уметь проектировать  будущее, прогнозировать  результат, рефлексировать, анализировать полученный опыт и даже негативный опыт  воспринимать, как новое знание и ступеньку к дальнейшему движению. В новой школе мне пришлось работать со старшеклассниками, раньше я работала со школьниками среднего звена.

Хочу поделиться с вами своими впечатлениями  от общения со старшими  школьниками. Это такие замечательные  молодые люди,  у них столько интересных идей и предложений. Они  умеют мечтать и пытаются воплощать свои мечты в  реальность.  И это естественно, их стремление  к новому, к познанию неизведанного соответствует особенностям  и новообразованиям их возраста, когда  хочется себя попробовать, опробовать, понять, что ты можешь и на что способен, найти себя, своё призвание, открыть  в себе Человека.

     Тьюторскую деятельность  я начала с того, что пришлось написать проект  «Модель тьюторского сопровождения  старшеклассника в многопрофильной школе». Проект  был представлен  на  экспертном совете  Департамента  образования  г. Нефтеюганска ,26.12. 2010 г. Этот проект занял 1-е место в городском конкурсе  проектов в номинации « Педагог-XXI  века».

   Основная  моя задача  как тьютора  заключается в том, чтобы старшеклассник  самостоятельно  сделал осознанный и ответственный выбор  будущей профессиональной  сферы и будущей профессии. Но, как  старший подросток может  это сделать, если ему не создать  специальные для этого условия. И в нашей  многопрофильной школе такие условия  созданы.

 Во- первых, это  индивидуализация образования на  старшей ступени обучения. Старшеклассникам  предоставлена возможность самостоятельного выбора   профиля обучения и тех профильных  предметов, элективных курсов, форм обучения, которые  соответствуют  их  познавательным интересам, способностям и являются профессиональным интересом.

    Во, вторых,  это расширение  пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в разные виды и формы  публичных выступлений,  презентаций, конкурсов, образовательных и творческих , спортивных олимпиад, организацией профильных проб, стажировок и практик.

    В- третьих, это организация  пространства рефлексии, которая  происходит, в рамках  индивидуальных и групповых тьюторских

консультаций  и  обсуждений со старшеклассниками их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.

   «Помочь»  старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии  я пытаюсь через  моделирование, проектирование и реализацию ОИП ( индивидуальной образовательной программы).

        Индивидуальная образовательная программа  обучающегося -  это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Можно сказать, что индивидуальная образовательная программа- это персональный путь реализации личностного, интеллектуального, творческого  потенциала каждого  школьника  в образовании.  В природе готовой  ИОП  не существует, пришлось подумать над тем, какой должна быть ИОП, и мне в этом помогли  мои подопечные, потому что  ИОП у нас появилась в результате  практической  работы со старшеклассниками. И мы попытались её спроектировать так, чтобы она была рабочей программой, направленной  на осознание своих дальних и ближних  целей, задач, как шагов  к достижению намеченного, а не формальным документом.

         Тьюторское сопровождение  ИОП  старшеклассника в нашей старшей школе проходит  по определённым  этапам и эти этапы  мы разработали сами исходя из наших основных целей и задач.

    1этап. Моделирование старшеклассником  ИОП ( запуск  «образа» своего будущего, осознание  своих познавательных  интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ).Этап моделирования проходит  через проведение тренингов  на знакомство, погружение в проектирование, на самопознание, раскрытие своего потенциала, через тьюториалы  по моделированию «образа» Я» и  ИПО.

   2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу  получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств)  через тренинги « Проектирование образа  профессионального будущего», « Просто поверь в себя», « Мечта- образ- стремление», « Маска мифов и метафор», групповые, индивидуальные тьюторские  консультации, тренинги по самоорганизации, личностного роста, планированию своей деятельности, написание рефлексивных эссе, обсуждение рефлексивных текстов).

   3 этап. Коррекция  ИОП (осмысление и соотнесение  результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио, написание рефлексивных эссе.

    4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные, творческие, спортивные  конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.

   5 этап.  Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция)  через  проведения тренингов, деловых игр, конференций.

        В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника  я использую специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты,  рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.

   Отслеживание и фиксацию результата тьюторского сопровождения я провожу с помощью методов  наблюдения, анкетирования, анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.

   Считаю, что результатом  тьюторского сопровождения  ИОП на сегодняшний день является умение старшеклассников делать запрос на освоение той или иной деятельности,  желание и стремление  заниматься тем, что интересно и необходимо для дальнейшего развития, готовность к самообразованию, постижению нового,  познанию своих возможностей,  раскрытие своего потенциала,  умение формулировать  цели  и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору профессионального , жизненного пути, реализация  ИОП.

   Своим успехом в постижении тьюторской  деятельности я обязана  своим  тьюторантам, старшеклассникам. Это наш общий успех. Мои подопечные  учат меня не останавливаться на  достигнутом, они придумывают и предлагают новые формы работы. Недавно у нас открылся  «Психологический клуб», где собираются  старшеклассники  и  мы обсуждаем  наши проблемы, ищем решения, радуемся своим достижениям, открытиям. В рамках клуба  мы проводим « Форум успеха», где проектируем  свой успех в жизни и профессии, намечаем пути  достижения успеха. Очень эффективной в этом плане  является методика « Растяжка во времени»,  ребятам она очень нравится, потому что уже сейчас заставляет задуматься и простроить до мельчайших подробностей свой  персональный путь к успеху. Также мы устраиваем  закрытые просмотры  фильмов, которые подбирают сами ребята, а потом  происходит обсуждение  и рефлексия. Это фильмы об их сверстниках, о проблемах молодёжи, о месте выбора в жизни каждого человека. От таких каждодневных встреч  я получаю удовлетворение, заряжаюсь энергией, оптимизмом.  Вижу горящие радостью глаза, а иногда и  задумчивые  лица своих ребят и понимаю, что это и есть наш общий небольшой успех, который  является результатом нелёгкой работы над собой.

  Я лауреат Всероссийского   конкурса  проектов  « Учитель! Перед именем твоим…»  Есть Диплом лауреата. г. Новосибирск , 2011 г.

   Недавно приняла участие  в региональной Интернет- конференции по теме «Система  профессиональной работы в образовательных учреждениях  ХМАО-Югры», проводимой автономным учреждением дополнительного профобразования ХМАО-Югры « Институтом  профобразования  и исследования рынка труда»  со статьёй  «Тьюторское сопровождение  старшеклассника  как средство  самоопределения в жизни и будущей профессии». Статья напечатана в сборнике « Система профориентационной  работы в образовательных учреждениях ХМАО- Югры»: материалы  Интернет- конференции/ под. Ред.С.Е. Пузырёва.- г. Ханты-Мансийск .2011.-184 с.

   Создала  мини- сайт педагога- психолога, электронное портфолио в социальной сети работников образования nsportal.ru. есть Сертификат  web –адрес сайта: http// nsportal.ru/ bondarchuk-nelya-nikolaevna

 Опубликовала в  социальной сети работников образования nsportal.ru учебно-методический материал « Разработка урока- занятия по профориентации 8 класс», « Психологическая мастерская для родителей»,

« Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника многопрофильной школы». Есть  Свидетельство о публикации, web-адрес публикаций:  http://nsportal.ru/node 20047

   Участвовала  и выступала с докладом на III межрегиональной научно- практической  конференции « Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность». г.Сургут, 20 октября 2011г.  Есть сборник.

    Приняла участие в  международной заочной научно- практической  конференции   «Актуальные  проблемы педагогики и психологии» 23 ноября 2011 г. г. Новосибирск.  Тема статьи « Индивидуальная образовательная программа  старшеклассника как средство  профессионального и личностного самоопределения». Статья вошла в сборник  А 43 «Актуальные проблемы  педагогики и психологии» ( Часть II): материалы международной заочной научно- практической конференции. (23 ноября 2011 г.) – Новосибирск: Изд. « Сибирская  ассоциация консультантов» 2011.- 136 с.

      Пространство нашего  внутреннего мира- это страна, и очень важно навести в ней порядок, чтобы мысли, чувства,  желания, возможности, стремления служили нашему «Я» верой и правдой.

   В простоте много красоты. То, что просто,  близко  к  Истине.      

    Понимать и тонко чувствовать  ребёнка, человека - моё  призвание.

 Я  теперь точно знаю, что человеку для  счастья  нужно совсем немного: нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха, и он пойдёт по лестнице Восхождения к  Свету и Истине. Ведь в каждом человеке  изначально заложено « Я –есть», « Я -хороший »,  « Я- могу».

  Удачи и успеха, уважаемые коллеги!  

Нелли  Николаевна Бондарчук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

г. Нефтеюганск, педагог- психолог

e-mail: nellya_ps@mail.ru

тел.89519810631