Эссе психолога, занимающего позицию тьютора

Бондарчук Неля Николаевна
Эссе. Моя история успеха. Я педагог- психолог. А еще я Мама, Жена, Дочка – любящая и любимая. Люблю все времена года, а особенно, весну, солнце, цветы, пение птиц. Мне нравится смотреть, когда люди улыбаются, любят, дарят друг другу тепло и радость; мне нравится слышать детский смех, он как тысяча колокольчиков звенит и проникает в самое сердце. Я очень люблю Жизнь, где есть счастье и боль, веселье и грусть, встречи и расставания, смелость и страх, участие и безразличие… Любое из этих проявлений Жизни прекрасно, позитивные эмоции и чувства дают нам уверенность, спокойствие, определенность, а негативные дают нам огромную возможность двигаться вперед. Все проблемы решаемы, и необходимо смело идти по пути к Свету. Каждый человек, который приходит в этот Мир стремится к любви, развитию, признанию. Каждый человек – это особая Планета, которая является огромной ценностью Вселенной. Это Звезда со своим особым внутренним миром, она уникальна тем, что не похожа на других. Мне очень нравится высказывание одного мудреца о том, что ни один человек не приходит в этот мир просто так, в его появлении на Земле заинтересована Вселенная. Она нуждается в нём, потому что именно в этом Человеке заложены такие задатки, способности и таланты, которые необходимы Миру сейчас, в этот период его развития. Человеку же необходимо развить и приумножить то, чем одарила его Природа, а помочь ему в этом можем мы- взрослые, ведь, именно, мы являемся свидетелями самого загадочного явления во Вселенной – развития личности ребёнка. Меня зовут Нелли Николаевна Бондарчук. Я живу в замечательном северном, очень молодом, городе Нефтеюганске Тюменской области, работаю педагогом- психологом в общеобразовательной школе номер пять, которая год назад получила статус « Многопрофильной» школы и является федеральной экспериментальной площадкой по внедрению инновационных технологий в профильном обучении и профессиональном самоопределении старшеклассников. Осваиваю новую для себя роль в новой школе -позицию тьютора. Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ старшеклассников и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Почему я стала осваивать новую роль, роль тьютора? Ведь основная моя профессия – педагог- психолог, и я очень люблю свою работу. Тьютору необходимо быть осведомлённым в разных областях знаний, не только в психологии. Ведь тьютор не даёт готовых ответов и рекомендаций. Ему необходимо обладать опытом самообразования, самопознания, стремлением к самоизменению и постоянному развитию, продвижению, уметь проектировать будущее, прогнозировать результат, рефлексировать, анализировать полученный опыт и даже негативный опыт воспринимать, как новое знание и ступеньку к дальнейшему движению. В новой школе мне пришлось работать со старшеклассниками, раньше я работала со школьниками среднего звена. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями от общения со старшими школьниками. Это такие замечательные молодые люди, у них столько интересных идей и предложений. Они умеют мечтать и пытаются воплощать свои мечты в реальность. И это естественно, их стремление к новому, к познанию неизведанного соответствует особенностям и новообразованиям их возраста, когда хочется себя попробовать, опробовать, понять, что ты можешь и на что способен, найти себя, своё призвание, открыть в себе Человека. Тьюторскую деятельность я начала с того, что пришлось написать проект «Модель тьюторского сопровождения старшеклассника в многопрофильной школе». Проект был представлен на экспертном совете Департамента образования г. Нефтеюганска ,26.12. 2010 г. Этот проект занял 1-е место в городском конкурсе проектов в номинации « Педагог-XXI века». Основная моя задача как тьютора заключается в том, чтобы старшеклассник самостоятельно сделал осознанный и ответственный выбор будущей профессиональной сферы и будущей профессии. Но, как старший подросток может это сделать, если ему не создать специальные для этого условия. И в нашей многопрофильной школе такие условия созданы. Во- первых, это индивидуализация образования на старшей ступени обучения. Старшеклассникам предоставлена возможность самостоятельного выбора профиля обучения и тех профильных предметов, элективных курсов, форм обучения, которые соответствуют их познавательным интересам, способностям и являются профессиональным интересом. Во, вторых, это расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в разные виды и формы публичных выступлений, презентаций, конкурсов, образовательных и творческих , спортивных олимпиад, организацией профильных проб, стажировок и практик. В- третьих, это организация пространства рефлексии, которая происходит, в рамках индивидуальных и групповых тьюторских консультаций и обсуждений со старшеклассниками их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий. «Помочь» старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии я пытаюсь через моделирование, проектирование и реализацию ОИП ( индивидуальной образовательной программы). Индивидуальная образовательная программа обучающегося - это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Можно сказать, что индивидуальная образовательная программа- это персональный путь реализации личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого школьника в образовании. В природе готовой ИОП не существует, пришлось подумать над тем, какой должна быть ИОП, и мне в этом помогли мои подопечные, потому что ИОП у нас появилась в результате практической работы со старшеклассниками. И мы попытались её спроектировать так, чтобы она была рабочей программой, направленной на осознание своих дальних и ближних целей, задач, как шагов к достижению намеченного, а не формальным документом. Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника в нашей старшей школе проходит по определённым этапам и эти этапы мы разработали сами исходя из наших основных целей и задач. 1этап. Моделирование старшеклассником ИОП ( запуск «образа» своего будущего, осознание своих познавательных интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ).Этап моделирования проходит через проведение тренингов на знакомство, погружение в проектирование, на самопознание, раскрытие своего потенциала, через тьюториалы по моделированию «образа» Я» и ИПО. 2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств) через тренинги « Проектирование образа профессионального будущего», « Просто поверь в себя», « Мечта- образ- стремление», « Маска мифов и метафор», групповые, индивидуальные тьюторские консультации, тренинги по самоорганизации, личностного роста, планированию своей деятельности, написание рефлексивных эссе, обсуждение рефлексивных текстов). 3 этап. Коррекция ИОП (осмысление и соотнесение результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио, написание рефлексивных эссе. 4 этап. Самореализация ИОП ( контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные, творческие, спортивные конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции. 5 этап. Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция) через проведения тренингов, деловых игр, конференций. В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника я использую специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору. Отслеживание и фиксацию результата тьюторского сопровождения я провожу с помощью методов наблюдения, анкетирования, анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио. Считаю, что результатом тьюторского сопровождения ИОП на сегодняшний день является умение старшеклассников делать запрос на освоение той или иной деятельности, желание и стремление заниматься тем, что интересно и необходимо для дальнейшего развития, готовность к самообразованию, постижению нового, познанию своих возможностей, раскрытие своего потенциала, умение формулировать цели и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору профессионального , жизненного пути, реализация ИОП. Своим успехом в постижении тьюторской деятельности я обязана своим тьюторантам, старшеклассникам. Это наш общий успех. Мои подопечные учат меня не останавливаться на достигнутом, они придумывают и предлагают новые формы работы. Недавно у нас открылся «Психологический клуб», где собираются старшеклассники и мы обсуждаем наши проблемы, ищем решения, радуемся своим достижениям, открытиям. В рамках клуба мы проводим « Форум успеха», где проектируем свой успех в жизни и профессии, намечаем пути достижения успеха. Очень эффективной в этом плане является методика « Растяжка во времени», ребятам она очень нравится, потому что уже сейчас заставляет задуматься и простроить до мельчайших подробностей свой персональный путь к успеху. Также мы устраиваем закрытые просмотры фильмов, которые подбирают сами ребята, а потом происходит обсуждение и рефлексия. Это фильмы об их сверстниках, о проблемах молодёжи, о месте выбора в жизни каждого человека. От таких каждодневных встреч я получаю удовлетворение, заряжаюсь энергией, оптимизмом. Вижу горящие радостью глаза, а иногда и задумчивые лица своих ребят и понимаю, что это и есть наш общий небольшой успех, который является результатом нелёгкой работы над собой. Я лауреат Всероссийского конкурса проектов « Учитель! Перед именем твоим…» Есть Диплом лауреата. г. Новосибирск , 2011 г. Недавно приняла участие в региональной Интернет- конференции по теме «Система профессиональной работы в образовательных учреждениях ХМАО-Югры», проводимой автономным учреждением дополнительного профобразования ХМАО-Югры « Институтом профобразования и исследования рынка труда» со статьёй «Тьюторское сопровождение старшеклассника как средство самоопределения в жизни и будущей профессии». Статья напечатана в сборнике « Система профориентационной работы в образовательных учреждениях ХМАО- Югры»: материалы Интернет- конференции/ под. Ред.С.Е. Пузырёва.- г. Ханты-Мансийск .2011.-184 с. Создала мини- сайт педагога- психолога, электронное портфолио в социальной сети работников образования nsportal.ru. есть Сертификат web –адрес сайта: http// nsportal.ru/ bondarchuk-nelya-nikolaevna Опубликовала в социальной сети работников образования nsportal.ru учебно-методический материал « Разработка урока- занятия по профориентации 8 класс», « Психологическая мастерская для родителей», « Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника многопрофильной школы». Есть Свидетельство о публикации, web-адрес публикаций: http://nsportal.ru/node 20047 Участвовала и выступала с докладом на III межрегиональной научно- практической конференции « Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность». г.Сургут, 20 октября 2011г. Есть сборник. Приняла участие в международной заочной научно- практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии» 23 ноября 2011 г. г. Новосибирск. Тема статьи « Индивидуальная образовательная программа старшеклассника как средство профессионального и личностного самоопределения». Статья вошла в сборник А 43 «Актуальные проблемы педагогики и психологии» ( Часть II): материалы международной заочной научно- практической конференции. (23 ноября 2011 г.) – Новосибирск: Изд. « Сибирская ассоциация консультантов» 2011.- 136 с. Пространство нашего внутреннего мира- это страна, и очень важно навести в ней порядок, чтобы мысли, чувства, желания, возможности, стремления служили нашему «Я» верой и правдой. В простоте много красоты. То, что просто, близко к Истине. Понимать и тонко чувствовать ребёнка, человека - моё призвание. Я теперь точно знаю, что человеку для счастья нужно совсем немного: нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха, и он пойдёт по лестнице Восхождения к Свету и Истине. Ведь в каждом человеке изначально заложено « Я –есть», « Я -хороший », « Я- могу». Удачи и успеха, уважаемые коллеги! Нелли Николаевна Бондарчук Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» г. Нефтеюганск, педагог- психолог e-mail: nellya_ps@mail.ru