Главные вкладки

    Об опыте эколого-краеведческого образования юношества

    Новиков Олег Леонидович

    Известно, что среди регионов Сибирского федерального округа Кузбасс многие годы имеет наиболее острую экологическую ситуацию. В связи с этим актуальны вопросы воспитания такого мышления, на основе которого деятельность способствовали бы экологическому благополучию территории, как на локальном, так и на региональном уровне.

    Опыт показывает, что личное восприятие подростками какой-либо экосистемы и отдельных её компонентов более успешны во время экскурсий, поездок и путешествий на природу.

    Чтобы школьники смогли полюбить родной край, надо его ими познать. Один из теоретиков и практиков современного школьного образования М.М.Поташник, говоря о формах организации образовательного процесса, не ставит ни в какое сомнение, что «…путешествия по родному краю (по сравнению с уроками), оказывают сильнейшее обучающее, воспитывающее, развивающее, социализирующее, то есть образовательное воздействие на школьников и остаются в памяти детей на всю жизнь». Опыт работы в нашем лицее показывает, что основой достижения краелюбия стали познавательные путешествия по родному краю.

    Содержанием полевых занятий является изучение взаимодействия природы и человека на конкретных объектах территории родного края. Поэтому внимание обучающихся привлекается как к природным, так и к измененным хозяйственной деятельностью ландшафтам таким как лес или водоем и их компонентам. На реке, ручье, роднике или в лесу перед юными экологами стоят задачи: качественно оценить состояние водоема(леса) в целом и его важнейшего компонента – воды(деревьев), установить антропогенные факторы и ущерб, причиненный водоёму(лесу) в результате промышленного и другого воздействия, а также оценить влияние природного объекта на здоровье человека. Продолжением этих мероприятий юных исследователей является выработка рекомендаций (проекта) по улучшению экологической ситуации и недопущению отрицательного влияния на природный ландшафт.

    Путешествие по родному краю содействует чувственно эмоциональному восприятию подростком природы, единению с ней и формированию личной ответственности за будущее родного края. Уместно упомянуть слова В.А. Сухомлинского: «Отражение знаний в эмоциях – важное условие перехода знаний в убеждения, условие становления убежденности и мировоззрения подростка».

    Во время поездок также будут эффективны и многие формы природоохранной деятельности: расчистка русла малой реки, уборка и утилизация мусора с берегов, обустройство и паспортизация родников. Результативность такой формы педагогических действий очевидна, поскольку исполняются они через важнейший принцип экологического образования - "думай глобально, действуй локально". При этом экологические наблюдения и природоохранные мероприятия, выполняемые подростками в доступной и интересной форме, позволяют эффективно достичь не только системы знаний, но экологических норм поведения.

    Эффективность образовательных действий достигается в данном случае ещё и благодаря тому, что педагог мотивирует личную заинтересованность подростков в улучшении экологической ситуации на конкретной территории родного края тем, что данный природный ландшафт способен быть для юноши лично значимым рекреационным ресурсом и во взрослой жизни.

    Важным аспектом содержания занятий является заострение внимания обучающихся на глобальных проблемах, получивших своё негативное проявление на территории родного края. Деятельность педагога в данном случае направлена на становление в подростках умения видеть и решать конкретные проблемы окружающей среды и местного населения.

    Деятельность в путешествии включает помощь жителям отдаленных поселков – ветеранам труда и труженикам тыла, сельским школам, что косвенно способствовало сохранению у местного населения традиционного уклада жизни на экологически благоприятных территориях. Несомненно, что такая деятельность способствует формированию активной жизненной позиции школьников.

    В отличие от традиционных в школе дисциплин, где итогом учебной деятельности обучающихся является оценка, результатом экологического образования должно быть изменение мировоззрения, а конечным критерием - улучшение экологической обстановки (расчистка берега реки, разработка решения проблемы и т.д.).

    Более двадцати лет юными учёными обосновывается программа «Чистую воду Тайдона - городам Кузбасса», имеющая важное региональное социально-экономическое значение и направленная на решение острой для нашего края проблемы питьевого водоснабжения. Юными участниками экспедиций собраны и востребованы научно значимые материалы для пополнения Красной книги Кемеровской области, а также накоплены данные о ранее самой экологически значимой стройке области – Крапивинском гидроузле.

    Успешность педагогической работы со школьниками подтверждается и традиционными в системе образования достижениями. Это более 100 российских побед в конкурсных мероприятиях, с награждением юных исследователей российскими премиями для поощрения талантливой молодёжи, областными премиями «Достижения юных», медалями «Надежда Кузбасса» и др..

    Однако главные результаты педагогической деятельности скажутся через десять – двадцать лет, когда с приобрётенными навыками экологически грамотного поведения у руля экономики станут сегодняшние юные учёные - гидрологи, биологи, краеведы и экологи.

     

    Учитель географии МБОУ «Лицей №62» г.Кемерово,

    Заслуженный учитель РФ

             О. Л. Новиков