Проект "ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ПРАЗДНИКА ПАСХИ"

Идея проекта: разработать проект, направленный одновременно на формирование новых навыков и понятий в процессе активной предметно-практической деятельности учащихся совместно с родителями и их применение в повседневной жизни.

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt.zip266.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Подготовка и проведение семейного праздника Пасхи»

Алексеева Наталья  Николаевна олигофренопедагог,

                                                             пед. стаж. 17 лет; высшая кв. категория.

Коломейчук Елена Борисовна олигофренопедагог,

                                                             пед. стаж. 5лет;   первая кв. категория.

Эглит Екатерина Анатольевна олигофренопедагог,

 пед. стаж  5лет.

ГС(К)ОУ школа (VIII вида) №487 Выборгского района.

Актуальность:

Основное место интеграции «особого ребёнка» – это семья. Но в семье где есть особые дети не всегда складываются простые отношения между родителями и ребёнком. Многие семьи распадаются. Мамы часто не выглядят уверенными и успешными и недовольны результатами своих детей. Нужно искать нишу, в которой будет сплачиваться семья. Пусть ребенок только приклеивает кусочки материала, но чувствует, что делает что-то большое и красивое. И другие члены семьи чтобы делала что-то значимое рядом (и для себя и для ребенка). 
Постановка проблемы: как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Вопросы, на которые должны ответить родители в ходе проектной деятельности:

-как можно задействовать ребенка в подготовке и проведении семейного праздника (Пасхи).

-какие доступные  виды работ можно предложить ребёнку в подготовке и проведении семейного праздника (Пасхи)

-какой сценарий семейного праздника одинаково интересный  и сплачивающий  всех членов семьи можно использовать дома.

Конечный продукт:

Сценарий семейного праздника Пасхи

Электронная книга рецептов и советов по совместной подготовке  к проведению семейного праздника (Пасхи)

Проблемные вопросы детей:

В какое время года отмечаем этот праздник?

Какие блюда являются символом этого праздника?

Какие подарки и специальные украшения для пасхального стола можно сделать своими руками?

Как правильно вести себя в гостях и дома во время праздник

Конечный продукт:

Выставка работ учащихся

Цель:

  1. Формирование представлений и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений в ходе подготовки и празднования семейного праздника Пасхи.

Задачи:

  1. Включение уч-ся в домашний труд, формирование умения оказывать посильную помощь родителям, в совместных действиях в быту.
  2. Развитие коммуникативных навыков и возможностей;
  3. Формирование умения работать кистью, карандашом (во время подготовки подарков и украшений к праздничному столу).
  4. Познакомить уч-ся с символами праздника Пасхи.
  5. Формировать умения изготавливать своими руками  совместно с родителями подарки и украшения к празднику Пасхи.
  6. Формирование навыка управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
  7. Учить узнавать время года, в которое празднуется Пасха
  8. Учить работе в группе.
  9. Развитие общей и мелкой моторики в процессе освоения различными видами деятельности проекта.

Одновременно с работой с детьми велась работа с родителями:

Цель:

  1.  Познакомить родителей в форме практической деятельности с различными формами и методами привлечения детей в подготовке к проведению семейного праздника Пасхи.
  2. Эмоционально и духовно поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена опытом.

Образовательная область: межпредметная

Режим работы: урочно-внеурочный

Доминирующий вид проектной деятельности:  практико-ориентированный, информационный.

Класс: 1-в, г; 2-г «Особый ребёнок»

Возраст: 8 – 11 лет

Особенности детей: Мышление конкретное, непоследовательное, словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов. Развитие навыков самообслуживания отстаёт, некоторые уч-ся нуждаются  в контроле и помощи на протяжении всей жизни. Запас сведений и представлений мал. Отмечается недоразвитие  восприятие и памяти.

Снижение интеллекта у данной категории детей часто бывает осложнено наличием значительного поражения двух или более разных функций организма: (нарушением ОДА, повреждением сенсорной системы, системными  речевыми нарушениями, (в том числе отсутствием вербальной речи) аутизмом и аутичными состояниями, эпилепсией, наследственными заболеваниями ЦНС.

Идея проекта: разработать проект, направленный одновременно на формирование новых действий и понятий в процессе активной предметно-практической деятельности учащихся совместно с родителями и их применение в повседневной жизни.  

Форма организации детей

  1. Индивидуальная работа;
  2. Парная работа (с одноклассниками, с уч-ся других классов, с учителями, родителями);
  3. Групповая работа (с одноклассниками, с уч-ся других классов, с учителями, родителями);

Материалы:

  1. Иллюстрации по теме «Весна», «Атрибуты праздника Пасхи»
  2. Яйца сырые и варёные;
  3. Краска для окрашивания яиц;
  4. Фломастеры, карандаши;
  5. Ветки дерева, лоскутки цветного материала;
  6. Лоток для катания яиц;
  7. Деревянные ложки.

Количество участников и рабочих групп: 3 рабочие группы по 6 человек включая родителей.

Общее время работы над проектом: 01.04.08 – 27.04.08.

Характеристика проекта и направленность: социальный, коррекционно – развивающий, реабилитационный.

Методы:

  1. Наблюдения;
  2. Инструктаж;
  3. Объяснение;
  4. Опыт;
  5. Учебно-производительный труд;
  6. Просмотр презентации по теме «Весна»; «Пасха»

Работа над проектом (этапы)

  1. Постановка проблемы и обоснование её  практической значимости;
  1. Определение целей;
  2. Постановка задач;
  3. Выбор группы уч-ся, учителей, родителей;
  4. Распределение обязанностей:

учителя

Уч-ся

родители

Алексеева Н.Н. разработка проекта, распределение обязанностей; описание проекта, разработка интегрированного урока по развитию речи, разработка, организация и проведение защиты проекта. Познакомить родителей во время интегрированного занятия совместно с родителями с формами и методами организации и проведения пасхальных игр дома. Познакомить родителей с приёмами и формами совместного украшения пасхального дерева

- раскрасить лоток для катания яиц

- принести украшения для пасхального дерева

-украсить пасхальное дерево

-накрыть стол

-принести варёные яйца;

-принести веточки черёмухи, которые распустились дома.

-познакомить друг друга со своими наблюдениями (по наводящим) вопросам учителя

-изучит и подобрать пасхальные игры, познакомить всех участников групп во время проведения интегрированного занятия совместно с родителями;

-сфотографировать семейный праздник дома

-для защиты проекта принести куличи, пасху, окрашенные яйца, фотографии семейного праздника «Пасхи»

-изучить и подобрать способы украшения пасхального дерева, познакомить рабочие группы со способами украшения пасхального дерева, отобрать для книги советов по подготовке и проведению семейного праздника пасхи оптимально приемлемые для использования «Особыми детьми» способами.

Коломейчук Е.Б.

Разработка и проведение интегрированных уроков по окружающему миру, ручному труду, распределение обязанностей в нутрии своей группы.  Оказание помощи в проведение защиты проекта. Ознакомить во время проведения интегрированного занятия совместно с родителями с формами и методами работы с ребёнком во время совместного окрашивания яиц

-принести варёные яйца;

-принести веточки черёмухи, которые распустились дома.

-познакомить друг друга со своими наблюдениями (по наводящим) вопросам учителя

- изучить и познакомить со  способами окраски яиц;

-отобрать лучшие способы (приемлемые для детей данной категории,)окраски яиц для электронной книги советов по подготовке к семейному празднику Пасхи.

-сфотографировать семейный праздник дома;

Принести всё необходимое для окраски яиц

-для защиты проекта принести куличи, пасху, окрашенные яйца, фотографии семейного праздника «Пасхи»

Эглит Е.А.

распределение обязанностей в нутрии своей группы. Организация работы своей группы. Оказание помощи в проведение защиты проекта.

- принести краски, фломастеры, бумагу для рисования пасхальных яиц

-принести варёные яйца;

-принести веточки черёмухи, которые распустились дома.

-познакомить друг друга со своими наблюдениями (по наводящим) вопросам учителя

-изучить и поделиться рецептами пасхальных блюд.

-отобрать лучшие рецепты пасхальных блюд для электронной книги советов по подготовке к семейному празднику Пасхи.

- принести ветки для пасхального дерева

-Принести  заготовки яиц для раскрашивания

-сфотографировать семейный праздник дома

-для защиты проекта принести куличи, пасху, окрашенные яйца, фотографии семейного праздника «Пасхи»

Описание работы.

Подготовительные занятия

Урок 1.

Целевая экскурсия «Сезонные изменения в природе. Весна».

Цель:

   Знакомство с характерными признаками весны.

Задачи:

  1. Научить уч-ся воспринимать окружающий мир целостно, включая все сенсорные каналы.
  2. Наблюдение за сезонными изменениями весной (таянием сосулек, набуханием почек, прилёт птиц…)
  3. Развитие слухового внимания (журчание ручья, пение птиц…)
  4. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия.

 Виды деятельности: (наблюдали какое солнце и как оно греет, какого цвета небо, какие облака, наблюдение за капелью, за поведением птиц, считали кол-во гнёзд на дереве, рассматривали деревья вокруг школы, искали гнёзда и считали их, рассматривали форму луж, наблюдение за ручейками, одеждой людей, за почками на ветках).

Д/З Срезать веточки с дерева, поставить в воду, наблюдать за изменениями почек и появлением листьев. Сравнить через 2 недели где быстрее появятся листья на улице или в школе и почему. Познакомить с результатами на интегрированном занятии совместно с родителями.

Под впечатлением от экскурсии  одна девочка самостоятельно дома нарисовала картину  и назвала её «Грачи прилетели». Чему была очень обрадована мама.  

Урок 2.

Предмет: развитие речи

Цель: развитие коммуникативной функции речи

Задачи:

  1. Закрепление знаний, полученных во время экскурсии, через практическую деятельность;
  2. Познакомить с ближайшим весенним праздником (Пасха);
  3. Составление рассказа по серии картинок «Весна»;
  4. Развитие и коррекция психических процессов, мелкой и общей моторики;
  5. Воспитание любви к природе.

Ход занятия:

Просмотр презентации «Весна»

Закрепление знаний, полученных во время экскурсии, через практическую деятельность;

  Светит солнце.

-конструирование из счётных палочек солнца

 Тают сосульки

Капель. Выкладывание последовательных рядов (большая капля, маленькая капля)

 набухают почки

Выложить «почки» из фасоли (в зависимости от возможностей уч-ся можно использовать крупу разного размера)

Составление рассказа с использованием мнемотаблицы.

Просмотр презентации «Пасха». Акцент – праздник празднуется весной.

Подведение итогов занятия.

Урок 3.

Предмет - окружающий мир

Тема: куриное яйцо, как символ праздника Пасхи.

Словарь: гладкое, скорлупа, хрупкая, крашенка, Пасха.

Задачи:

  1. Ознакомление детей с  характерными признаками куриного яйца;
  2. Учить наблюдать за различиями сырого и варёного яйца;
  3. Дать представление о яйце как символе Пасхи;
  4. Развивать тактильное, зрительное и обонятельное восприятие.

Виды деятельности:

  1. рассматривание картин «Весна». Повторение примет весны.
  2. Рассматривание картины «Праздник Пасхи».
  3. Наблюдение за свойствами яйца: гладкое, форма похожа на овал, крутится – не крутится на столе.
  4. Исследование: разбивание в миску сырого яйца, нахождение белка и желтка. Разбивание варёного яйца, очистка скорлупы. Разламывание яйца с нахождением белка и желтка. Обонятельные и вкусовые ощущения варёного яйца (доп.: с закрытыми глазами определить по запаху яйцо). Показ скорлупок от яйца. Составление разрезной картинки «яйцо».
  5. Яйцо как символ Пасхи. Показ раскрашеных яиц. Нахождение крашенок на картинке.

Урок 4.                               Труд 

Цель: научить детей делать поздравительную открытку своими руками.

Задачи:

  1. Учить вырезать ножницами детали из картона по контуру
  2. Учить наклеивать готовые детали по образцу
  3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие
  4. Пополнить активный словарь: Пасха, яйцо – крашенка, праздничная нарядная одежда, пасхальный кулич.
  5. Развивать умение зрительно соотносить свою поделку с образцом; развивать моторику рук.

Ход занятия.

1.Повторение знаний о весне (приметы)

2.Рассматривание картинки «Праздник Пасхи»

3.Беседа по картинке (название праздника, нарядно одетые дети, празднично накрытый стол, кулич, яйца).

4.Рассматривание расписанного деревянного яйца.

5.Рассматривание типографских открыток.

6.Сообщение о предстоящей работе.

7. Техника безопасности при работе с ножницами.

8. Физкультминутка, подготовка рук к работе с ножницами и бумагой.

9. Работа с открыткой:

                         -     рассматривание образца открытки;

  1. обведение по контуру фигуры яйца;
  2. вырезание основания открытки;
  3. примеривание (выкладывание) деталей украшения открытки на основание;
  4. наклеивание украшений;
  5. сравнение работы с образцом.

        10. Выставка работ.

        11. Итог:

  1. Какой праздник наступает?
  2. Что мы готовили сегодня к этому празднику?
  3. Как мы это делали?
  4. Кому подарим открытку?

Урок 4.

Рисование на уроке ИЗО пасхального яйца.

Урок 5

Интегрированное занятие совместно с родителями

План проведения:

Работа в группах

1. Украшение пасхального дерева    

2.Раскрашивание яиц пищевой краской              

3.Праздничные пасхальные игры.

4. Обсуждение выбора оптимальных видов деятельности, рецептов, игр в подготовке и праздновании семейного праздника пасхи.

5.Составление плана  и сдача материала для электронной книги советов по подготовке семейного праздника пасхи.

Защита проекта.

Защита проекта проходила в виде празднования праздника Пасхи.

Педагогические итоги:

Во время проектной деятельности улучшились отношения детей с родителями; после проекта дети разных классов стали узнавать друг друга на переменах  и вступать во взаимодействие (на доступном уровне, при сопровождении педагогов); родители познакомились между собой и с удовольствием продолжили общение и обмен опытом…

Мы полностью согласны с высказыванием коллег Псковского Лечебно – педагогического центра, что собственно проект предполагает почти полную самостоятельность уч-ся в его планировании и осуществлении. С детьми имеющими множественные нарушения в развитии, невозможно выполнить это требование полностью (в условиях школы), поэтому более правильным будет -  термин «проектно – ориентированные занятия».

При выборе проекта важно учитывать индивидуальные возможности и потребности уч-ся и зону их ближайшего развития.

Использованные источники:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей студентов педагогических вузов. – М., 2003.
  2. Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И.Бойков, А. Зарин. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации.- Псков: ПОИПКРО, 1999.-166с.


 

Комментарии

ПРОЕКТ "ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ПРАЗДНИКА ПАСХА" БЫЛ РАЗРАБОТАН 4 ГОДА НАЗАД. НО СВЕТЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ВОЗВРАЩАЮТСЯ КАЖДЫЙ ГОД, МНОГИЕ РЕЦЕПТЫ, ИГРЫ, ПОДЕЛКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ.
Бевзюк Елена Борисовна

Спасибо за идеи! Не всегда есть время прошерстить интернет. А тут отличные подсказки. Всё приемлемо для наших детей.

Пасха 2012: яркие идеи для декора яиц (фото)          http://4girls.com.ua/view/1158

Пасха 2012: идеи для декора яиц (фото)