Гигиена голоса учителя

ГИГИЕНА ГОЛОСА.     Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий

Постановка  голоса тесно связана с  воспитанием правил гигиены голоса и их соблюдением. Необходимо постояннопомнитьо неблагоприятном влиянии на качество звучания голоса куренияспиртных напитков и острой раздражающейпищи.

Ø      Соблюдение  гигиенических норм голосовой  нагрузки - не   более  трех  часов без перерыва.

Ø      Послетрех часов работы обязательно должен быть перерыв не менее часа для восстановления мышечной aктивности голосовых складок.

Ø      Следует избегать длительных телефонных разговоров (20 минут теле­фонного общения равнозначны  часу голосовой  нагрузки).

Ø      Г'олосовая нагрузка должна распределяться равномерно в течение всей рабочей недели.

Ø             Следует посещать врача ЛОР-фониатра как при выборе речевой профессии, так и периодически, особенно при неравномерной речевой на­грузке и даже незначительных нару­шениях голоса.

Ø             Отсутствие ориентации в выработ­ке навыков правильного фонационно­го дыхания может быть одной изпри­чин проявлений голосового диском­форта.

Ø      Следует помнить, что только бе­режное отношение к своему голосо­вому аппарату, слуху,систематиче­ские занятия по выработке навыков правильного голосообразования, го­лосоведения, расширению динамиче­ского рабочего диапазона, позволяет сохранить комфортную звучность го­лоса.

Необходимо помнить, что даже при незначительных нарушениях голоса, связанных с напряжением, голосовой нагрузкой или воспалительными про­цессами следует соблюдать

 ГОЛОСОВЫЕ ПРАВИЛА:

v      Говорить меньше.

v          По телефону говорить только при необходимости и коротко.

v          Во  время речи следить, чтобы не было мышечного  напряжения гортани, шеи, плеч.

v          При необходимости надо говорить мягко и спокойно.

v          Исключить   громкие   радостные возгласы, форсированный шепот, вос­клицания, громкий смех.  В этот пери­од можно пользоваться жестами.

v          Следует говорить только тогда, когда остальные молчат, и говорить с собеседником только на близком расстоянии.

v      Нельзя говорить при езде в транс­порте, в шумной обстановке.

v      Во время простудных заболева­ний необходим режим снижения рече­вой активности, а при ухудшении  качества голоса - режим молчания.

    Возможно динамическое наблюде­ние за состоянием голоса и слуха в краевом центре сурдологии, слухо­протезирования и фониатрии, где кон­сультируют высококвалифицирован­ные специалисты: врачи-сурдологи, фониатры, невропатологи, отоневрологи, психиатр-психотерапевт, педагоги-логопеды (сурдопедагоги, фонопеды, педагог-вокалист, инженеры слухопротезирования и инженеры голосообразующего протезирования Это может способствовать оказанию полного объема помощи при своевре­менном Вашем обращении.

    При обращении иметь при себе паспорт,  страховой полис,  заключение ЛОР-врача, невропатолога, эндокринолога, терапевта мест а жительства направление.  !!! Возможна предварительная запись по телефону на прием к врачу ЛОР- фониатру, фонопеду.Телефон- 29-53-18  и  сурдологу  -  29 53 15.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (Для нормализации тонуса  шейной, голосовой мускулатуры).

Упражнения выполняются сидя, стоя. Каждое упражнение выполняется 2-3 раза.

1.  Поднять плечи вверх – сбросить напряжение.    

2.                   Отвести плечи назад, вернуть, расслабиться.

3.             Потянуть плечи вперед,  рассла­бить.

4.             Вытянуть  прямые  руки  вдоль туловища, сжать кисти в кулак, расслабить  руки.

5.   Покачивание  плечами  вперед-назад, руки свободно свисают.

6.  Потряхивание кистями.

7.   Потянуть подбородок вверх - ощутить напряжение передней поверхности щей, уронить  го­лову на грудь - расслабить шею.

8.  С напряжением опустить голову на грудь - быстро поднять, рас­слабить шею.

9.  Поочередные повороты головы вправо, влево с напряжением и расслаблением шеи.

10.                  Наклоны к плечу с напряжением.

11.   Прокатывание головы по груди  легко, без напряжения.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Выполнять лежа, без напряжения, в естественном ритме дыхания по 4-5 минут 2-3 раза в день.

1.  Положить руку на живот, сделать   вдох   носом   -   ощутить подъем живота; выдох носом - ощутить    втягивание живота внутрь.

2.     Вдох - через нос; Выдох - через рот плавно, спо­койно, вытянув губы вперед.

3.   Вдох - через нос; Выдох  -  через рот,  открытый широко (бесшумно).

4.    Вдох - через нос; Выдох - сквозь неплотно сомк­нутые губы.

5.   Вдох-через нос: Выдох - с произношением долгих звуков: С ------; Ш--------; Х----------

6.   Вдох - через нос; Выдох - спроизношением 2-3 звуков, например:  С------Ш-----Ф----Х---С----.

7.Вдох – через  нос; выдох через рот быстро, втя­нув  живот.

8. Вдох – через нос; выдох  -  через  рот  быстро  с произношением звуков: Ч! П! Ц! Т!Д!   

 

Комментарии

Чернавцева Людмила Геннадьевна

Елена Николаевна, спасибо большое, какой необходимый материал! Обязательно предложу его своим коллегам.
Терехова Татьяна Ивановна

Часто бывают проблемы с голосом. Думаю, Ваши рекомендации помогут не только мне. Замечательный материал!

Спасибо Вам за релаксационные упражнения и дыхательную гимнастику. Интересный и полезный материал для любого педагога.
Жмакина Елена Александровна

Большое спасибо за полезные советы.