Главные вкладки

    Ш.А. Амонашвили. Предлагаю избавиться от заблуждения: школа готовит детей, молодое поколение к будущей жизни

    Дорогие коллеги! Предлагаю избавиться от одного заблуждения, которое влечёт за собой бесконечное множество неверных толкований и действий. Заблуждение заклю­чается в тезисе о том, что школа готовит детей, молодое поколение к будущей жизни.

    Давайте сперва разберёмся, о какой под­готовке и о какой будущей жизни идёт речь.

    Чтобы готовить поступившего в первый класс ребёнка для будущей жизни, нам необ­ходимо знать: какая будет эта жизнь спустя (хотя бы) два десятилетия. Нам нужно будет ответить на вопрос: эта будущая жизнь ждёт молодых людей там, или в том будущем пока пустота, и только своим приходом они напол­нят её смыслом?

    У нас нет ответа на эти вопросы. Знали бы мы точно, что ждёт подрастающее поколение в будущем, то мы, действительно, приняли бы педагогические меры, чтобы молодые люди, вступившие в неё, могли бы выжить, могли бы сохранить жизнь, или же, если она обязательно будет светлая, обогащали её.

    Но знать на десятилетия вперёд, как из­менится жизнь и, особенно, как в ней надо жить и действовать, мы пока не научились. Значит, подготовка нынешнего школьного поколения для жизни, которая наступит в 2040-2060-е годы, скорее станет нашим блужданием в потёмках.

    Реальная школьная жизнь в целом, конеч­но, никакая не подготовка к будущему. Это также, как и нынешние поколения взрослых начиная, скажем, с 1950-х годов, не получили в школе никакой подготовки к будущей жизни, хотя только и шла речь о воспитании вер­ных строителей коммунизма; и это считалось светлым будущим. Но настало время, пришло это будущее, стало оно настоящей жизнью 1980-1990-х годов и начала XXI века, - и в ней потеряли смысл ценности, к которым гото­вили поколения. Что же произошло с этими людьми? К ним пришли: разочарование, рас­терянность, непонимание и конфликт с новым временем, крушение надежд и т.д. и т.п.

    Туманный смысл о подготовке поколения к будущей жизни не может стать в нашей образовательной деятельности более или менее естественным инструментом для во­одушевления наших учеников, мы не можем им сказать: «Смотрите, к каким сияющим вер­шинам мы вас ведём».

    Жизнь наших учеников далее будет стро­иться не на базе школьных, а на основе сов­сем других знаний, которые они приобретут сами по подсказке жизни и по велению собст­венных интересов и обстоятельств.

    У нас нет никакой уверенности, что в школьных знаниях действительно заложены основы будущей жизни. Основы наук нельзя возносить над основами жизни. Эти знания, пусть даже обширные и глубокие, займут в многогранной жизни людей не столь значи­тельное место, чтобы стоило из-за них жер­твовать прекрасными годами. Роль, притом, важнейшую, в получении знаний могут сыг­рать, как это ни парадоксально, формальные удостоверения (аттестаты, дипломы и т.п.). Эти бумаги дадут им право продвигаться в некоей узкой сфере, дающей материаль­ное обеспечение. Школьные знания не ре­шают насущных проблем жизни: общения и труда, благородства и преданности, любви и верности, воспитания собственных детей и социальной активности, духовности, веры и т.д. Для школы все эти основания жизни или не существуют, или их лишь декларативно провозглашают.

    ***

    Птицы отдали своих птенцов в школу Совы. Сова в безлунную ночь усадила уче­ников на ветку и приступила к подготовке их к жизни.

    Она дала им ЗУНы об основах наук безлун­ной ночи, о философии одиночества в дупле, о зверином правопорядке ночного леса.

    Потом провела ЕГЭ, выдала всем аттес­таты зрелости и сказала: «Живите!» Сама же срочно залезла в дупло, ибо наступило утро и взошло солнце.

    Выпускники оглянулись: нет безлунной тьмы, нет одиночества, нет ночного леса. Как жить?

    Они крикнули в дупло Сове:

    - Ты готовила нас для ночной жизни в лесу, а мы - птицы Света. Как же теперь нам жить?

    - Разберитесь сами... - выдохнула Сова из дупла и погрузилась в философию оди­ночества.

    ***

    Дорогие коллеги! Этот философский экс­курс понадобился мне, как вы, конечно, до­гадываетесь, для педагогических выводов. Школьников надо готовить не к будущей жиз­ни, а к основам жизни. Для этого нужно:

    • воспитывать в них жизнь с помощью самой жизни;
    • помогать им впитывать в себя универсаль­ный закон причин и следствий и учиться строить по нему жизнь;
    • помогать им постигать смысл жизни: совер­шенствовать мир внутри и вокруг себя;
    • развивать в них возвышенные образы и устремления к прекрасному, учить вопло­щать воображаемое в реальности;
    • развивать в них способность направлять взор на свой внутренний мир, где они могут открыть своё предназначение;
    • устремлять их сущность к благородству и великодушию.

    Пусть забота о будущем нисколько не ума­лит жизнь настоящую, пусть будущее станет дыханием настоящего, пусть настоящее ста­нет как будущее.

    ***

    Кто есть Учитель Света? Любой, кто уст­ремлён впитать в себя море Света. Устрем­лённый к Свету уже есть Светоносец.

    Учителя Света живут, творят, общаются, как подобает Свету. Учитель Света общается не с самим учеником, какой он есть сейчас, а с его воображаемым светлым образом из ближайшего будущего.

    Учитель Света верит в каждого ученика. Он отдаляется от понятий и слов, которые могут унизить или осквернить его учитель­ское достоинство.

    Учитель Света скромный, благородный, великодушный. Учитель Света перекрывает педагогическое невежество Светом.

    Учитель Света на уроке - сама жизнь. Он -загадка для своих учеников. Он для них - не­ожиданность, удивление и восхищение.

    Он - естественность, непосредственность и красота. Он - забота, защита, надежда. Он - открытость и честность.

    Он благодарит учеников за то, что они по­могают ему стать мастером педагогического труда. Он может позволить себе извиниться перед учениками: «Урок не получился». Он может сказать своим ученикам: «Дайте мне домашнее задание - какой урок для вас при­готовить». Он может преподнести ученику в подарок Урок на день рождения.

    Он позволит себе отменить программу, если она противоречит духовно-нравствен­ному и познавательному развитию учеников. Выше всех программ, всех учебников, всяких тестов и экзаменов стоит для него воспитание личности школьника.

    Каждую встречу с учениками или с уче­ником, где бы она ни состоялась, он воспри­нимает как Урок. Он дорисовывает каждого ученика, накладывая на него краски, которые следует проявить.

    Он бережёт серебряную нить Учи­тельства.

    Любой ученик для него - загадка, разгадка которой укрепляет его мастерство и умножает творчество.

    Он ведёт своих учеников впереди того времени, в котором живёт общество. Он вос­питывает героев и сам свершает подвиги.

    Он умеет улыбаться ошибкам, зная, что на них можно учиться, и зная ещё, что ошибка, совершённая в дерзании и творчестве, пре­вращается в цветок смелости.

    Он бережёт своё учительское имя и становится олицетворением Учительской Совести.

    Его речь не терпит балласта слов и пус­тословия, она ясная, образная, содержа­тельная. Он ищет располагающее звучание своего голоса.

    Учителя Света - спасатели образования. Учитель Света - Божья Благодать на Земле.


    Педагогичгский вестник "Три ключа", № 12, 2010. Из выступления на IX Международных педагогических чтениях по гуманной педагогике.

     

    Комментарии

    Отличное выступление Ш.А. Амонашвили. Читая "философский экскурс" такого Учителя, ловишь себя на мысли: а как верно все подмечено, как аргументированно высказывается автор. Завтра состоится январский педсовет и очень хочется пересказать притчу о Сове и Учениках для педагогических выводов и решений педсовета.
    Каранова Айгуль Зайнулловна

    Спасибо Вам большое наш Учитель Ш.А.Амонашвили! Я каждый раз удивляюсь и восхищаюсь Вами. У меня мечта попасть на Ваши педагогческие чтения!
    Калинина Наталья Борисовна

    Учитель Света достойный ориентир. Мы стремимся к взаимопониманию, только выбор программ ограничен и сдавать ЕГЭ детей обязывают.

    Как просто и ясно определена задача учителя.Действительно, мы, выросшие в 70-80 годы, подчас сами теряемся в новых условиях, стоим на перепутье, сомневаемся: а то ли и так ли я делаю и поступаю? Спасибо.
    Шекера Лариса Владимировна

    Жаль, что на сегодняшний день таких Учителей как Ш. А. Амонашвили становится всё меньше и меньше, а людей "дающих предмет" всё больше!
    Шимановская Любовь Михайловна

    Замечательные слова,мудрые.
    Кокина Наталья Вячеславовна

    С удовольствием прочитала выступления Ш.А.Амонашвили. Сразу в памяти возникли педагогические чтения. Была впервые. Восторг! Столько новых идей, новых друзей, новых впечатлений! Хочется творить. Тема: "Учитель, вдохнови меня на творчество". В итоге чтений вдохновлён на творчество сам учитель. Уже готовлюсь к следующим чтениям. С уважением Наталья Вячеславовна.
    Гулевич Галина Ивановна

    Огромное спасибо, Шалва Александрович, и низкий Вам поклон за Ваши мудрые слова! В них - искреннее участие, любовь и забота об учениках и учителе, учителе Света, который должен спасти образование!
    Татьяна Михайловна Захарченко

    "Он бережёт своё учительское имя и становится олицетворением Учительской Совести...." Лучше и не скажешь)

    Сагалакова Марина Михайловна

    Отличная статья Шалвы Александровича!!! Учит думать, размышлять, философствовать..Открывает перед нами все новые и новые горизонты Учений!Стараюсь для себя взять что могу..

    Саткеева Жанара Жаслановна

    Очень люблю высказывания этого мудрого человека