Как заставить "заговорить" произведение искусства?

Белякова Людмила Михайловна

Всем известна реплика Фаины Раневской на сетование знакомого о том, что произведение "Сикстинская мадонна"  не вызвало в нём отклика: "Эта дама живёт на свете так долго, что сама выбирает, с кем говорить, а с кем - нет".

Диалог на уроке с произведением искусства - это сложнейший механизм. включающий и педагогическое мастерство учителя, и психологическую комфортность образовательного пространства, и искусстсоведческую и культурологическую подготовленность учителя и обучающихся.

Какие приёмы ("штучки") используете, применяет вы, уважаемые коллеги? Поделитесь, пожалуйста.

О моём опыте можно судить по материалам на мини-сайте и предложенному мастер-классу (постижение творчества Ван Гога)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_germenevtika_i_kultura.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Герменевтическое осмысление   картины [1] 

Ван Гога «Пара ботинок»

 

Художественное пространство:

     - репродукция картины Ван Гога «Пара ботинок»;

     - фонограмма симфонии №40 В.Моцарта;

     - фрагменты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»;

Образовательное пространство:

     - терминологический словарь;

     - алгоритм анализа художественного образа;

                 

Цель занятия:

     - развитие способности к интерпретации художественного образа; к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания искусствоведческого характера;

Художественно-педагогическая идея урока:

     - выяснить, в чём  суть творчества художника - в демократическом реализме или особой эстетике?

                                                                 Нет ничего более художественного, как любить

                                                            людей.

                                                                                                   Ван Гог

                                                                  ... они (картины Ван Гога[2]) оцарапают вам сердце.

                                                                                                    Лев Толстой

     I. Завязка-интрига.

              (Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками)

     Учитель:

     Скажите, пожалуйста, стакан полный?

         (Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан).

     Учитель:

     Значит, стакан был неполный?

         (Ученики соглашаются с этим)

     Учитель:

     А теперь сосуд полный?

        (Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а некоторые отвечают: «Нет». Учитель берет сосуд с водой и начинает выливать ее в стакан. Вода заполняет емкость стакана).

     II. Погружение в тему

     Учитель:

     Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу, содержание которого также многогранно, как и пример со стаканом. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубинные тайны «магического кристалла».

     Я предлагаю рассмотреть одно из свойств художественного образа – многогранность  интерпретации[3] - на творчестве Ван Гога, а точнее, понять, принять или (в идеале) воспринять авторское послание на примере одной картины – «Пара ботинок»[4]. Это произведение и станет предметом и целью нашего исследования, осмысления многогранности художественного образа. Перенесите, пожалуйста, тему урока в свои тетради, выделите ключевые слова (учениками подчёркиваются слова «кристалл», «магический», «многогранность»).

     Существует множество методик постижения ХО[5], но так или иначе все они определяют два направления исследования: от автора, т.е. от его мировоззрения, эстетики, смысла жизни и смысла творчества, и от произведения как от культурного текста.

     Предлагаю поработать сразу в двух ракурсах. Кто желает исследовать личность творца?

     (Сразу же учитель выдаёт раздаточный материал (фрагменты романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», цитаты из писем Поля Гогена и писем Ван Гога своему брату Тео).         

     Остальные учащиеся работают с произведением и получают пакет с заданием-алгоритмом первоначального восприятия ХО.

      (1. Зафиксируйте письменно свои первые впечатления от картины. 2. Определите, какую функцию выполняет ХО в этой картине:

     - является элементом сюжета?

     - является символом?

     - является средством выражения авторского замысла?

3. Вспомните произведения искусства, в которых в качестве ХО фигурирует обувь).

     Итак, ваша задача – составить представление о личности творца (1 группа) и составить первичное восприятие картины «Пара ботинок».

     (Время работы групп – 2 минуты; звучит фонограмма симфонии №40 В.Моцарта для создания творческой атмосферы на уроке)

     III. Творческая лаборатория «Портрет художника»

     Учитель:

          Ван Гог... Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»

     Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил   жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил  ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.

     А каким представляете вы себе этого художника?

     Отчёты группы, работавшей с литературным материалом. В результате наблюдения вырисовываются следующие штрихи портрета Ван Гога:

     - отверженный, гонимый человек, отщепенец;

    - романтик, влюблённый в жизнь;

    - космический художник, художник стихии;

    - неутомимый труженик;

    - духовно и творчески богатый человек[6]

     Вторая группа делится первыми впечатлениями и определяет роль ХО. В результате появляются следующие записи:

(картина вызывает противоречивые чувства; произведение адресовано больше нашему сознанию; автор заставляет задуматься над жизнью, над смыслом жизни; ХО является средством выражения авторского замысла).

IY. Герменевтический анализ художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок».

     Учитель:

     Лев Николаевич Толстой достаточно критично относился к творчеству импрессионистов (Ван Гог, как известно, относится к течению постимпрессионизма), высказывался категорично по поводу их творчества, но, познакомившись с произведениями Ван Гога, сказал: «Они оцарапают вам сердце». Именно эти слова писателя стали одним из эпиграфов урока.

     - А какой силой воздействия должны обладать произведения, чтобы они «оцарапали» сердце? (Отражать насущные проблемы бытия;  должны тревожить, волновать; обращены к сердцу, а не к разуму; нести правду).

    - А у вас есть такие произведения, которые «оцарапали» ваше сердце?[7]

    - Можно ли отнести картину «Пара ботинок» к числу таких произведений? Чтобы ответить на этот вопрос осмыслим все грани художественного образа.

     1 грань. Наблюдение.

Учитель:

     Внимательно посмотрите на картину и  определите, сколько миров включает художественное пространство полотна.

     (Два: центр картины – это мир человека; вокруг -  другое  пространство)

     В каких отношениях они находятся?

     (Враждебны друг другу; использован приём контраста как светового, так и цветового)

     Вывод (делают учащиеся):

     В картине передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку.

     2 грань. Сопоставление.

Учитель:

     «Нет ничего более художественного, как любить людей». Сопоставьте это высказывание художника с его произведением и докажите, что эта мысль нашла отражение в картине.

     (Осмысление заголовка «Пара ботинок»; роли художественной детали – переплетённые, словно обнявшиеся шнурки).

     Вывод (делают учащиеся):

     Художник передаёт свою любовь к простому человеку.

     3 грань. Эксперимент.

     Представьте, что вы в музее художников-импрессионистов.

     (Демонстрация видеоряда репродукций художников-импрессионистов: О.Ренуар , П. Сезанн ).

     Скажите, пожалуйста, какое место в рейтинге этих картин займёт произведение Ван Гога с точки зрения эстетического восприятия? (Предположительные ответы учеников).

     Учитель:

     У каждого художника своё представление о красоте. Шарль Бодлер, говорил. что «красота – это бесстрастная вечность». Ван Гог не приемлет красивость, не стремится к эстетической привлекательности, считая, что смысл настоящей красоты в другом. В чём, по вашему мнению, красота по Ван Гогу?

      Вывод (делают ученики):

     .

    4 грань. Умозаключения.

     Учитель:

     Творчество Ван Гога экзистенциально: он страстно любил жизнь, любил людей, любил живопись, НО... не стал «мэтром с Больших Бульваров», не достиг материального благополучия, не испытал семейного счастья.  

 

     В результате работы на уроке в тетрадях учащихся будет оформлена такая таблица:

                портрет художника

        произведение художника

     - отверженный, гонимый человек, отщепенец;

    - романтик, влюблённый в жизнь;

    - космический художник, художник стихии;

    - неутомимый труженик;

    - духовно и творчески богатый человек[8]

- передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку;

- передаёт   любовь к простому человеку;

- это гимн человеку-труженику;    

-  ?

 

     


[1] Употребляя   слово «картина», учитель и учащиеся предварительно договариваются, что, конечно, речь идет о репродукции.

[2] Примечание наше – Л.Б.

[3] В случае затруднения с определением дефиниции какого-либо понятия ученики обращаются к словарю урока.

[4] Проекция произведения на экран и работа с иллюстрацией (репродукция выдана каждому ученику).

[5] Условное обозначение художественного образа по первым буквам дефиниции.

[6] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог Ван Гог «Пара ботинок».  

[7] Это деликатный вопрос, поэтому учитель оговаривает, что  ученики называют произведения исключительно по желанию

[8] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог;  Ван Гог «Пара ботинок».  


 

Комментарии

Кужелева Наталья Александровна

Когда я училась в 7 классе, появился новый предмет МХК. Нам рассказывали о картинах. Это оказалось интересным на всю жизнь. Работая воспитателем в д/с, я стремлюсь, чтобы дети хотя бы их увидели, для глубокого прочувствования и понимания они ещё не готовы. Можно посмотреть у меня в Окружающий мир занятие о Пирогове или Право на культуру, но там картины - только иллюстрация. Приём для прослушивания классической музыки (малышам неинтересно, хоть бы не разбаловались) - я села за рояль и имитировала игру на нём. Дети впервые видели меня за инструментом. Потом, не дожидаясь конца музыки встала - ещё удивление: меня у рояля нет, а музыка есть. Но у нас с Вами разные задачи, и приёмы разные. Я работаю под Вас, стараюсь накинуть первую петельку на спицу, надеясь, что потом им встретятся такие педагоги, как Вы, и смогут их поистине заинтересовать. Я не могу сказать спасибо своему учителю за интерес к живописи. Но могу сказать Вам - Ваш труд нужен и вспоминается спустя десятилетия.
Белякова Людмила Михайловна

Спасибо, коллега, за такое прочувствованное письмо. Мне сразу вспомнилось стихотворение, не помню, к стыду, автора: Искусство не паромщик, Не посох, не броня, Не воин и не кормщик, Но волшебство огня. До раны обжигая, Притягивая вновь, Начала нет и края, Искусство как любовь.
Пыжик Татьяна Егоровна

Вот уже второй месяц Томское отделение Рериховского общества организует в нашей школе выставки картин семьи Рерихов. Размещаем их на 3 этаже школы, всё в открытом доступе, без охраны. Что удивительно: всё сохранилось, как в первый день. За весь месяц работы выставки не испорчена ни одна картина или комментарий. Настоящее искусство-великая сила. Сами не ожидали!
Белякова Людмила Михайловна

Разделяю Ваше восхищение происходящим, Татьяна Егоровна. Действительно, искусство творит чудеса, причём, не только с теми, кто создаёт произведение искусства, но и с теми, кто воспринимает его. научиться сердцем проникать в суть художественного образа. открывать и переоткрывать смыслы - это критерий на интеллектуальную и творческую свободу. Как у Дементьева: Пусть другой гениально играет на скрипке, Но ещё гениальнее слушаешь ты.
Ведерникова Наталья Ивановна

Самое обидное, коллеги, что столь нужный предмет сейчас в школах ведется только в 10-11 классе "универсального" профиля (т.е. не профильных). Мне кажется, такой предмет нуже с 1 до 11 класса. У нас же вводится все, что угодно (физультура 3 часа) кроме предмета, действительно нравственно воспитывающего. Знаете, мне очень близок в этом смысле Паравозик из Ромашково, который говорил, что если мы не увидим рассвет - мы опоздаем на всю жизнь. Если мы не научим детей понимать искусство - потом уже не нагонишь. А выставка, коллеги - это замечательно.Недавно в своем кабинете истории на стенде разместила женские портреты (репродукции) 18-19 веков. Все в сохранности.
Микушева Татьяна Альбертовна

Уважаемые коллеги! Тема "Нужно ли искусство современному ребенку?" очень актуальна. Я счастлива, что мне предоставилась возможность вести МХК 6 лет. В следующем учебном году его "забирают" из-за изменений в программе. Очень жаль. Дети научатся считать, решать уравнения, станут опытными пользователями ПК, но не научатся понимать произведения искусства. Становится грустно!
Белякова Людмила Михайловна

Разделяю волнение своих коллег о трудной судьбе предмета "Мировая художественная культура". Я ,в этом плане, счастливый учитель: вот уже 18 лет в школе №35 города Рыбинск этот предмет дети изучают с 5 по 11 класс. Многие "зации" не изменили ситуацию - дети изучают искусство! Надо обладать даром убеждения - во-первых, а во-вторых, создать клуб, когорту,союз (как угодно можно назвать) ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ. А, в-третьих, я уверена, будущее у этого предмета ЕСТЬ

Людмила Михайловна, прекрасный материал . Спасибо.