В.А. Сухомлинский. Парадоксы обучения

Что узнают в стенах школы наши дети, подростки, юноши и девушки о человеке? Какие предметы учебного плана специально посвящены исследованию человеческой личности, мировоззрения, характера? Если не считать литературы, таких предметов в учебном плане нет.

Итак, литература... Наивная вера теоретиков педагогики и писателей в то, что литература в школе является человековедением, не имеет, я думаю, реального основания сегодня.
Дети любят читать Пушкина, Лермонтова, Толстого, Гоголя, но вот начинается "прохождение" произведений этих писателей на уроке, интерес подростка к книге часто начинает гаснуть, В чем же дело? Когда же, наконец, мы перестанем ломать копья вокруг преподавания литературы и придем к какому-то конструктивному решению? Когда, наконец, литература в школе станет в полном смысле человековедческим предметом?
Литература преподается так же, как физика и химия. Предана забвению глубокая специфика, неповторимость литературы как учебного предмета. Нужен ли вообще учебник по литературе? Я буду говорить об этом до конца своей жизни: не нужен. Знать литературу - это совершенно не то, что знать физику и химию или математику, не то, что знать историю, географию. Литература- это прежде всего эстетические ценности, как и музыка. Представим, что урок за уроком, месяц за месяцем, год за годом мы стали бы прививать детям понятия о красоте мелодии, музыкальной фразы, арии, симфонии, оперы, а дети не слышали ничего этого?
То же самое получается со школьным преподаванием литературы. Дети не слышат музыки художественного слова. В основу школьного преподавания литературы положен, по существу, пересказ учебника - учитель урок за уроком очень добросовестно пересказывает "отсюда и досюда", а дети, подростки, юноши и девушки заучивают каждодневно очередную порцию знаний для того лишь, чтобы во время проверки выложить "товар" перед учителем, а после проверки зачастую выбросить. Все это может притупить вкус к прекрасному, исказить представление об эстетических ценностях. Разве не ясно, что идея художественного произведения доходит до сознания лишь через музыку художественного слова, через красоту? Ведь в художественном произведении настолько тесно слиты эстетические и идейные ценности, что препарировать, отделять одно от другого - это означало бы превращать живое человеческое тело в мощи.
Трудно представить себе что-нибудь более нелепое, чем требование, которое по традиции предъявлялось к ученику старших классов: сочинение по литературе должно быть не меньше 8-10 страниц. Кому это нужно и что это даст - уму непостижимо. Пусть ученик напишет две страницы, лишь бы там были его собственные мысли о жизни, мысли, вызванные литературой.

Но литературой не исчерпывается человековедение. Одним из самых интересных учебных предметов была психология. Теперь ее в учебном плане нет. Почему - непонятно. Вез знания элементарных истин по психологии не может быть и речи о самовоспитании, а без него нельзя представить полноценное воспитание старшеклассников. Это еще один довольно интересный парадокс школьной жизни: ученики изучают царствование египетских фараонов и биологические особенности тропических растений, но не получают ни малейшего представления о психических процессах человеческого познания, о памяти, внимании, мышлении. И не только ученик не знает сам себя, но и учитель нередко не знает ученика, потому что курс психологии в вузах изучается довольно поверхностно. Педагогическая и возрастная психология вообще как следует не изучаются.
Больше четверти века назад педология была объявлена лженаукой. В педологии было много вульгарного социологизирования. Но получилось так, что, справедливо разбив педологию, "выплеснули" и сам реальный, объективный предмет, который она изучала. Теперь учитель, по существу, имеет весьма слабое представление о методике исследования умственных способностей, памяти, мышления ребенка. Учитель должен приходить в школу вооруженный конкретными методами человековедения; подлинная педагогическая культура обучения требует повседневного, вдумчивого, внимательного, научного изучения ребенка.
Да, если бы все учителя по-настоящему знали ребенка, знали мир его восприятий, мышления, чувств, сегодня, может быть, не ломались бы копья вокруг проблемы перегрузки в старших и в средних классах, не было бы справедливых нареканий и жалоб многих старшеклассников на то, что учиться и трудно, и скучно.

Присмотритесь к начальным классам. Коренная перестройка нужна прежде всего здесь. Здесь надо прежде всего научить ребенка учиться. И вот беда как раз и заключается в том, что учитель умеет наполнить голову ребенка знаниями и не всегда может научить думать. Для этого надо владеть специальной методикой, непостижимой для того, кто не знает психологии. Надо проводить специальные "уроки мышления". Может быть, выводить детей в сад, в лес, на берег реки, к ручью. Чтобы дети, любуясь красотой, искали в родной речи свои слова, передающие красоту окружающего мира. Без этого нет творческого мышления.

Понаблюдайте, как читают в некоторых средних и старших классах. Создается такое впечатление, что подчас главные умственные усилия ученика сосредоточиваются не на понимании смысла текста, а на самом процессе чтения.
Беда в том, что многие учителя начальных классов видят в чтении конечную цель учения, а должно быть совсем не так: чтение, как и письмо, должно быть средством достижения конечной цели, инструментом, с помощью которого ученик овладевает знаниями. Чтение в начальных классах должно стать полуавтоматическим; умственные силы ребенка должны сосредоточиться не на самом процессе чтения, а на смысле того, что читается.
Но почему же все-таки так получается, что в начальных классах ученики не овладевают умением думать, читать, писать, наблюдать, выражать мысль? Корни все одни и те же - забвение элементарных закономерностей умственного развития человека. Многие учителя наивно верят в то, что. если ребенок написал правильно предложение под диктовку, значит, он уже овладел письмом, если прочитал без запинки заданное на дом - значит, он уже умеет читать...
Ломаются копья вокруг вопроса о том, можно ли дать начальное образование за три года вместо четырех. Анализируется круг знаний, которые надо дать детям, придумываются все новые и новые - "эффективные" - методы, с помощью которых можно вложить в головы детям необходимый запас знаний... Но при этом почти никто не ставит со всей серьезностью вопрос: что же такое начальное образование? Мне кажется, что необходимость выделять этот этап образования и воспитания диктуется самой природой. Начальное образование всегда будет охватывать ранний период развития человеческого мозга, и как нельзя сократить этот период, так нельзя сократить период начального образования: сколько бы мы ни мудрствовали, а ребенок всегда останется ребенком. Период младенчества человеческого мозга длится до 11 -12 лет. В этот период детей надо научить учиться - и прежде всего научить думать. В этот период надо с огромной осторожностью "прикасаться" к мозговым клеткам. Та "интенсификация", о которой сейчас так много говорят учителям, - это умозрительные заключения, игнорирующие природу ребенка.

Есть еще одна причина того, что в средних и особенно в старших классах трудно учиться,- это недостатки организации учебного процесса, умственного труда старшеклассников. Вместо думания, осмысливания - заучивание. В старшие классы механически переносятся из младших классов не только методы обучения, но и подход к мышлению учащихся. Старшеклассники понимают свой "умственный труд" только как запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение - для ответа учителю, для получения отметок. Они получают ежедневно порцию для запоминания - от 15 до 40 страниц текста учебников по разным предметам.

Сама природа мышления в подростковом и юношеском возрасте требует того, чтобы знания были не только целью, но и средством, инструментом, орудием, с помощью которого приобретаются новые знания. Ученик должен быть не пассивным "потребителем" знаний, а активным исследователем, добывающим знания, открывающим истину. Исследовательские методы умственного труда - это главное условие успеха тех опытных педагогов, у которых ученики не скучают ни на уроках, ни дома за книгой. У умного, знающего душу юношества педагога исследовательское мышление пронизывает умственный труд даже тогда, когда ученики слушают лекцию, следовательно, когда они, казалось бы, пассивно воспринимают знания. На уроках у такого педагога ученики, отвечая на вопрос учителя, мысленно исследуют проблему, а не припоминают текст учебника.
Нельзя забывать, что знания - это понятие многогранное. Знания - это и то, что надо навсегда запомнить, и то, что хранить в памяти не обязательно, надо только осмыслить, понять. В старших классах резко увеличивается количество формул, правил, законов, которые надо запомнить, заучить. Это обстоятельство возлагает на учителей большую ответственность: надо строго определить объем материала, обязательного для запоминания, не допускать заучивания того, что не надо помнить всегда.
Есть еще одна очень важная закономерность процесса обучения: чем больше объем того, что надо заучить, тем больше материала должно только пройти через сознание ученика, тем больше должен он только узнать, но ни в коем случае не заучивать. Здесь существует определенная пропорция, и если эта пропорция нарушится, то получается еще один странный парадокс школьной жизни: чем усерднее ученик заучивает, тем хуже он учится, меньше знает. Для сознательного использования хранящихся в памяти знаний необходим определенный интеллектуальный фон, на котором происходит запоминание. Этот интеллектуальный фон - чтение.

Здесь мы сталкиваемся еще с одним до того удивительным парадоксом, что выводы из фактов с первого взгляда кажутся абсурдом: лучше учится зачастую не тот, кто прилежно сидит над учебниками, а тот, кто много читает, но таких учеников, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Старшеклассники перегружены прежде всего потому, что они мало читают. Я имею в виду то чтение, при котором над головой ученика не висит как дамоклов меч, роковая необходимость запомнить все, что читается. Я имею в виду чтение, при котором происходит игра умственных сил, трепещет и бьет живым ключом мысль. Именно это чтение недоступно тем старшеклассникам, которые стремятся добросовестно затвердить учебник.
Урок - основная форма учебного процесса... Может быть, и основная, но не единственная. Механическое перенесение урока из младших классов в старшие, на мой взгляд, сослужило школе плохую службу: процветает школярство, юноши и девушки, как маленькие дети, записывают в дневник, от какой страницы до какой учить урок, на какой странице задача, которую надо решить. Опыт передовых учителей убеждает, что системой обучения, которая учитывала бы возрастные силы и возможности старшеклассников, могла бы стать лабораторно-лекционная система. Главной, принципиальной особенностью этой системы является то, что ученикам не дается все в готовом виде, им не отводится пассивная роль "потребителей знаний". Основные узловые проблемы темы, раздела программы учитель излагает в лекции. После лекции идет самостоятельная работа: исследование, изучение, штудирование теоретических проблем, выполнение практических работ, решение задач, составление тезисов, чертежей, таблиц, схем и т. д. При изучении той или иной темы лабораторно-лекционная система отводит значительное место рефератам, докладам, отчетам учащихся как на теоретические темы, так и по вопросам, связанным с выполненными практическими работами. Рефераты составляются на основе изучения различных источников, а не только учебника. Во многих случаях, особенно на занятиях по предметам естественного цикла, изучение материала начинается не с лекции учителя, а с самостоятельной практической работы, с наблюдений над явлениями природы, труда.
В лабораторно-лекционную систему включается еще один очень важный вид творческого труда: занятия старшеклассников с детьми младшего и среднего возраста - кружковцами, чтение докладов на научно-естественные темы для младших товарищей. Знания становятся по-настоящему прочными и осознанными лишь при том условии, когда человек передает их другим людям. Кстати, это одно из самых важных условий формирования убеждений.

Но все это можно осуществить лишь тогда, когда в начальных классах дети научились учиться. Без прочной основы этого умения, выработанного в начальной школе, трудно облегчить умственный труд старшеклассников, сделать его интересным, творческим.


Литературная газета . - 1965 . - 16 сентября

 

Комментарии

Бурнашова Тамара Ивановна

1965 год!!! Вот уж поистине всё новое - это давно забытое старое! Совсем недавно мы стали говорить о том, что школьник должен сам добывать знания. Сейчас школа всё-таки приближается к написанному В.А.Сухомлинским: "Главной, принципиальной особенностью этой системы является то, что ученикам не дается все в готовом виде, им не отводится пассивная роль "потребителей знаний". Основные узловые проблемы темы, раздела программы учитель излагает в лекции. После лекции идет самостоятельная работа: исследование, изучение, штудирование теоретических проблем, выполнение практических работ, решение задач, составление тезисов, чертежей, таблиц, схем и т. д. При изучении той или иной темы лабораторно-лекционная система отводит значительное место рефератам, докладам, отчетам учащихся как на теоретические темы, так и по вопросам, связанным с выполненными практическими работами. Рефераты составляются на основе изучения различных источников, а не только учебника". Обязательно поделюсь с коллегами этой статьёй. Спасибо.

Бурнашова Тамара Ивановна

Помню, в 90-е годы я увлеклась методикой преподавания Ильина. Темы уроков литературы по его методике: "Как ждать ребёнка" по роману Л. Толстого "Война и мир" , "Что вытирает наши слёзы" (Фадеев "Разгром" ) и другие. Сколько я испытала нападок со стороны коллег и родителей: чему она там учит, как готовит к экзаменационному сочинению в 8-10 страниц!

Иващенко Ирина Ивановна

Я тоже считаю .что основой начальной школы является обучение чтению.Чтение с пониманием, а не просто озвучивание текста. Введение новых стандартов способствуют выработке навыка осмысленного чтения.Это заметно по ещё небольшому опыту работы в условия введения стандартов.

Маратканов Сергей Михайлович

Если ученика не научили в начальной школе правильно читать (осознано и быстро). То что с ним делать в старших классах? Иногда ученик 3-4 минуты читает условие задачи. И хорошо если понял содержимое. В таких случаях математик или физик не сможет качественно выполнить программу по своему предмету.

Кушнарева Галина Федоровна

Согласна с Сергеем Михайловичем. Ученик, не умеющий читать осмысленно, не может научиться решать задачи, да и не только...

Пахалюк Светлана Иосифовна

Мне очень понравились предложения:"Но все это можно осуществить лишь тогда, когда в начальных классах дети научились учиться. Без прочной основы этого умения, выработанного в начальной школе, трудно облегчить умственный труд старшеклассников, сделать его интересным, творческим." Что понимать под "научились учиться"? Научились читать бегло и осознанно? Решать по алгоритму? Чётко выполнять правила? Что???? Или научились слышать и слушать? Научились искать и добывать нужную информацию? Научились из многого найти одно, которое, по его мнению, является важным? Научились мечтать, фантазировать, создавать что-то новое на платформе старого???? Чем мы должны облегчить жизнь старшеклассников?? Мы опять... прыгаем в воду не зная броду.Выдвигаем новые требования(со старыми оборотами) и возмущаемся, как это все не понимают? Что тут не понять? Всё же прописано. Ребёнка прописать нельзя. Это я точно знаю. Он возьмёт то, на что способен. И выше планки не прыгнешь.Дети, приходящие в школу, бегать не умеют. Сгибать правильно ногу не могут. Лазить по лестницам не умеют. Но зато в 3 года их учат читать, английскому языку, математическим приёмам.... Всему своё время и у каждого оно своё. Никогда лето не придёт раньше весны, а зима не будет раньше осени.

Кустова Елена Владимировна

Как мама четверых учеников, скажу прямо: " Что имеем, то не ценим, потерявши плачем"! То, что было в советской системе образования, утрачено, и не сейчас мы поймем, что было правильно. Но во, например, чтение в младших классах " на минутку" надо срочно отменять. Мало того, что дети разучились читать выразительно, они еще и не успевают осознать текст. И таких глупостей в современной школе полно. Если бы спросили совета, я бы собрала большое собрание родителей, учителей, медиков, ученых и вместе принимали решение о реорганизации современной школы, об улучшении качества образования.

Драгина Кристина Борисовна

Согласна с тем, что педагоги в основном не владеют знаниями по особенностям возрастного развития( синзетивным периодам).Работаю с дошкольниками по развитию познавательных процессов и заметила такой пародокс: чем больше детей( в основном это проблемма детского сада) учат пересказывать и сочинять рассказы по теме или картинке, тем сложнее им это делать. А дети, которых сочинять не учили делают это легко и не принуждённо. И на мой взгляд пересматривать систему образования надо начинать с дошкольного, не ограничиваться только школой, но и добавлять дополнительное образование. Тоесть должен быть комплекс с единой целевой составляющей.

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Да, преемственность детского сада и начальной школы должна быть обязательно. К сожалению, этого нет.

Заморовская Татьяна Ивановна

Согласна, но хочется дополнить, что преемственность должна быть обязательна:детского сада, начальной школы, основной, средней, высшей школ. У нас этого порой не наблюдается.Отсюда и проблемы.
Согласна с коллегами еще в том , что основная база знаний закладывается в начальной школе: ученик, не умеющий читать осмысленно, не сможет ничему научиться.

Зарьянова Марина Кирилловна

Сейчас по этому пути идет программа "Мир открытий" автор Петерсон, причем обеспечивая преемственность с 4 лет. Она пока экспериментальная, но посмотрим, что будет через 3-5 лет. Заработает ли предложенный метод? Или мы снова невнимательно читали классиков педагогики?