Что должны знать взрослые о детях, или о страданиях взрослых про технологическую инакость нового поколения. Тезисы.

Аксельрод Ася Львовна

Родителям, школьному учителю, педагогу ДО важно знать вообще об особенностях детей.

В частности, о возрастных особенностях – этого знания часто нет, отсюда неадекватные ожидания, требования, лишение поддержки, наказания. Об особенностях развития детей, о динамике этого развития, о том, что такое гетерохронность развития, о потребностях каждого возраста, и о потребностях, не зависящих от возраста, о том, что мальчики и девочки развиваются по-разному.

О том надо (странно, казалось бы – свобода знать, о чем хочешь, а – нет, хочешь быть с детьми, знай про детей), что ребенок – это человек. Не мелочь пузатая бесправная «по имени «заткнись», не тот, при котором можно говорить о нем же в третьем лице и что угодно, и т.д.

Оказывается, у него есть чувство собственного достоинства (если не успели вытравить), он что-то думает, чувствует, чем-то живет, дорожит, и т.д. Оказывается, его нельзя бить, включая «шлепнуть», «легонько», «любовно». И орать истерически на него тоже лучше не надо, мало отличается от «бить».

И ставить двойки в воспитательных целях – не только глупость, но и насилие.

Что «хочу» - это не «каприз», а если «ничего нельзя», то и нет смысла хотеть что бы то ни было, включая профессию, семью, жизнь.

Когда этот минимум освоен, тогда, конечно, можно про новизну условий их жизни в мире, где много гаджетов, более того, где избыток зависимости от гаджетов, программ, информации, про то, как они в этом с рождения живут. Адаптируются быстрее взрослых, по-детски быстро перестраиваются с одной версии программы на другую, с одного гаджета на другой. Уже лет двадцать, а, наверное, и больше, круче взрослых осваивают компьютеры, любые программы, само программирование, быстро становятся профессионалами в этом, выходят на один уровень даже с молодым взрослым, превосходят его.

Не имея жизненного опыта взрослого, той, по крайней мере, части опыта, которое относится к миру вне информационных технологий, они в технологиях часто компетентнее, и это может выглядеть круто, но вообще - быть крутым в пространстве своей жизни нормально. Если во дворе есть футбольное поле, нормально кому-то быть крутым в футболе.

Дети живут в социуме реальном и в социуме виртуальном, как в пересекающихся пространствах, общаются и там, и там. Взрослому хорошо бы вникать, если допускают его, в то, что происходит в этих социумах, не для контроля, а для понимания своего ребенка.

Мне кажется, что, если взрослый знает про детей только техническую сторону, то, что касается их компетентности в сфере информационных технологий, и не знает о них ничего другого специального, но тоже отличающего их от взрослых людей, он может относиться к ним, как к существам чуждым, непостижимым, противопоставленным ему.

Понимания тогда ждать не приходится.

 

Комментарии

Гулиева Надежда Алексеевна

Спасибо, хорошие тезисы для всех, читали бы родители.

Даценко Оксана Александровна

согласна,как сложно донести это родителям (но всем,но многим).а что касается педагогов,то либо есть любовь к детям и желание с ними работать,отсюда и понимание всего ранее перечисленного,либо нет любви и это принять сложно,тогда только механика,но хотелось бы таких людей в образовании исключить.