Моя методическая проблема.
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Цель моей работы: проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности школьников на уроках английского языка .
Задачи:
- изучить и проанализировать педагогические исследования по проблемам познавательного интереса ;
- систематизировать различные виды игровых технологий для формированию познавательного интереса обучающихся;
- экспериментально проверить эффективность использования игровых форм.
Дети любознательны и с интересом начинают изучать иностранный язык, который является для них чем-то новым, необычным, поэтому для успешного обучения языку для меня как учителя , важно сохранить этот интерес как можно дольше, создать положительную установку на дальнейшее изучение иностранного языка, пробудить интерес к жизни и культуре страны изучаемого языка..
Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится.
Все мы знаем, что главной целью в обучении иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции школьников. Основными задачами обучения являются развитие самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышение его информационной культуры и, как следствие, формирование устойчивой мотивации изучения иностранного языка. Поэтому на своих уроках я стараюсь применять разнообразные педтехнологий , которые служат средством повышения мотивации моих учеников при изучения иностранного языка.
В данной возрастной категории я выбрала ИГРУ. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.
Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.
Любой урок должен быть увлекательным, вызвать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. И от того каким будет начало урока, зависит многое. Начало урока всегда должно быть эмоциональным. Можно начать урок весёлой музыкой. Я люблю начинать урок так называемой “игровой завязкой”. В гости к детям приходят сказочные герои, животные.
Всё это позволяет создать эмоциональную атмосферу урока, и самое главное это то, что появление сказочного персонажа, становится той мотивацией, без которой невозможно развитие всех познавательных процессов и обучение речевому общению.
На своих уроках я использую маски. Это маски, приобретённые в магазине, или нарисованные, или просто сделанные из картинок с полоской для того, чтобы их надеть на голову ребёнка.
При использовании игровых технологий у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение.
Функция игры.
Хотелось бы отметить обучающую функцию игры. Игра, как ситуативно-вариативное упражнение, создает возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Кроме того, игра выполняет эмоциональную, мотивационную функцию.
игра выполняет и воспитательную функцию. Игра несет в себе нравственное начало, так как делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Благодаря игре, дети учатся работать в парах, группах, учатся слушать друг друга, чувствовать ответственность друг за друга, помогать членам своей команды.
Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
На протяжении всей своей работы я стараюсь использовать самые разнообразные методы и приёмы, находя это в методической литературе и придумывая сама.
1. Уроки с использованием музыки и песен снимают напряжение и усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре страны изучаемого языка.
2. Исполнение песен под фонограмму или «караоке» способствует совершенствованию произносительных навыков, одновременно развивая навыки аудирования и эмоционально окрашивая занятие.
Нельзя забывать о наглядности. Она стимулирует создание смысловых образов. Для этого я использую игрушки, картинки, карточки, таблички, лото.
Я использую разные виды творческих заданий для младших школьников на своих уроках английского языка. Мы составляем сказки, загадки, разучиваем короткие стихи и игровые двустишия для тренировки грамматических явлений, подбираем слова в рифму к данному слову, составляем кроссворды. Ребята очень любят составлять кроссворды. Здесь они проявляют не только уже усвоенные знания английских слов, но и имеют неограниченные возможности для расширения своего словаря.
При составлении загадок дети выходят на принципиально новый этап применения знаний – выявление характерных особенностей предмета или явления, а самое главное, формулирование, описание, оформление всего этого в предложение на английском языке. Так, мы составляли загадки по темам «Животные», «Еда», «Мебель» и др. Ребят привлекал момент тайны (никто не знает, что ты загадал).
Ребят 1-2 классов приводит в восторг в ролевой игре то, что они могут воплощаться в разных образах, примерить на себя любую роль. Дети очень любят разыгрывать беседы с мягкими игрушками, изменяя голос, придумывая вопросы или ответы за своего героя.
На этапах закрепления и повторения я использую игры с пенями и движениями? В них язык употребляется в реальном контексте. Песни и рифмовки помогают выработать правильное произношение и интонацию. Более того, использование песен способствует запоминанию новой лексики и повышает желание учиться. Песни и движения создают атмосферу праздника и непосредственности.
Но, используя игры, всегда помню, что:
1.Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры.
2.В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся.
3.Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.
4.Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.
Результаты экспериментальной работы
Каждой параллели учащихся 2,3,4, 6, 7, была предложена анкета с целью выявления отношения к английскому языку.
Анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы. На вопрос, какие формы работы на уроке тебе нравятся ребята давали самые разнообразные ответы: разыгрывать диалоги, читать, писать, петь песни, играть, выполнять домашние работы. Все ответы разделены по трем видам деятельности: письмо, чтение, говорение (игровые формы). В результате игровые формы работы на уроке во втором классе занимают 54%, в пятом– 69%, в шестом – 50%. Статистические данные представлены на рисунке 1.
В дальнейшей своей работе я планирую систематизировать игровые технологии, а так же освоить новые методы и приемы в своей работе.
Таким образом, комбинируя элементы разных педтехнологий на уроках английского языка, приучая учащихся к самостоятельной работе, обращаясь к мыслям и чувствам каждого ребенка, можно сформировать мотивацию к изучению иностранного языка.
И закончить своё выступление я бы хотел словами мудрой китайской пословицы:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Но позволь мне это сделать, и это станет моим навсегда…