Принцип дифференцированного обучения на занятиях верховой ездой с подростками.

Как часто в современном мире нам встречается понятие «инновация»? Инновационная деятельность, продвигающая вперед прогресс, охватывает все области человеческих знаний. Понятие «инновация» в переводе с латинского означает «обновление, новшество или изменение». Но разве в коном спорте нужны инновации? Многие могут задать закономерный вопрос — а изменилось ли что-то в обучении верховой езде с тех времен, что человек сел верхом на лошадь? Все та же лошадь с четырьмя ногами, головой и хвостом. Да даже то, что подходят к лошади с левой стороны уходит корнями в далекую историю. Однако и эта сфера дополнительного образования требует к себе инновационного подхода.
О пользе верховой езды написано очень много умных книг. О том как научиться ездить верхом на лошади — не меньше. Популярность конного спорта возрастает с каждым годом. Становится престижно уметь ездить верхом. На страницах глянцевых журналов, в различных телепередачах мы видим известных политиков, артистов, общественных деятелей, бизнесменов в компании с лошадью. Все больше родителей приводят детей заниматься в конно-спортивную школу, да и дети постарше с желанием приходят на занятия. Но одного желания научиться ездить верхом мало для достижения высоких результатов. Именно инновационный подход к преподаванию позволяет заинтересовать детей и помочь им достичь успеха в конном спорте.
Обратимся к реалиям современной конно-спортивной школы. Обучение групповое, а физическое и психологическое развитие детей очень и очень различно. И вот тут на помощь тренеру-преподавателю приходит дифференцированное обучение. Приемы дифференцированного обучения, которые используются в ежедневной работе тренера-преподавателя: уточнение и конкретизация критериев, по которым будет осуществляться дифференцированное обучение; использование дифференцированных заданий с учетом результатов предварительной диагностики учащихся; разработка или использование уже готовых заданий, которые позволяют осуществить дифференциацию учащихся по избранному критерию. Конечно же сразу следует оговориться, что в одной группе не окажутся делающие первые шаги в обучении верховой езде и уже имеющие стартовый опыт дети, даже если они одной возрастной группы. Согласно дополнительной образовательной программе по виду спорта «Конный спорт», по которой работают тренеры-преподаватели детско-юношеской конно-спортивной школы с. Красный Яр, к учащимся на каждом году обучения предъявляются определенные требования.
Для примера возьмем группу начальной подготовки второго года обучения. Итак, по каким требованиям набираются дети в данную группу: возраст 12-14 лет, умение самостоятельно седлать лошадь; умение ездить шагом, рысью и галопом. Что нужно уметь к концу учебного года: освоить выездку на уровне «детских» езд и/или научиться преодолевать препятствия высотой до 80 см. Именно на этом этапе обучения встает выбор — заниматься выездкой или конкуром, а кто-то уже и принимает окончательное для себя решение. И это не значит что кто-то хуже или лучше, просто более ярко выражены способности к тому или иному виду конного спорта. Здесь колоссальный труд тренера-преподавателя. Помочь раскрыться ребенку, выявить его сильные стороны. И самое главное — не дать бросить занятия, уйти из школы при неудачах или проблемах с выбором. При той категоричности, которой отличаются многие подростки в этом возрасте, стремлении выделиться любым путем создать в детском коллективе комфортный для существования каждого ученика микроклимат. Особенность обучения верховой езде заключается в том, что в учебном процесс есть еще один участник, живое существо со своим характером и способностями — лошадь. Как и человек каждая лошадь индивидуальна, требует к себе особо подхода. Подбор ребенку четвероногого партнера — один из сложнейших моментов в работе тренера-преподавателя. Только слаженная работа спортивной пары — человек плюс лошадь — может принести победу. Поэтому обучение верховой езде можно разделить на три основных пласта: работа с ребенком, работа с лошадью, работа со спортивной парой.
Одним из интереснейших моментов при подборе пары можно назвать проведение соревнований, в которых учащиеся выступают на лошадях, доставшихся им по жребию. Этот прием используется и в конкуре и в выездке. Не ранее чем за два часа до старта проводится жеребьевка, самый волнительный момент для ребят. А для тренера-преподавателя это возможность отследить психологическую подготовку ученика. На старте же раскрываются умения юных спортсменов применять полученные знания и навыки в стрессовой ситуации, способности к самостоятельному принятию решений, готовность бороться за победу.
Еще одна соревновательная форма применяется в конкуре и называется «Зеркальный конкур». Поле поделено на две части, в каждой из которых размещается одинаковый набор препятствий. Одновременно на старт выходят два участника. В отличие от обычных соревнований задача спортсмена не только чисто преодолеть маршрут, но и быстрее своего соперника. Только победитель выходит в следующий круг. И надо сказать что пары соревнующихся на первый старт составляет тренер-преподаватель как раз с учетом подготовки спортсменов.
Так же для раскрытия максимальных возможностей учащихся используются конноспортивные игры. Лисичка, стойло и другие игры очень нравятся детям. При этом дают прекрасную возможность выработать у детей находчивость, уверенность в себе, быструю реакцию на меняющуюся обстановку. И конечно же команды распределяются согласно спортивной подготовке.
Работа с детьми интересна и сложна. Из каждого своего воспитанника тренеру-преподавателю хочется вырастить спортивную звезду. Но как бы ни сложилась спортивная жизнь ребенка, будет ли он связан с конным спортом, с лошадьми дальше, но главное, что за время нахождения в стенах конно-спортивной школы у него будет сформировано доброе отношение к живому. А это значит бездушности, эгоизму, жестокости не будет места в его жизни.
- Мне нравится (1)
