Главные вкладки

    Новые правила аттестации педагогов - 2018. Краткий обзор

    Новая модель аттестации, которая сейчас проходит апробацию, включает в себя:

    - независимую оценку квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов) – от 0 до 60 баллов;

    - анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности (справка работодателя) – от 0 до 10 баллов;

    - анализ образовательных результатов деятельности учителя – от 0 до 25 баллов;

    - учет мнения выпускников общеобразовательных организаций – от 0 до 5 баллов.

     

    ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы) включают в себя:

    1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету).

    2. Методические компетенции.

    3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).

    4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).

     

    Компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.

    Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативных компетенций на уровне действий проводится анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя:

    • план (конспект) урока,

    • видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции,

    • образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),

    • рефлексивный самоотчет.

    Сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов.

     

    Предусмотрены четыре ступени уровня квалификации учителя, в которых будут меняться лишь уровни сложности заданий:

    1. «Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
    2. Соответствие занимаемой должности УЧИТЕЛЬ – обязательная аттестация.
    3. Первая категория – аттестация по желанию.
    4. Высшая категория - аттестация по желанию.

     

    Переход к новой модели аттестации будет происходить в ближайшие годы. Сейчас ведется апробация разработанной модели, вносятся доработки.

    Апробация не является аттестацией, то есть не имеет социально-трудовых последствий, в том числе не предполагает установления её участникам квалификационных категорий. Объектом исследования в данном случае являются не компетентности учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы.

    Важно также напомнить, что в соответствии с утвержденной «дорожной картой» формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей, а в первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников — после разработки и апробации ЕФОМ по всем предметам, для которых определен период с марта 2017 года по декабрь 2019 года.

    Подробнее о новых правилах аттестации...

     

     

    Комментарии

    Окончательный вариант новой модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения. Выступая перед участниками конференции (9 ноября 2018 год), О.Ю.Васильева сообщила:

    - Мы планируем, что доработанная окончательная версия модели аттестации пройдёт обязательно широкое общественное обсуждение и в окончательном варианте будет утверждена в 2020 году. Что мы выявили на данном этапе апробации? Проблему с оценкой учёта мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съёмки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъёмку. Мы пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно, – сказала Министр.

    Глава Минпросвещения сообщила, что проект профессионального стандарта «Педагог» основан на уровневом подходе к квалификации учителей, в нём «найдут своё отражение и новые должности». Она пояснила, что карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и с введением новых должностей: «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника).

    – У нас есть подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Этот документ призван утвердить в правовом поле новые должности – «старший учитель» и «ведущий учитель», – подчеркнула глава Минпросвещения России.

    Источник: Минпросвещения России

    Заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России С. Д. Ермакова (16.11.2018):

    До декабря 2019 года пройдут апробация и разработка единых федеральных оценочных материалов. В первом полугодии 2020 года Министерство проведёт итоговую апробацию новой модели аттестации педагогических работников.

    С. Д. Ермакова также заявила, что Минпросвещения России планирует ввести новые должности для педагогов: «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника).

    – Мы направим в Правительство согласованные с Минтрудом России предложения. Это будет введение новых должностей: старший учитель – методист и ведущий учитель – наставник. Эти наименования также были проработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с целью сохранения права на досрочное назначении страховой пенсии по старости, других льгот и социальных гарантий, которые предоставляются нашим учителям, – резюмировала заместитель директора Департамента.

    В ходе мероприятия С. Д. Ермакова отметила, что в правовом поле будет закреплено право учителей проходить аттестацию в новом формате – с использованием ЕФОМ, а в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения данной процедуры.

    Источник: Минпросвещения России

    3 декабря 2018 года в ходе круглого стола на тему «Об исследовании компетенции учителей» статс-секретарь – заместитель Министра просвещения Российской Федерации П. С. Зенькович рассказал об основных этапах разработки аттестации по новым правилам:

    2017 - разработана модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

    2018 - модель аттестации прошла апробацию, общественное обсуждение. Внесены поправки.

    2019 - разработка ЕФОМ по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям.

    2020 - итоговая апробация новой модели аттестации.

    Источник: Минпросвещения России