Главные вкладки

    Эссе по теме «Философия управления: движение по горизонтали»

    Смирнова Татьяна Александровна

                                                              Эссе   по   теме

     «Философия управления: движение по горизонтали»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx40.88 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                              Эссе   по   теме

     «Философия управления: движение по горизонтали»

    заочного этапа конкурса      «Лучший директор -2018»

    Директор

    Муниципального общеобразовательного учреждения

    Тушнинская средняя школа имени Ф.Е.Крайнова

    Смирнова Татьяна Александровна

    «Проблем нет.

    Есть задачи,

    которые мы должны решить»

              Ноябрь месяц - период активного участия наших педагогов и учащихся в предметных олимпиадах муниципального уровня.  За один день до олимпиады по технологии (девушки), общаясь с преподавателем технологии и разглядывая творческий  проект - «шедевр» ученицы, я в очередной раз произнесла слова: «Как я Вам завидую, Вы видите «продукт» своей деятельности.  А что делаю Я?». Такой вопрос  я задаю себе периодически в течении шести лет.  

              Имея данную возможность,   в очередной раз «углубиться» в «тайны» своей деятельности,  я   раскрою философию управления. Все начинается с СЕБЯ! Со своего мышления, со  своей профессиональной базы.

               На первом году в должности руководителя я прошла обучение  по программе «Управление в сфере образования» в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г.Саратов 2013год). Далее – обучалась по профессиональной программе «Менеджмент и экономика образовательной организации» (2015г),   по программе «Современная школа -2017г» (г.Москва, 2017г), являюсь членом профессиональной Ассоциации руководителей  образовательных организаций, плюс психологическое базовое образование и многолетняя практика в отрасли маркетинга  позволило мне осуществить анализ своей профессиональной деятельности, увидеть свою деятельность как бы со стороны и переосмыслить ее, что приводит к собственному дальнейшему моему развитию и развитию всей нашей организации.  

                А трудностей оказалось столько, что я и не могла представить.. Катастрофическое состояние здания школы, требующее капитального ремонт. Доходило до того, что приходилось закрывать не только классы, но и верхний этаж здания из-за протечек с крыши, невысокой температуры в помещении.. Я «встретилась» с недовольными родителями,  с учениками, нежелающими учиться, с усталыми, измученными  недостойными условиями труда педагогами. На мой вопрос «Есть ли «дорожная карта» по….?» Получала ответ: «Мы никуда не ездили». Пришлось «выезжать». Но трудность состояла еще в том,  что я являюсь выпускницей данной школы, и 80 % педагогов – это мои учителя и 18  % это мои однокашники. Почему «трудность?» Потому, что меня воспринимали как ученицу и  я не имела опыта в административной деятельности.. Но у меня было огромное преимущество – сильное желание и силы к реализации моих планов в  моей родная школе! Мое убеждение, что  поднять и развить организацию сможет только очень мотивированный человек, подтверждает мой профессиональный  опыт. Моя школа - это мой дом, мой коллектив –это  моя семья, а дети – это наши дети!

             Школа всегда должна шагать в ногу со временем, быть конкурентоспособной, не довольствоваться достигнутым. А это значит, что нужно определить свои цели, поставить перед собой задачи, работать сообща и много, чтобы помочь ребенку познать мир и человека. Учитывая, что у нас СЕЛЬСКАЯ школа, я делаю акцент на положительные стороны.  Благодаря небольшой  наполняемости в классах, обучение осуществляется почти «индивидуально», что должно привезти в итоге к качественному образованию. Но, оказалось, что это не всегда так, и малое количество учеников в классе иногда «расхолаживает» педагогов, им «не интересно».. Удаленность от города, отсутствие  возможности в дополнительном образовании  высококвалифицированными специалистами, пассивность  педагогов в своем профессиональном росте, методической работе, «скорый» уход на больничный при посещении директора школы уроков и т.д. И все эти «минусы» необходимо  было преобразовать в «плюсы».

              С чего начать? Что менять? Как сделать, чтобы дети с радостью ходили в школу, а учителя получали удовлетворение  от своей профессиональной деятельность? Как правильно построить систему управления?

               Управление школой осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия. Основными функциями управленческой деятельности является педагогический анализ состояния учебно-воспитательного процесса в школе, планирование работы, организация деятельности школы, внутришкольного контроля и регулирования жизнедеятельности коллектива школы.

              «Принимает решение тот, кто отвечает» - эта фраза всегда со мной. Важность, ответственность своих решений я осознаю. Но в одиночку с управлением школой не справиться. Любому руководителю нужны помощники. Требуется эффективная команда из инициативных, ответственных и работоспособных педагогов, создаваемая для достижения определенной цели.  Говоря о команде, в первую очередь, я говорю о моем ближайшем окружении, о моих непосредственных помощниках, составляющих со мной единую команду единомышленников. Это административная команда: заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, заведующий хозяйством.  Их функционал затрагивает принципиально разные области. Но позволяет более профессионально подходить к достижению целей управления образовательным процессом, вникать в малейшие нюансы, то есть владеть ситуацией, быть информированным, и, как следствие, оперативнее решать возникающие проблемы и достигать наилучшего результата.

             Для своей команды я выработала принципы: 1. Идем в одном направлении. 2. Обсуждаем каждый шаг, выражаем свою позицию, свое мнение. 3. Взаимопонимание с педагогами. Шагаем рядом!

            Очень важно административной команде планировать деятельность четко и правильно. Планы работы на год, месяц, неделю, день, циклограммы -  неотъемлемый и, по моему убеждению, очень важная часть    в работе. Правильное планирование - это уже 90 % успеха!  Очень важно не переходить ко второму пункту, не выполнив первый и т.д. Систематизировали выполнение  «срочных» и «важных» дел, работу (отчетов и планов) в электронной почте.  К выполнению данной задачи мы идем уже  не первый год, но есть успехи. Данный вопрос мы обсуждаем на еженедельном оперативном совещании, который начинается с анализа предыдущей недели.. Отвечаем на вопрос: куда направляемся! После административного оперативного совещания выносим вопросы на педагогический коллектив. Педагогическим  оперативным  совещанием отвечаем на вопрос: КАК это делаем?

            В условиях дефицита времени, находясь в огромном потоке информации, часто в ситуациях, ранее не встречавшихся, используем прием делегирования полномочий, не только для заместителей директора, но и  «пригласили» педагогов к управлению школой. Важность данного приема я осознала в результате проведения исследования педагогов, используя тест-опросник «мотивация и стимулирования персонала», предложенный в программе «Современная школа -2017г» (г.Москва, 2017г). Педагоги школы выделили: важность в коллективной работе, хотят быть самостоятельными, не против и «поруководить». Испытав на практике методы принятия управленческих решений,  (метод “мозгового штурма", дискуссия, “деловая игра", регламентный метод и др.), мы плавно перешли к методам их выполнения (методы коллективной и индивидуальной мотивации, административные методы и др.). Заместители директора, руководители методических объединений, руководители структурных подразделений, наставники  получили возможность  оценить другого, выступая в качестве эксперта, свободный доступ каждого педагога к анализу его деятельности, оцененной другими экспертами, что позволяет делать анализ собственной работы более квалифицированно, своевременно вносить коррективы. Особенно это эффективно в работе с молодыми специалистами (4 молодых специалиста).  Во всех, вышеуказанных, случаях, устанавливаются связи  учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка. Творчески работающие педагоги объединены в “мини-команды” с определенными задачами. Таким образом, я наблюдаю здоровую конкуренцию среди педагогов. А хорошая конкуренция - залог развития!   Таким образом,  распределяя полномочия по управлению школой, распределилась и  ответственность за результаты учебно-воспитательного процесса. 

                И так, первоначально работая по принципу «сверху-вниз», целенаправленно, но не так быстро перешли на позицию «снизу-вверх». Принцип говорит о том, что ждем инициативу снизу, естественно мотивируя педагогов к этому шагу. Такой принцип я «переняла» из опыта Московских школ (конференция «Современная школа -2017г»). При посещении школы в г.Москва нас окружили педагоги с целью  создания совместных проектов. Секрет раскрыл руководитель образовательной организации: педагоги  зарабатывают баллы для стимулирующей части. Стимулирующий фонд нашей организации не достаточно высок, поэтому мотивировать премиями, надбавками  наших педагогов не очень легко.

            Столкнувшись с «не желанием проявлять себя» и  тянуть коллег вниз,  я изучила  данную тему   и  разработала управленческий проект «Совершенствование системы стимулирования и мотивации педагогов в образовательной организации».  (сайт"https://nsportal.ru/smirnova-tatyana-aleksandrovna" > Жизнь чудесна!.)  Все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Ответить на данный вопрос мне опять же помог тест-опросник «мотивация и стимулирования персонала». Я предложила коллективу множество методов  и приемов мотивации: премии;  обобщение опыта работы, сообщение о нем в различных средствах массовой информации, аттестация на более высокую квалификационную категорию, предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам, привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп; перевод на самоконтроль, предоставление большей самостоятельности в действиях; предоставление дополнительных полномочий, организация  внутришкольных конкурсов, направление на городские конкурсы, рекомендация на присвоение званий, благодарственные письма, грамоты..

                    Для воплощения  в реальность управленческого проекта, необходимо «быть в курсе всех дел», т.е. знать  истинное  положение дел в педагогическом или ученическом коллективе. Знать потребности своих педагогов и своих учеников, создавать условия для реализации своих потребностей (психологические, материальные и т.д.).

                   На данный момент здание МОУ Тушнинская СШ имеет обновленный вид: сделан капитальный ремонт в школе, закуплено и закупается новое оборудование, меняется старая мебель.  Проект «Создание и организация развивающего пространства в сельской школе» реализован: школа разделена на зоны (тематические этажи), выполняющие каждую свою функцию.  Условия пребывания в нашей школе созданы!

            Педагогический коллектив «созрел» для реализации инновационных проектов.

            Системно (один раз в 6 месяцев) проводим межрайонные, областные семинары.

            Пять педагогов (из 22) являются руководителями районных методических   объединений.

           Высшую категорию имеют 7 педагогов (из 22).

           В школе работают 4 молодых специалиста.

          Пока не имеем учащихся, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов.

           Привлечены организации дополнительного образования г.Сенгилей, г.Ульяновск (дзю-до, тхэквондо, танцы, вокал).

         В школе комфортная, благоприятная обстановка. Это отмечают и родители, и педагоги, и конечно, наши ребята.

         Я благодарю организаторов конкурса за предоставленную возможность – в очередной раз проанализировать свою деятельность. И ответить на вопрос: ЧТО ДЕЛАЮ Я?