Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие для преодоления проблем адаптации к социальным институтам детей с нарушением интеллекта

Латыпова Гульнара Азатовна

Данная статья отражает опыт работы по формированию социальных компетенций обучающихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). В статье представлена коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа "Я.Ты.Мы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-7_klassy_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.doc135.54 КБ

Предварительный просмотр:

Латыпова Гульнара Азатовна, педагог-психолог

КОУ «Сургутская школа для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое сопровождение

 как необходимое условие для преодоления проблем адаптации

к социальным институтам  детей с нарушением интеллекта.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью  в коррекционных учреждениях направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и ориентация обучающихся с нарушением интеллекта существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно- отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

  Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Наблюдается тенденция к частой смене работы, не всегда объективно – обоснованная неудовлетворённость заработком; имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Предприятия, где работают окончившие коррекционную школу дети, предъявляют к ним  серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники  не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду.  Это обусловлено тем, что наши дети:

- не могут  взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- специфические потребности в общении;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;

- неспособность обучающихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности.

Формирование социальной и жизненной компетенции у обучающихся коррекционной школы  - это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, в том числе и от того: какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции, сформирована ли положительная мотивация  и насколько всё это интересует детей.

Разработанная нами программа «Я. Ты. Мы.» относится к коррекционно - развивающим психолого-педагогическим программам работы с обучающимися 5-7 классов школы для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Актуальность данной программы обусловлена тем, что необходимым условием является подготовка детей к самостоятельной жизни, то есть, формирование у них жизненных и социальных компетенций.

Работа по формированию социальных компетенций у детей, имеющих легкое интеллектуальное нарушение, наиболее эффективна в среднем звене школы (5-7 класс). В школьном возрасте происходит осознание ребенком самого себя, своих особенностей, своих возможностей, своего места в коллективе и обществе.

Учитывая социальный запрос и актуальность проблемы социализации обучающихся, нами была разработана коррекционно-развивающая программа, целью которой явилось: создание психолого-педагогических условий для развития социальных компетенций у младших подростков, имеющих легкую степень снижения интеллекта.

О качестве созданных психолого-педагогических условий будет свидетельствовать наличие развития социальных компетенций.

Программа «Я. Ты. Мы.» носит компилятивный характер и составлена на основе программ Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников», Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я», С.В. Кривцовой «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классе».

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Предложенная нами структура разработана с учетом психофизиологических особенностей обучающихся в 5-7 классах школы.

Основные методы психолого-педагогического воздействия и техники:

  • организация совместной продуктивной деятельности
  • игровые методы (игры на взаимодействие, развитие навыков общения);
  • моделирование проблемных ситуаций и поиск выхода из них;
  • сюжетно - ролевые игры по развитию коммуникативных навыков;
  • элементы сказко-терапии (анализ сказок, рассказов);
  • визуализация;
  • телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
  • элементы арт-терапии (свободное, тематическое рисование, монотипия);
  • проективные методики вербального и рисуночного типа.

Программа занятий рассчитана на 3 года, при этом материал занятий частично повторяется и усложняется от года к году. Данная организация занятий обеспечивает постепенное усвоение необходимых знаний и умений, позволяет обучающимся глубже понять содержание занятий психологии. Каждая часть программы рассчитана на 1 учебный год, однако содержание предыдущих частей может дублироваться для лучшего его усвоение.

1 часть программы («Я») направлена на самопознание, на понимание того, какие эмоции владеют человеком и как можно овладеть своими эмоциями, на познание своих особенностей, своих сильных качеств (для обучающихся 5-х классов).

2 часть программы («Ты») направлена на познание особенностей взаимодействия в парах, развитие дружеских чувств и стремление иметь близкого человека (для обучающихся 6-х классов)

 3 часть программы («Мы») направлена на осознание принадлежности группе, классному коллективу, пониманию себя как части общества и основных правил поведения в группе и обществе(для обучающихся 7-х классов).

Содержание каждого занятия по теме может быть вариативным и зависеть как от особенностей группы детей, так и от их эмоционального состояния в данный период времени.

Результатом нашей работы может служить наличие положительной динамики развития социальных компетенций по предложенным нами критериям.

Результаты реализации программы трудно представить в количественном виде, т.к. развитие будет, в большей мере, зависеть от специфики развития каждого учащегося. Кроме того, в рамках проведения мониторинга мы можем с большей вероятностью судить о наличии развития, характере динамики, но не можем отследить количественные показатели развития социальных компетенций.

Проявления результативности программы могут быть значительно отсроченными во времени, так как способности ребенка будут проявляться и развиваться в ситуациях реального взаимодействия даже по окончании школы.

Мы предполагаем, что в ходе реализации программы обучающиеся 5-7 класса смогут понимать и принимать себя, видеть свои сильные стороны. При условии активного участия смогут лучше понимать окружающих, выражать свои чувства, преодолевать свои трудности в поведении, развивать свои способности, уметь противостоять чужому влиянию, а значит - суметь сохранить свое психологическое здоровье.

Организация внутреннего контроля за реализацией программы: данная программа прошла внешнюю и внутреннюю экспертизы, была рекомендована для реализации в условиях специальной коррекционной школы. Внутренний контроль осуществляется заместителем директора по научно-методической работе согласно плану, утверждаемому руководителем учреждения 2 раза в год (сентябрь, апрель).

Качественные и количественные критерии оценки планируемых результатов. Оценивание результативности программы проводится 2 раза в год в соответствии с диагностическими методиками, утвержденными методическим объединением специалистов службы ППМС сопровождения.

Компонентами социальной компетенции являются знания, социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и качества личности, способствующие эффективному взаимодействию участников общения. Поскольку социальная компетенция и составляющие ее способности и умения имеют возрастную специфику и могут формироваться и развиваться неравномерно, мы считаем, что оптимальной системой их контроля является мониторинг.

Социальные компетенции, реализуются в поведении, поступках и реакциях человека и проявляются в ситуациях общения и социального взаимодействия. Следовательно, условиями проявления качеств личности и способностей в процессе мониторинга можно считать создание позитивного коммуникационного климата, и создание реальных и условных ситуаций из сфер социального общения и взаимодействия.

Оптимальными и доступными методами исследования для осуществления мониторинга являются гипотетический метод и метод научного наблюдения. В качестве дополнения картины развития обучающихся нами используются проективные методики: методика Прихожан; методика «Дерево» и опросник школьной тревожности Филипса.

Новизна программы состоит в подборе наиболее эффективных приемов для формирования социальных компетенций посредством деятельностного подхода.

По нашему мнению, формирование социальных компетенции, в большей степени, зависит от развития эмоционально-волевой сферы.

Список литературы:

  1. Вачкова И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2007. - 144с.
  2. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под научн. Ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2005. - 256с.
  3. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред. И сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 176с.: ил.
  4. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2005. - 182с.
  5. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - 2-е изд, стер. - М.: Генезис, 2007. - 122с.
  6. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). - СПб.: Речь, 2007. - 216с.
  7. Тренинг по сказкотерапии/ Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2007,- 176с.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3- е изд. - М.: Генезис, 2009. - 344с.