Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Хажики Зарина Алдын-ооловна

Формирование

эмоционального интеллекта на уроках английского языка. 1 слайд

Доброе утро, уважаемые коллеги, начну сразу с вопроса, почему неуспевающие ученики часто оказываются успешнее тех, кто годы потратил на обучение? Приведу один пример;

слайд 2 Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: «Ваш сын гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами». Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома». Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери, он стал одним из величайших гениев своего века». Я думаю, это письмо заставляет задуматься. Не торопитесь давать детям определение «Он необучаемый».

И это несмотря на то, что мы в процессе подготовки  к уроку, опираясь на ФГОСы преследуем личностные цели, но это не всегда срабатывает, почему?

Возможно, имелись в виду проблемы, связанные с недостаточным учётом индивидуальных особенностей учащихся при подготовке урока, несмотря на то, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на развитие личности.  

Вот некоторые из возможных причин:

  • Шаблонная структура урока.
  • Перегруженность учебного материала.
  • Недостаточное внимание к применению знаний,
  • Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения,
  • Односторонний подход к дифференциации обучения,

Чтобы преодолеть эти проблемы, учителю важно учитывать:

  • Субъективный опыт учащихся. При организации урока нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в опыте учащихся.  
  • Психологические особенности учащихся. Нужно знать эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учащихся,
  • Эмоциональное состояние учащихся, а также их морально-этические и нравственные ценности.  

Ещё важно создавать атмосферу непринуждённости на уроке, дружелюбные, уважительные отношения между учителем и учениками. Никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет таких отношений. 

См. Слайд 3  Каждому, я уверена, есть, что сказать по этому поводу, на основании работ американского ученого Даниэля  Гоулмана (1995г.) По мнению американского ученого ЭИ в 4 раза важнее, чем интеллект академический. На сегодняшний день можно сказать, что эмоциональная  сфера у детей не развивается и, несомненно, это отрицательно сказывается на полноценном развитии личности.

Слайд 4 Психолог Дэниел Гоулман выделяет четыре ключевые сферы, составляющие его фундамент: самосознание, самоуправление, социальная осведомленность, управление отношениями. Развитие эмоционального интеллекта - важный шаг на пути к личному и профессиональному росту. Практические советы и упражнения из книги Дэниела Гоулмана помогут вам развить навыки управления эмоциями, улучшить коммуникацию и развить эмпатию (умение распозавать эмоции). Применяя эти знания в повседневной жизни, вы сможете стать более успешным, счастливым и уверенным в себе человеком.

На сегодняшний день можно сказать, что эмоциональная  сфера у детей не развивается, отсюда куча проблем: родители заняты, в лучшем случае водят детей на кружки, репетиторства, секции, телефоны это еще один бич, абсолютно не развивают эмоциональную сферу, всего этого не достаточно для полноценного развития личности.

Формирование эмоционального интеллекта как раз направлено на развитие личностного результата, ведь по обновленным ФГОС понятие эмоционального благополучия ребенка в приоритете.

Возвращаясь к вопросу, возможно успех в будущем зависит от того, насколько дети раскованы, умеют ладить с людьми, создавать связи, налаживать контакты, увереннее в своем успехе, готовы к определенным обдуманным рискам, имеют организаторские  способности, но не имеют кучу комплексов, ненужных эмоций, как некоторые наши отличники.

Слайд 5 Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence)— это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей, умение отделять свои негативные эмоции, и управлять ими. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленные цели в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения, сохраняя при этом психическое здоровье, показывая эффективность работы и лидерские навыки.

Чтобы было понятно значение формирования ЭИ или, наоборот, его отсутствия, приведу примеры из моей практики, как мешают или помогают эмоции детям:

У ребенка присутствует страх при выполнении самостоятельных заданий, он начинает жаловаться, что трудно, ставит завесу между учителем, не слышит его, т.е. ребенок не управляет эмоциями, они ему мешают. Ребенок не настроен на карьерный рост, не сможет в будущем оперировать даже тем, что знает, что занижена самооценка.

Или наоборот, уравновешенный ребенок пользуется авторитетом среди сверстников, к нему прислушиваются, с его мнением считаются.

В детской среде возникают абсолютно непредсказуемые ситуации, помогая справляться с ними, мы помогаем им решать более серьезные проблемы в будущей жизни.

Мы, как педагоги должны помочь ребенку превратить  весь негатив в положительную созидающую энергию. Нельзя, чтобы эмоции управляли нами.

То есть по теории Даниэля Гоулмана ребенок должен не только осознать эмоцию, научиться управлять ею, но и научиться распознавать чужие эмоции, чтобы в дальнейшем не развились комплексы: кто-то наорал, оскорбил, не потому, что он тупой, толстый, а потому что этот кто-то хочет повысить свою самооценку, самоутверждаясь за счет сверстников, унижая их, за любым негативным поведением, по его мнению, скрывается положительное намерение, вот его и нужно разглядеть.

Но опять же, не будет результата от одного приема или занятия, развитие ЭИ как мягкого навыка должно формироваться на всех этапах урока постоянно, системно, мы должны строить нейроновые дорожки. Не нужно бояться начать это делать, тем более мы уже это делаем.

На уроках англ. языка нам проще, чем на других уроках. Слайд 6

Warming up: изобрази эмоцию       слайд 7

  1. Развиваем адаптивность, умение распознать чужие эмоции:

Слайд: Express these emotions yourself, describe feelings: Imagine that…

Someone took away ice cream

Frightened like a hare

Good as the sun

Given a puppy       моментально, положительный настрой

Если побуждать ребенка более подробно делиться своими эмоциями, он уже будет чувствовать, что он не один, кто-то принимает участие в его ситуации, он важен.

Слайд 8 Ролевые игры, работа в группах учат управлять эмоциями, сотрудничать, находить общий язык, коммуникативные навыки, дискуссии, выполнение проектов также нацелены на положительный результат, что в свою очередь вызывает у обучающихся ситуацию успеха, можно провести рефлексию с целью узнать настроение (по цветным шарикам, цвета соответствуют определенным эмоциям) см.Слайд.

Внеурочная деятельность, викторины и т.п. повышают самооценку, или, наоборот, учит самокритично относится к поражению.

Некоторые приемы: чтобы ребенок мог контролировать эмоции, их нужно уметь отделить: (Эмоция не равно я)

  1. Слайд 9 Беру шарик, рисую на нем эмоцию (вот я радостная, меня слушают, может кому то принесу пользу), раздаю шарики или листы A4 , представьте себя учениками перед контрольной работой, нарисуйте возможную эмоцию или свою, предложите детям поработать над ней : моя эмоция негативная, это переживание или стресс, я =/ эмоция

Я испуганный…I am stressed

Почему я такой…Why am I stressed, Why am I like this?.

Потому что …….because …I am going to have a test, I was insulted

               Я хотел бы (цель)…….?Key word I’d like to.. goal  Let go of the emotion

Отпусти эмоцию, после выводов. Также и в ситуации спора, страха, переживания

  1. См. Слайд 10 : Работа в группах. График работы в команде . EQ команды и эффективность работы (доверие и принятие, люди больше готовы работать, страх и удивление – меньше готовы работать)  - международные исследования. Создавать благоприятную атмосферу, на любом производстве – это командная работа.
  2. См.Слайд 11 : Радуга. Можно увидеть не 7 цветов, а любой цвет, который мы хотим увидеть (когда учим цвета) What colour can you see? Спектр восприятия мира становится шире, мир более многогранный
  3. См.Слайд. 12-15 Проектная работа- Т.е. мы часто наблюдаем неумение правильно воспринимать критику, для этого чаще подключать  одноклассников к оцениванию проектной работы…Ученики абстрагируется от лишних эмоций полож или отриц, а выступающий учится правильно относится к критике, развивается самокритика.
  4. См.Слайд 16. Обязательно проводить физминутки т.к. все наши эмоции первоначально выражаются при помощи тела, только потом мы их осознаем,  расслабляя тело в движении, снимается напряжение, выпускаем эмоции.

Из чего состоит наша жизнь 10 %  - это события, то, что происходит в нашей жизни, 90 %  - это эмоции, наше отношение к этим событиям.

  1.  Слайд 16

 

  1. Учитель сам должен уйти от эмоций и это не всегда просто, иначе никакие методики не помогут. Честность и правильная оценка – залог результата. Таким образом ЭИ позитивно влияет на эффективность учебной деятельности и помогает обучающимся правильно позиционировать себя в предпочитаемых социальных группах и социальных коммуникациях. Чем выше ЭИ учителя, тем успешнее осуществляется процесс обучения, а также процессы развития ЭИ школьников.

Закончу свое выступление словами Леонида Кроля: «Чем чаще мы испытываем эмоции, тем легче нам дается наша деятельность, тем больше мы получаем от нее удовольствия, тем охотнее движемся вперед».