урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева "Бирюк"

Ханбекова Инна Николаевна

 

Тема урока И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика литературного героя.

ТИП УРОКА : урок применения знаний, умений, навыков

ВИД УРОКА: комбинированный

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:

1)формировать навыки  составления характеристики литературного героя; анализа текста

2)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

3)знать понятия  «потрет», «интерьер»,  и уметь определять их роль в создании образа;

ΙI. развивающие:

1)развивать устную речь учащихся;

2)развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

3) развивать умения обобщать изученное;

4)развивать навык выразительного чтения;

5)развивать навыки анализа текста художественного произведения;

ΙII. воспитательные:

1)воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2)воспитывать гуманное отношение к человеку;

3) патриотическое воспитание.

 

ЗАДАЧА: Помочь учащимся “увидеть” героя художественного произведения;  сформировать свою собственную точку зрения на основе прочитанного.

 

МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

 

ПРИЕМЫ: диалог с автором, комментированное чтение, выразительное чтение,

     Кластер, Фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн

 

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ: интерьер, портрет, художественная деталь, речь и поведение героев.

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА :

  • карточки с заданием для групп (Приложение ).
  • Репродукция «Бирюк»
  • информационно-демонстрационные слайды
  • учебник «Литература 7 класс» автор Коровина В.Я.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekt_uroka.docx32.32 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

педагог (ФИО) _Ханбекова Инна Николаевна

Предмет литература     Класс 7

Тема урока И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Характеристика литературного героя.

ТИП УРОКА : урок применения знаний, умений, навыков

ВИД УРОКА: комбинированный

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:

1)формировать навыки  составления характеристики литературного героя; анализа текста

2)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

3)знать понятия  «потрет», «интерьер»,  и уметь определять их роль в создании образа;

ΙI. развивающие:

1)развивать устную речь учащихся;

2)развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

3) развивать умения обобщать изученное;

4)развивать навык выразительного чтения;

5)развивать навыки анализа текста художественного произведения;

ΙII. воспитательные:

1)воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2)воспитывать гуманное отношение к человеку;

3) патриотическое воспитание.

ЗАДАЧА: Помочь учащимся “увидеть” героя художественного произведения;  сформировать свою собственную точку зрения на основе прочитанного.

МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

ПРИЕМЫ: диалог с автором, комментированное чтение, выразительное чтение,

     Кластер, Фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ: интерьер, портрет, художественная деталь, речь и поведение героев.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА :

  1. карточки с заданием для групп (Приложение ).
  2. Репродукция «Бирюк»
  3. информационно-демонстрационные слайды
  4. учебник «Литература 7 класс» автор Коровина В.Я.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

  1. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель этапа:

обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке,

 психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Задачи:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

Готовность класса и оборудования урока к работе.

Организация внимания всех учащихся

Метод:объяснительный (учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока!

Ребята! Совсем недавно мы с вами говорили о телевизионных проектах. А вы часто смотрите по телевидению проекты? Перечислите их: «Модный приговор», «Специальное задание», «Квартирный вопрос». ….А что является главным для проекта? Создание какого-нибудь продукта. Сегодня мы тоже с вами постараемся создать продукт……Итак, начинаем наш урок!!!

 

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  1. определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  3. описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  4. описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  5. определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  6. описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  8. описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель этапа: проверить знания учащихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материал.

Методы: фронтальный опрос, кластер, тест, взаимопроверка

- Творчество какого писателя мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

- Какие основные факты биографии вам запомнились? Дома вы составляли кластер по творчеству И.С.Тургенева, и составляли мини-доклады. Я предлагаю вам обменяться своими работами, прочитать их  и дополнить свои кластеры новыми сведениями (если такие увидите).

Зачитывание кластеров. На доске появляется «ОБЩИЙ кластер» (слайд)

Задачи этого этапа: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала

Ребята, а что за сборник «Записки охотника», указан в вашем кластере?

- Почему так назван сборник?

-Правильно! В каждом персонаже «Записок», по мнению И.С.Тургенева, живет нечто особенное, неповторимо-индивидуальное. В своих героях-крестьянах Тургенев разглядел личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом.

Какой рассказ вы читали дома? Понятно ли вам содержание рассказа? Давайте проверим (выполнение теста и взаимопроверка-ключ на слайде). Ученики выполняют тест на выявление уровня знания текста (взаимоконтроль)

Итак, ребята, кто справился с тестом полностью? Кто не на все вопросы ответил? Есть ли такие, кто не ответил больше, чем на половину вопросов?

Сегодня, ребята,нам предстоит интересная работа! Мы будем учиться давать характеристику литературного героя. О каком герое пойдет речь сегодня на уроке? (О Бирюке). Формулируем тему урока: «И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк».Характеристика литературного героя». (запись в тетрадь). Мы заглянем  в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя

Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (работать с текстом, анализировать его, находить описание героя).

Сообщаются критерии оценки :

На уроке будут оцениваться ваши ответы: следование теме, логическое высказывание, речь краткая, четкая, понятная, убедительная, интересная, будут учитываться и коммуникативные умения., и, конечно, выполнение полученных вами заданий.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  4. описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  5. описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  6. описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  7. описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель этапа:

1)формировать навыки  составления характеристики литературного героя; анализа текста

2)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

3)знать понятия  «потрет», «интерьер»,  и уметь определять их роль в создании образа;

Задачи: 

-систематизировать знания учащихся о главном герое рассказа «Бирюк»;

-способствовать развитию у обучающихся культуры речи, умения правильного говорения при устном выступлении, отстаивания собственной позиции.

Приемы:

анализ текста, работа в парах, чтение эпизода по ролям, художественный пересказ текста

Метод работы: частично-поисковый, проблемный

Учитель: Какая задача перед нами стоит на сегодняшнем уроке: (Научиться давать характеристику литературного героя.)

Значит, какой «продукт» мы должны будем с вами создать? (характеристику героя Бирюка)

-А через какие детали можно раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?» (ответы учеников и слайд: через портретное описание, через описание помещения, через отношение к людям, через отношение к своему делу,через отношение людей к герою). Правильно, именно эти вопросы мы и рассмотрим сегодня.

-Ребята, а название произведения может охарактеризовать героя?

Как вы понимаете значение слова Бирюк? Кто дома посмотрел значение слова Бирюк? Давайте запишем (слайд)

-Каким вы представляете себе героя?(ответы)

(слайд) Таким?(на слайде портрет Бирюка)

-Это наше с вами представление о герое, а как нам показывает Тургенев своего героя, мы проследим с вами по тексту. Мы поработаем сейчас как литературоведы, рассмотрим все художественные описания в рассказе. Трудную задачу легче решать сообща, поэтому работать будем в группах. Для того, чтобы мы смогли полную характеристику герою, смогли полнее увидеть детали, при помощи которых Тургенев раскрывает нами характер героя, я предлагаю вам поработать с эпизодами и заданиями к ним, а потом, во время ответа, вы должны будете выделить главное, чтобы занести в таблицу элементы (ключевые слова). В конце урока мы попробуем составить полную характеристику героя. Работать будете в парах.

Итак, у вас на столах карточки с заданиями. Прежде, чем начать работать, посмотрите на таблицу, которая у вас на столе, к концу выступлений она должна быть заполнена.(приложение)

Приступаем работать (анализ эпизода)

Выступление учащихся.

- Итак, кто же он, Бирюк? Зачитайте, что у вас получилось?

А какой пункт нашего плана характеристики героя мы не раскрыли?

-Какой эпизод нам ярче всего это покажет?

Как сначала ведет себя мужик?

А Бирюк?

Какая черта проявляется у Бирюка?

Что же происходит с мужиком?  (он перестает бояться и высказывает ему все! (чтение эпизода по ролям)

И что же происходит с Бирюком? Как он поступил? (зачитайте). Отпустил.

А как этот поступок раскрыл характер Бирюка?

А как вы, ребята, относитесь к поступку Бирюка? (Значит,  в нем есть способность понимать другого человека! А это и есть ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ)

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  1. постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  2. определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  3. описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  4. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  5. Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие знания и умения.

Задачи: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний;

Приемы: самостоятельная работа, синквейн

Задачи:обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. Активные  действия учащихся с объемом изученного, максимальное использование самостоятельности.

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Самостоятельное выполнение заданий,требующих применения заданий в знакомой и измененной ситуации

Скажите, а если сейчас составить характеристику Бирюка, она будет отличаться от характеристики, которую мы ему дали в начале урока? Составьте небольшую характеристику, используя материалы сегодняшнего урока. (ответы учащихся). Можно составить в виде синквейна (Данная работа позволяет глубже вдуматься в образы героев, проникнуться их чувствами, заботами, позволяет более детально посмотреть на проблему, затронутую автором. Кроме того, подобная работа обогащает словарный запас, учит формулировать идею произведения, позволяет каждому почувствовать себя философом.)

Желающие зачитывают свои синквейны и характеристики

Итак, я вижу, что отношение к Бирюку у вас изменилось (судя по характеристике героя)

Сегодня на уроке мы пытались анализировать текст. Высокохудожественный текст непревзойденного мастера русского слова Ивана Сергеевича Тургенева. Только такой мастер мог так живо и эмоционально рассказать о событии,  зримо представить нам портреты героев.

5.

Задание на дом, включающее:

  1. постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  2. определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  3. определение и разъясне ние учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель этапа: сообщить ребятам о домашнем задании, мотивировать обязательное его выполнение.

Ребята, а как вы считаете, зачем нужна характеристика литературного героя? (чтобы понять поступки героя, душевные качества, социальные условия его жизни, основную мысль произведения)

Правильно! Основную мысль произведения мы рассмотрим на следующем уроке. Для этого вам необходимо выполнить следующее домашнее задание:

  1. Составить характеристику вора-мужика
  2. По желанию : поразмышлять над вопросом: Как вы считаете, изменится ли жизнь Бирюка после этого поступка?
  3. Инд.задание: Ответить на вопрос: «На чьей стороне в этой ситуации Тургенев (Бирюка или мужика)? Почему?

      4. Письменный ответ на вопрос: Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке?

Выставление оценок и комментирование их

Урок окончен!

Приложения

Приложение 1 (тест)

Ученики выполняют тест на выявление уровня знания текста (взаимоконтроль):

1. Тема произведения:

А) жизнь Бирюка  

Б) взаимоотношения отца и дочери  

В) тяжелая жизнь русских крепостных людей

2. Главным героем произведения является:

А) сам автор     Б) лесник  В) пойманный крестьянин

3. Кульминационная сцена произведения:

А) описание избы лесника

Б) рассказ пойманного мужика о своей жизни

В) неожиданный гнев крестьянина

4. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:

А) отношением к нему окружающих

Б) обманом жены  

В) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать

5. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:

А) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела

Б) испугался мести крестьян

В) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость

6. Что висело на стене в избе лесника?

А) Ружье Б)Икона  В)Сухие грибы  Г)Изорванный тулуп

7. Как звали дочь лесника?

А)Ася           Б)Улита          В)Анфиса            Г)Агапья

8. По какой причине мужик стал рубить дерево?

А)На дрова Б)чтобы продать  В)Мешало расти другим деревьям

9. Что попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?

А)Вилы   Б) Топор  В) Сумку   Г)Грабли

Приложение2  (карточки)

  1. группа
  1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
  2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание  избы лесника. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.(художественный пересказ)
  3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?

  1. . Какие слова в описании являются ключевыми?
  2. Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?.

2 группа

Задание группе "Портрет Бирюка"

1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.. Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка .Устно нарисуйте, каким вы его представляете.(художественный пересказ)

3. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3 группа

-Как относились мужики ближних деревень к Бирюку?

4 группа

-Как Бирюк относился к своему делу? Как характеризует лесника тот факт, что он на большом расстоянии услышал стук топора?

Приложение 3 (таблица)

Детали, характеризующие героя произведения

портрет

интерьер

Отношение окружающих к герою

Отношение к делу

-


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: