Тема занятие "Собеседование"

Ирина Анатольевна Шикалова

Тема Занятия:  "Собеседование"

Цель: формирование уверенного поведения и стремления работать, овладение устойчивыми алгоритмами поведения в ситуациях прохождения собеседования при приеме на работу.

План занятия:

1. Приветствие упражнение "Интервью" (5 мин.)

2. Погружение в тему. Упражнение "Восточный базар" (15 мин.)

3. Мозговой штурм "Зачем люди работают?" (15 мин.)

4. Ролевая игра "Собеседование с работодателем" (25 мин.)

5. Вывод. Обратная связь.

Оборудование: доска или флипчарт, маркеры, ручки, листы бумаги формата А 4 по количеству участников, стикеры, цветной мешочек, образцы резюме по количеству участников (Приложение 16), вопросы для собеседования (Приложение 17), рекомендации "Пройти собеседование" (Приложение 18).

Ход занятия:

1. Приветствие. Упражнение "Интервью".

Цель: знакомство, эмоциональное сближение участников группы.

Ход проведения: участники делятся на пары и в течение трех минут задают друг другу вопросы, согласно выданным инструкциям.

Инструкция:

1. Назовите свое имя и расскажите о ваших талантах, увлечениях.

2. Расскажите, о чем вы мечтаете?

Обсуждение. Что было трудней: рассказывать собеседнику о себе или представлять его? Почему?

 

2. Погружение в тему. Упражнение "Восточный базар".

Цель: увидеть, попробовать варианты взаимодействия, сформировать уверенность в себе.

Материалы: стикеры, ручки, цветной мешочек.

Ход проведения:

         Ведущий обращается к участникам с вопросом: "Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как "восточный рынок"? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, карманники, бойкая торговля). После совместного обсуждения ответов каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво участники пишут свое имя и каждую записку складывают текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно его имени. Подготовленные записки участники складывают в мешочек. Ведущий перемешивает записки и выкладывает их горкой в центре стола.

Далее ребятам предлагается представить, что все участники оказываются на восточном рынке. Каждый участник по очереди подходит к столу с записками и вытягивает 8 штук в случайном порядке. В течение следующих 5 минут участникам придется не просто подойти и забрать, а, очень важное условие: уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков со своим именем. Первые два участника, которым удастся быстрее всех вернуть свои записки, подходят к ведущему и считаются победителями.

Вопросы для обсуждения:

Какие ваши качества помогли справиться с заданием?

Какую тактику вы использовали во время торга? (активный поиск, ожидание, сотрудничество, компромисс, активный обмен)

Какие из проявленных в этой игре ваших качеств и тактик поведения могут помочь вам при собеседовании, трудоустройстве? (активность, настойчивость, целеустремленность и т.д.)

 

3. Мозговой штурм "Зачем люди работают?"

Цель: убедить участников, что работа – не только способ зарабатывания денег, но и удовлетворение потребностей в общении, уважении, саморазвитии, улучшении социального статуса и т.д. 

Материалы: доска или флипчарт, маркеры.

Ход проведения: Ведущий задает участникам вопросы: Зачем люди работают? Хотите ли вы иметь работу? Участникам предлагается совместно определить преимущества жизни человека, имеющего работу перед безработным. Доска делится на две части: слева ведущий пишет преимущества жизни при наличии работы, справа – недостатки жизни без работы. Ведущий фиксирует на доске ответы ребят.

Работа

Безработица

 

 Наличие средств для жизни

 

 

 Отсутствие средств/наличие лишь шести месяцев в случае оформления пособия по безработице

 

 

 Возможность осуществлять покупки, путешествия

 

 

 Невозможность иметь самое необходимое

 

 

 Наличие трудового стажа, необходимого для пенсии

 

 

 Отсутствие трудового стажа

 

 

 Внутреннее спокойствие

 

 

 Беспокойство и нервозность

 

 

 Возможность общения с более широким кругом людей

 

 

 Общение с ограниченным кругом людей

 

 

 Чувство нужности людям, обществу, чувство достоинства

 

 

 Чувство опустошенности, отрешенности

 

 

 Развитие, желание профессионального

 роста и самосовершенствования

 

 Люди без средств к существованию являются частыми жертвами ДТП, преступлений, поскольку их ничего не держит в жизни, их никто не ищет. Часто сами становятся виновниками правонарушений и преступлений.

 

 

 Повышенный интерес к жизни

 

 

 

Безработица – тяжелая болезнь

 Возможность найти свою

 вторую половину

 

 

 

 

 

Разбирается каждый пункт подробно, ведущий стимулирует участников к высказыванию своего мнения.

Вывод: Работа дает очень много преимуществ как в материальном, так и духовном плане: от возможности содержать себя до устойчивого интереса к жизни в целом. Человек нуждается в том, чтобы его ценили, например, за мастерство, компетентность, независимость, ответственность, чтобы видели и признавали его достижения, успехи, заслуги. Для этого важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою 

единственность, незаменимость, чувствовать, что занимаешь достойное место в жизни. Работа занимает много времени в жизни человека (до 70%). Человек, который выполняет любимую работу, не замечает времени, постоянно узнает что-то новое, расширяя свой кругозор, получает удовольствие от труда и удовлетворение от сделанного. Поэтому так важно найти работу, которая будет нравиться.

К сожалению, не всем людям удается получить подходящую работу. Многие испытывают трудности при прохождении собеседования. Устройство на работу напоминает куплю-продажу товара. Ведущий задает вопрос: Кто при приеме на работу является продавцом, а кто – покупателем? Устраиваясь на работу, вы продаете свои умения, навыки, знания и т.д.

Следующим упражнением участникам предлагается потренироваться в прохождении собеседования.

4. Ролевая игра "Собеседование с работодателем"

Цель: научиться преодолевать себя и свои "комплексы", овладение некоторыми приемами и техниками уверенного поведения.

Оборудование: ручки, листы бумаги формата А 4 по количеству участников, -образцы резюме по количеству участников (Приложение 16),

-вопросы для собеседования (Приложение 17),

-рекомендации "Пройти собеседование" (Приложение 18).

 Как пройти собеседование:

Собеседование – это возможность менеджера по персоналу познакомиться

с тобой, понять, насколько ты подходишь для данной работы. Собеседование

может проходить в несколько этапов: телефонная беседа, личная встреча или

несколько встреч с разными сотрудниками компании. К любому из этих

этапов нужно подготовиться заранее:

Ход проведения:

Ведущий предлагает участникам пофантазировать и представить ситуацию собеседования с работодателем, который решит, брать вас на работу или нет.

Среди участников ведущий выбирает претендента на рабочее место, который пришел со своим готовым резюме (Приложение 16) и работодателя. Работодатель рассказывает о своем предприятии и зачитывает главные критерии отбора, например:

-Знание будующей профессии;

-Желание работать на данном мероприятии;

-Способность к обучению;

-Поведение, воспитанность и т.п…..

Претендент присаживается напротив работодателя и пробует ответить на вопросы и пройти собеседование, работодатель задает заранее подготовленные вопросы о профессиональных навыках, умениях, вопросы личного характера (Приложение 17). Все остальные участники внимательно наблюдают.

Совместно обсуждаются действия претендента и работодателя.

Ведущий предлагает остальным участникам подумать, чем они могут понравиться данному работодателю и получить желаемую работу. 

 

Вопросы для обсуждения: Каковы ваши ощущения? Сложно ли было выдержать натиск вопросов? Трудно ли было сохранять визуальный контакт в течение длительного времени?

Дополнительный вопрос собеседования: Как вы думаете, нужно ли сообщать работодателю о том, что вы воспитывались в детском доме? Часть ребят считает, что да, но большинство отвечает "нет". На самом деле, эту часть вашей биографии можно представить, как большое преимущество. Вы можете сказать: "Я воспитывался в детском доме, и мне рано пришлось стать самостоятельным. У меня не было мамок и нянек, которые заботились бы обо мне. Поэтому я – самостоятельный и независимый человек, несмотря на свой возраст".

5. Вывод. Обратная связь.

 

Цель: получение обратной связи от участников.

Ход проведения: участники делятся своими впечатлениями от занятия.

Ведущий задает вопросы:

С чем ухожу после занятия?

Что завтра готов применять из новых знаний?

Что неприемлемо для мен

 

Форма резюме

ФИО_____________________________________________________________

АДРЕС И ТЕЛЕФОН_______________________________________________

ЦЕЛЬ (по желанию)________________________________________________

ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ________________________________________________

__________________________________________________________________

ОБРАЗОВАНИЕ (даты начала и окончания обучения)____________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ РАБОТЫ за последние 5-7 лет, начиная с последнего места работы

(даты начала и окончания работы). Полное наименование организации,

должность, должностные обязанности (перечисли обязанности и задачи на

этой должности).__________________________________________________________________________________________________________________________

УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ (приведи твои основные профессиональные

достижения, используя выражения типа: "создал, ввел в действие, увеличил,

выполнил")____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ иностранные языки (опишите степень

владения), владение компьютером (назовите программы, которые можете

использовать в работе), водительские права (категория, наличие

транспортного средства)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«_______» ____________ 2022 г.                   ФИО_________________________

                                                                                               ___________________