Переходный возраст подростка

Татьяна Николаевна Гордина

Родительское собрание «Переходный возраст подростка».

 

Цели:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

- профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

 

 

Ход собрания.

Учитель. Воспитывая своего ребенка, мы желаем получить определенный результат: доброго, ласкового, послушного, всепонимающего и всегда прислушивающегося к нашим, конечно же, полезным советам. Мечтая воспитать в ребенке личность, мы едва не падаем в обморок, лишь только он начинает себя проявлять. Тогда, с тревогой, мы замечаем, что наше дитя не всегда доброе, ласковое, послушное...

Тема нашего разговора - «Переходный возраст». Сегодня мы должны разобрать содержание этого понятия, рассмотреть особенности этого возраста, поговорить о том, как вести себя по отношению к своему ребенку в этот период, чтобы не вызвать конфликтную ситуацию.

Учитель. Итак, ребенок вступает в то специфическое состояние, которое принято называть "подростковым возрастом". Пожалуй, каждый современный родитель не раз слышал о "кризисе подросткового возраста". Память многих взрослых хранит массу впечатлений о том, какой была их собственная жизнь в этом возрасте. И далеко не все воспоминания о том времени можно назвать легкими и приятными. Вспомните, пожалуйста.

Вопросы родителям.

  • - Были ли у вас в данном возрасте конфликтные ситуации с родителями?
  • - Считали ли вы себя правым, а требования родителей - необоснованными, ненужными?

(Родители принимают участие в беседе).

Учитель. Таким образом, в той или иной мере вы знакомы с проблемой переходного возраста.

Вопрос родителям.

  • - Что же такое переходный возраст? Сформулируйте определение.

 

Учитель
В переходном возрасте идёт период полового созревания, идёт формирование вкуса на противоположный пол, идёт переоценка ценностей.. . 
Вспомните себя лет в 12-15. Появляются новые мысли и чувства, то что нравилось раньше начинает раздражать... 
Хочется чувствовать себя значимым человеком, хочется повзрослеть, хочется понять мир взрослых.. . Ты уже знаешь как не быть ребёнком, но ещё не знаешь как быть взрослым.. .

Переходный возраст представляет собой этап становления ребенка взрослым индивидом. Наряду с кризисом среднего возраста, переходной возраст является, пожалуй, самым драматическим периодом в жизни каждого человека.

Человек стремиться освободится от статуса «ребенок» и занять свое место в обществе, часто продолжая использовать для этого детские методы. Очень часто, вступив в переходной возраст, человек пытается высказать свой протест обществу или подстроить общество под себя.

Подобная стратегия провоцирует конфликты, возникающие в семье, в школе. По достижению 13 лет у большинства подростков проявляется бунтарский характер, вызванный желанием самостоятельного принятие решений, или необоснованных противоречий с родителями.

Переходной возраст следует рассматривать также как процесс глобальных гормональных изменений, которые зачастую вызывают агрессивное поведение, желание заявить о себе, или пойти против стабильных устоев общества.

Переходной возраст, как правило, наступает с периодом полового созревания, У некоторых детей он может наступить в 10 лет, у некоторых – не раньше 14 лет.

Так для этого периода характерной является эмоциональная нестабильность, которая у подростков, как правило, выражается в более яркой форме, так как процесс взросления уже запущен, но еще не сформирован.

У подростков и тинэйджеров возникают тождественные конфликты со старшим поколением.

Самоутверждение

Самоутверждение – процесс стремления достичь определенного социального статуса, либо активно поддерживать уже приобретенный.

Самоутверждение наиболее характерно для подростков, вступивших в период переходного возраста. В это время человек стремиться утвердить собственное «Я» разными доступными и приемлемыми методами. Часто самоутверждение ведет к социальным конфликтам – в негативной и агрессивной форме подросток стремиться доказать свою самостоятельность и равенство с другими взрослыми членами общества. 

 

Учитель.

Вопросы родителям.

  • Изменился ли характер вашего ребенка в последнее время?
  • Каким образом?

(Родители принимают участие в беседе).

Учитель. Подросток подвергается воздействию могучих сил, как бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле, разрывающих его на части. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические процессы, связанные с интенсивным созреванием организма.

Учитель. Все названное происходит на фоне того, насколько внешний мир и, в первую очередь, родители готовы понимать, и принимать происходящее. В реальной семейной жизни и в отношениях с родителями этот процесс часто проявляется в психологическом "шараханье" ребенка из одной крайности в другую. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного пятилетку. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным во, вроде бы, уже давно оговоренных и привычных делах, связанных с уборкой собственной комнаты и походом за хлебом. Происходят заметные, иногда кардинальные изменения привычек, сложившихся стереотипов поведения, способов проведения досуга и круга общения. Понятно, что такие моменты нагнетают напряжение в семье, задают неровный, "рваный" ритм жизни для всех ее членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, но и "по жизни", это создает объективно сложные, иногда критические ситуации, расхлебывать которые нередко приходится мамам и папам.

В основе поведения подростка лежит острая потребность в обретении власти и контроля над собственной жизнью. Стремление к автономии проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций и поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться.

Советы родителям (презентация)

Учитель. Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не имеют отношение к вам. Но предупрежден - значит вооружен. Если вам случится когда-нибудь столкнуться с той проблемой, о которой мы сегодня рассуждали, вы, по крайней мере, будете знать ее истоки и пути разрешения.

Поэтому родителям имеет смысл внимательно отнестись к этому важному в жизни молодого человека периоду и выбрать единственно возможную правильную тактику поведения. Итак, как нужно поступать.

  • Научиться понимать и спокойно принимать все перемены, происходящие с подростком, а не пытаться вернуть его прежнее послушание;
  • Всегда помнить, что основная ответственность за мир в семье и нормальные взаимоотношения лежит на старших;
  • Общаться с сыном или дочерью «на равных», без приказного тона и выражения своего превосходства;
  • Уметь вызывать ребенка на откровенный разговор, стараясь внимательно и до конца его выслушивать;
  • Не стесняться говорить с подростком о собственных проблемах и неприятностях (в рамках допустимого, разумеется), так он быстрее осознает свою ответственность за семью и научится «не зацикливаться» только на своих личных переживаниях;
  • Показывать подростку свое участие и готовность всегда быть рядом, что бы ни случилось. Откровенно обсуждать с ним важные для него темы, без насмешек и ханжества. Даже если вопросы ребенка кажутся вам «взрослыми», пусть все ответы на них он узнает от родителей, а не от посторонних людей с сомнительными знаниями.
  • И самое важное – всегда выражать ему свою любовь и заботу. Не надо думать, что только маленькие дети нуждаются в родительских объятиях, ласковых прикосновениях и поцелуях. Ведь даже те детки, которым уже далеко за 20, важно чувствовать родительскую любовь, что уж говорить о чутких и ранимых подростках.

 

 

4

 

 

 

 

Комментарии

Солидарна с Вами, что необходимо искать индивидуальный подход, а не банально критиковать

Тимошенко Ирина Николаевна

Спасибо за интересный материал.