МОЛОДЕЖЬ И ПОЛИТИКА

Чернышев Александр Юрьевич

Год назад не смог пройти мимо новости о том, что либерал-демократы предложили внести поправки в закон о политических партиях, которые позволили бы создавать на базе вузов партийные ячейки и во многом содействовать правовому образованию молодежи. Они считают, что зачастую причина участия молодежи в террористической деятельности связана с правовой неграмотностью молодых людей. Что ж, жириновцы смотрят в корень проблемы. Все годы после запрета КПСС студенты пребывали в политической спячке. Где-то в начале 2000-х у меня на лекции вдруг объявился один студент, обозначивший свою партийную принадлежность. Да и тот оказался скинхед. Впрочем, это было еще до объявления борьбы с экстремизмом. Мне он говорил, что зря их представляют мальчиками для битья. Они пошли учиться, чтобы потом придти во власть. Так что стихийный процесс политизации студенчества – процесс объективный и неизбежный. Но поскольку стихия всегда чревата, партии неизбежно вернутся в вузы, хотя бы для того, чтобы ввести молодежное движение в более или менее организованное и правовое русло. Достойно ответил на эту инициативу уже  бывший министр образования А.Фурсенко (http://www.regnum.ru/news/1373109.html), но остающийся советником президента РФ. Во-первых, он отмел бытующий в преподавательской среде стереотип, что вузы вне политики: "Мы ни в коем случае не мешаем ребятам заниматься политикой и вступать в то или иную партию». С другой стороны, поставил на место и чрезмерно ретивых администраторов от образования, сгоняющих студентов на избирательные участки, чтобы обеспечить «нужное» голосование. Фурсенко выразил опасение, что создание партячеек вызовет «в том числе и взаимное обвинение в том, что где-то используется административный ресурс, какую-то партию больше поддерживают, какую-то меньше поддерживают". Так что, позиция министра в какой-то мере вносит ясность в вопрос, который до сих пор непонятен даже для преподавателей общественных наук. Не пора ли перестать занимать в политике страусиную позицию, чтобы научится вести равноправный диалог с политизирующейся частью студенчества?

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет
http://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/06/24/646651-ugolovnoi-otvets...

Во время обсуждения пакета поправок Дума отклонила несколько предложений депутатов по смягчению законопроектов. Замруководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко предложил исключить из законопроекта ужесточение наказаний по «экстремистским статьям» УК (ст.282). Фракция ЛДПР в целом выступает за отмену этих статей. «В прошлом году более 500 человек были приговорены по ст.282, и ни один из них не был террористом. В основном это лица, которые сделали какое-то заявление, репост в социальных сетях. Среди них есть представители молодежи, которые отличаются радикальными взглядами. Но глубокое убеждение фракции ЛДПР, что из-за этого с молодых лет нельзя ломать жизнь человеку», — объяснил Диденко. Но дума отклонила его предложение.

Гудков предложил исключить из пакета новый состав преступления — содействие экстремистской деятельности. Он привел несколько примеров того, как уголовные дела за экстремизм возбуждались за публикацию картинок в соцсетях. «А что такое содействие экстремизму? Таксист, который подвезет девушку, которая опубликовала картинку «ВКонтакте»? Я предлагаю отменить это и не позориться уже», — сказал Гудков. Дума отклонила его предложение.

Оппозиционный депутат также предложил отменить «людоедскую норму» о снижении возраста наступления уголовной ответственности по ряду статей УК до 14 лет. «За несообщение о преступлении нам предлагают сажать детей от 14 лет, за участие в массовых беспорядках, хотя у нас под массовыми беспорядками может пониматься все что угодно. Психика ребенка в этом возрасте не сформирована, это вам скажут любые психологи. Ребенку нужна реабилитация, а не тюрьма. Оттуда он выйдет готовым преступником», — недоумевал Гудков. «Уровень психофизического развития подростка в этом возрасте позволяет осознавать общественную опасность перечисленных деяний и ответственность за их совершение. Комитет этот вопрос обсуждал со специалистами», — парировал Валеев. Дума отклонила предложение Гудкова.

Гудков также выступил против уголовной ответственности за несообщение о преступлении. «Мальчик Вася где-то сгоряча скажет «Ненавижу чиновников-коррупционеров, расстрелять бы их всех», а мальчик Петя просто не сообщит об этом. Оба мальчика сядут в тюрьму, вот что предлагается», — привел пример депутат.

«Успех борьбы с терроризмом зависит не только от действий силовых структур и госорганов, но и от действий общественности. Мы считаем, что эта норма закона будет способствовать активизации действий населения по препятствию терроризму», — ответил Валеев. Предложение Гудкова было отклонено.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/politics/24/06/2016/576cfe179a7947232169badf