Борисова Зоя Владимировна

Нести чистоту и добро людям.

Профессия: Учитель-логопед

Профессиональные интересы: Новаторские методики в области логопедии

Увлечения: чтение

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Белореченск

Место работы: МАДОУ Д/С 11

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/borisova-zoya-vladimirovna

Учу я речи: чистой, плавной, внятной.

Я знаю красноречия секрет:

Как говорить и ясно, и понятно –

Научит вас учитель-логопед.

Работаю я тонко, терпеливо,

Слагаю результат из маленьких побед.

Люблю я свое дело беззаветно

И для меня работы лучше нет!

Свои стремления посвящаю детям,

Их грамотная речь – призвание, награда,

Лучший для меня комплимент.

О себе

Учитель-логопед. Учитель начальных классов

Стаж работы: 22 года.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Рассказы Пришвина.

Мой взгляд на мир

          Слова-паразиты и речевая культура

                                           Избегайте слов-„паразитов“, слов  мусорных,  

                                                        ничего не добавляющих к мысли.
                                                                                                         Д.С.Лихачёв (9)

 

                   Актуальность исследования

     Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.

     Сегодня  все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону.

      Попробуйте прочитать отрывок:

     « Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты  прочел в ее первом издании, как бы  изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать,  пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые  типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть , короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, это потому. что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да».

     Я уверена, что вы  «спотыкались» на каждой фразе, и смысл ее остался на заднем плане. Точно так же спотыкается мозг человека, который слушает  «обогащенную» паразитами речь, не осознавая важности мысли, которую вы хотите донести. 

     А вот как выглядит этот отрывок на самом деле:

     «В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле».

                                                                                                         ( Н.В. Гоголь.)

       Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла целого, поэтому не  должно быть ни одного слова, которое бы  не принимало участия в выражении смысла высказывания.

Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не сорняки (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполнять их семантически пустыми лексическими единицами.

    Классические паразиты — те, которые в организме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих, их слова и фразы, беспардонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.

     Современные подростки в своей речи употребляют много слов-паразитов.

Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?  В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.

 

                       Цель исследования

     Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде учащихся школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

 

                                      Гипотеза

     Большинство учащихся  школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.

                                         Задачи

1. Дать определение  «слова-паразита».

2. Исследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих структурных единиц (провести анкетирование в 7б, 8б, 9б и 11б классах).

3. Выявить взаимосвязь между употреблением слов-паразитов и речевой ситуацией.

4. Выявить причины  употребления  слов – паразитов в речи.

5. Выяснить, что можно узнать о человеке по использованию им в речи словесного мусора.

 

                           Структура работы

1. Слова-паразиты как речевая  единица.

2. Исследование частотности  употребления слов-паразитов в речи учащимися и педагогами  Шиловской сош№2

3. Употребление слов-паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции.

4. Что можно узнать о человеке по использованию им в речи словесного мусора.

 

       1.Слова – паразиты как речевая единица

     «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в    употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот»,  «э-э-э» и т.пр.

     Большинство лингвистов считает, что «слова-паразиты»

используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б. Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа». (10)

       К.В.Кожевникова   пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п.  обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”. (11)

   В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся  по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

 Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

     Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит:  «Видите ли», «Ну как вам сказать» и др. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов -  паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

      Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учеников нашей школы, я сделала  вывод о том, что слова-паразиты -  это  пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и  мешают ее пониманию.  Говорящий человек чаще всего их не замечает.

Исследование частотности употребления слов –  паразитов.

     Я  предположила, что частота употребления слов-паразитов на уроке может варьироваться в зависимости от общей усталости участников полилога, их несобранности, неготовности к работе.

     На основании  наблюдений  за речью одноклассников ( наблюдение велось в течение недели) и анкетирования учащихся 7б 8б11б классов можно сделать следующие выводы:

       1) однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на первом и последнем уроках как во вторник, так и в пятницу в среднем в 3-4 раза выше, чем на других уроках. Причем данные подтверждаются как в отношении учителя, так и в отношении учащихся;

       2) в начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково, хотя стоит отметить явное его увеличение на последнем уроке в пятницу, что можно объяснить как усталостью школьников, так и особенностью предмета ( на устных предметах вообще их количество заметно больше);

     3) частотность употребления паразитов в речи учащимися в среднем выше, чем педагогами, причем в течение недели у учащихся она стабильно высокая, а у педагогов немного снижается (10%);

     4) самым распространенным  из слов-паразитов является  ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); вот (использовали 43 раза);

     5) наиболее «любимы» учителями слова в общем, как бы, так сказать, значит, что, вероятно, связано со спецификой задачи педагога на уроке: объяснение, пояснение материала, его обобщение и приведение в систему;

     6) ученики, кроме уже названных вот и ну, отдают предпочтение словам как бы, я не знаю, собственно говоря, в принципе, значит, прежде всего, вообще; случаи употребления слов так вот, скажем и то есть редки.

 

Употребление слов-паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции.

 

       Полученные результаты косвенно подтверждают мою  гипотезу, но я  решила  рассмотреть употребление слов-паразитов в речи учащихся и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции.

       Как показали наблюдения, наибольшее количество слов-паразитов используется, если приходится менять структуру высказывания, припоминать различного рада детали или цитировать. В данном случае происходит напряженная работа, связанная с необходимостью быстро принять решение, вспомнить необходимый материал, выстроить его логично в устном высказывании на публике, поэтому слова-паразиты в данном случае объяснимы.

     Интересно, что преподаватели чаще всего используют в своей речи слова-паразиты с функцией концентрации, контроля собственного высказывания, поиска нужного слова, коррекции высказывания. Связано это с родом деятельности на уроке и главной задачей педагога.

     В речи учащихся также доминируют  слова-паразиты с функцией концентрации, планирования высказывания (пресловутое ну), несколько реже используются слова-паразиты с функцией  поиска и контроля.

 

 

   Что можно узнать о человеке по использованию им

                               в речи словесного мусора.

      На протяжении каждого дня мы пересекаемся и общаемся с множеством людей, как старых знакомых, так и совершенно новых, о которых знаем только в общих чертах. Как узнать о них больше? Для этого достаточно обратить внимание на «слова-паразиты», которые употребляет в своей речи тот или иной человек.

 Если внимательно вслушиваться  в то, что говорит собеседник, можно  легко определить типологию людей.

 

1. «Это самое». Если человек «любит» вставлять в свой разговор подобную фразу, то он о нем можно сказать, что относится от к людям ленивым, старающимся при первой же удачной возможности свалить собственные обязанности на другого человека. Нередко люди, употребляющие такое «слово-паразит», выходят сухими из воды, виртуозно перекладывая свою вину и ответственности за поступки на других. 

2. «Кстати». Это слово характерно для таких собеседников, которые ощущают неловкость, находясь в той или иной компании, и так пытаются хоть как-то обратить внимание на себя и на свою речь. Попробуйте провести небольшой эксперимент – вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати». 

3. «Вообще-то». Это слово-паразит присуще неуверенным в себе людям, которые в любой ситуации и даже на пустом месте готовы закатить грандиозный скандал, начать качать права и отстаивать пусть даже заведомо неправильную точку зрения. 

4. «Короче». Такое словечко характеризует людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством. Они стремятся свести свою речь к минимуму, «укоротить», однако за словом «короче» проследует еще отнюдь не короткая тирада.

5. «На самом деле». Собеседник, употребляющий такое «слово-паразит», полагает, что только его знания самые полные, а взгляды самые верные. Такие люди очень любят учить других всему, что «знают сами», при этом считая свой внутренний мир самым ярким и интересным не только для себя, но и для окружающих. 

6. «Значит», «типа». Люди, щедро разбавляющие свою речь подобными «словами-паразитами», достаточно агрессивны и очень не любят, когда с высказанной ими точкой зрения кто-то не соглашается. Они привыкли в любом случае оставаться при своем мнении.

7. «Просто». Как ни парадоксально, но человек, в речи которого встречается этот «паразит» любит всё так или иначе усложнять и выдавать это за абсолютно простые, даже элементарные понятия, о которых известно даже младенцу. Нередко люди, произносящие слово «просто» личности зависимые, готовые при всех и везде оправдываться.

8. «Как бы». Это «слово-паразит» очень любимо в подростковой среде, которые пока еще не научились складно слагать свои мысли и выражать в беседе чувства. Также человек с творческим уклоном прибегает к этому слову, стремясь подчеркнуть неопределенность в своей жизни. 

                                   Заключение.

    1. На уроках наблюдается средняя степень засоренности речи участников учебного процесса «словами-паразитами», поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы.

     2. Частотность употребления «слов-паразитов» выше на первых и последних уроках, что может быть связано с отсутствием концентрации и усталостью участников диалога.

     3. Количество «слов-паразитов» в речи учащихся возрастает на предметах гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологического высказывания спонтанного характера.

     4. Важное, на мой взгляд, наблюдение состоит в том, что больше половины опрошенных не знают, что такое слова-паразиты в речи, путая их с жаргонизмами, арготизмами и т.п.  

     5. Причины употребления  «слов – паразитов»  в речи:

1) недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

     2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

     3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

     4) мода на некоторые слова.

                                   

 

 

 

 

 

 

                          Рекомендации.

           Если слова-паразиты присутствуют и в твоей речи и ты хочешь побыстрее от них избавиться, используй следующие методы.
 

1.    Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает.

2.    Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все - таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

3.    Наказывай себя штрафом. Сказала “типа” – и день без сладкого. Произнесла “кстати” не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

4.    Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе “День Паразита”. Целый день (предпочтительно выходной) объясняйся только с помощью слов-паразитов. Мало того что скажешь их за день столько, что самой надоест, главное, наглядно убедишься, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.

5.    Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за “как бы” и “типа”.

6.    Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.

Мои достижения

С профессиональным праздником – Днем логопеда (14 ноября).

 

          Мы хотим поздравить нашего учителя-логопеда Зою Владимировну Борисову, которая работает у нас в детском саду «Василек» (МАДОУ Д/С 11) в нашей логопедической группе № 1.

          Спасибо Вам, Зоя Владимировна, за доброту, ласку, профессионализм, за интересные занятия. Вы «волшебник», вы творите чудеса! Всегда способны найти общий язык с ребенком и реально помочь справиться с проблемой в развитии речи.

          А еще отдельное спасибо за кружок «Послушный язычок», который Вы ведете уже второй год. Все удобно, рядом, ребенка не надо никуда вести. Спасибо за это заведующей Марине Викторовне Котовой и методистам детского сада: Ирине Валентиновне Волняковой и Оксане Анатольевне Алексеенко.

          Мы благодарим Зою Владимировну за ее труд, доброту, чуткость, за уважение  личности ребенка и заинтересованность в каждом ее воспитаннике.

Вы учите речи – чистой, плавной, внятной,

Вы знаете красноречия секрет:

Как говорить и ясно, и понятно.

Спасибо Вам – учитель-логопед!

 

Родители группы № 1 и кружка «Послушный язычок»:

          Москальцова, Окроян,Чумакова,Абрашины, Топоровские, Лузина, Мелконян, Нуриев и многие другие.

 

Благодарность

 

          Мой ребенок Дмитрий  ходил к логопеду Зое Владимировне Борисовой. Результат посещения прекрасный. Занятия интересные и увлекательные. Ребенок с увлечением делает домашние задания и с удовольствием идет на каждое занятие. Спасибо Вам за внимание и понимание.

          С уважением семья Абрашиных.

23.04.2014 г.

Моё портфолио

Мой опыт - моё богатство.

Консультация для родителей

 

Задержка речевого развития

Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в фор­мировании всех компонентов языка.

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточ­ность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Воз­можна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш при­выкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслуши­ваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может про­износить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без лого­педической помощи, так как именно на дошкольный возраст приходится сензитив-ный период развития речи, и упущенное в это время можно не наверстать уже никогда.

Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.

При этом остается немаловажной роль домашних занятий с малышом. Не­обходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каж­дому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей — разрезные картинки, кубики с картин­ками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятель­ность, общение в быту. Играя, рассказывайте крохе, что вы делаете: «Возьмем кубики, Машенька. Вот кубики. Будем строить дом!» Оречевляйте весь процесс ухода за ребенком. Говорите с малышом постоянно: «Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно. Мыть ручки. Катя хочет спать. Сейчас мы пойдем спать» и т.п. Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребенок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте крохе колыбельные, рассказывайте небольшие потешки-пестушки и самые простые народные сказки («Курочка Ряба», «Репка»), рассматривайте картинки в книжках. Следует по­мнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами форми­рования словаря.

Следуйте советам врачей после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

 

Консультация для родителей

 

 

Для чего нужны занятия с логопедом?

 

 

♦  Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.

♦  Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.

♦  Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.

♦  Речь является элементом социальной адаптации.

♦  Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.

♦  Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.

♦  У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.

♦  Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.

♦  Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

 

Консультация для родителей

 

 

КАКОЙ ДИАГНОЗ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН РЕБЕНКУ

С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ?

 

 

 

Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы:

 

·    общее недоразвитие речи (ОНР)

·    фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

·    дизартрия

·    алалия

·    ринолалия

·    заикание

·    задержка речевого развития (ЗРР)

Консультация для воспитателей

 

Развитие фонематического слуха

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это наруше­ние процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

•       дети, у которых возникают затруднения только в различении нару­шенных в произношении звуков;

•       дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

•       дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способ­ны выделить звуки из состава слова и определить их последователь­ность.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропуска­ми, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправиль­но произносить 15—20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но от­носятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка от­мечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» — «пувица», «сково­рода» — «кода») и звуконаполняемости слов («книга» — «нига», «мост» — «мот»).

В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого до­школьника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение произво­дить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

 

Консультация для воспитателей

 

Ринолалия

Ринолалия (гнусавость) — это нарушения тембра голоса и произноше­ния всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата (расщелинами нёба, Рубцовыми изменениями, па­резами и параличами мягкого нёба).

Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закры­тую. При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают назальность, то есть носовой оттенок. Особенно изменяется тембр глас­ных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно.

При открытой ринолалии голосовыдыхательная струя проходит в по­лость носа и получает в ней резонанс. Речь ребенка неразборчива, моно­тонна. При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой ре­зонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков [м], [м'], [н], [н'].

В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребен­ка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие ядохимикатов, кислот) факторы, эндокринные за­болевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери.

Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специа­листов: стоматолога, оториноларинголога, невропатолога. При необхо­димости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов — до 14 лет.

 

Консультация для воспитателей

 

Алалия

 

Алалия это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органиче­ского поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка. Многие ученые отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии но­ворожденных. Причем в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хрони­ческое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энце­фалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг.

Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследствен­ности, семейной предрасположенности в этиологии алалии.

Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными аграмматиз-мами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит спе­цифический характер, и это отражается не столько на количестве, сколь­ко на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств можно выделить моторные, сенсорные и психо­патологические симптомы.

Для детей с моторной алалией характерны ограниченность и неустой­чивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по пред­метам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей, по­этому предметные и сюжетные картинки для занятий с этими детьми должны быть простыми, без отвлекающих по­дробностей, четкими, яркими.

Вопрос об интеллекте детей с моторной ала­лией решается неоднозначно. Многие исследо­ватели сходятся на том, что интеллект у таких малышей вторично изменен в связи с состоя­нием речи, и можно говорить о вторичной за­держке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией.

Добавить грамоту в портфолио