Главные вкладки

    Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Борисова Зоя Владимировна

     

     

     

      В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а  его овладение  является важным условием умственного развития.

    Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

     Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект   коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет  получен, если проводить ее  через   многообразие игр. Одним из видов  является словесная дидактическая игра.  Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

    Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

     Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

     

     

     

     

     

    Цель: активизация и расширение словарного запаса детей  путем многозначности слов.  Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

    Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.

     

    Описание игры:

    Вариант 1:

    Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля).  Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР.  Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР.  На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1-avtorskie_didakticheskie_igry.doc729.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а  его овладение  является важным условием умственного развития.

    Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

     Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект   коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет  получен, если проводить ее  через   многообразие игр. Одним из видов  является словесная дидактическая игра.  Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

    Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

     Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

    Цель: активизация и расширение словарного запаса детей  путем многозначности слов.  Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

    Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.

    Описание игры: 

    Вариант 1: 

    Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля).  Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР.  Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР.  На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР

    Вариант 2:  Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?

    Ни начала, ни конца,

    Ни затылка, ни лица.

    Знают все, и млад и стар,

    Что она - большущий шар.

    Сколько ни езди, ни ходи,

    Тебе конца тут не найти.          

    (Земной шар)

    Ты весь мир обогреваешь

     Ты усталости не знаешь,

     Улыбаешься в оконце,

     И зовут тебя все -

    (Солнце или солнечный шар)

           

    На зеленой хрупкой ножке

    Вырос шарик у дорожки.

    Ветерочек прошуршал

    И развеял этот шар.

    (Одуванчик)

    Расцветает ландыш в мае,

    Астра осенью цветёт.

    А зимою расцветаю

    Я на ёлке каждый год.

    Целый год лежал на полке,

    Все забыли про меня.

    А теперь вишу на ёлке,

    Потихонечку звеня.   (Шар)

                 

               Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».  Образование  существительных с уменьшительными  суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

       Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.

    Описание игры:   Вариант 1.

         Умная птица,  извольте спуститься.
        Вы потеряли перо.

         На желтой аллее, где клены алеют

         Ждет вас находка в «Бюро».

       Давайте заглянем в «Бюро находок» и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.

    Вариант 2.

    1. Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
    2. Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.

    Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.

    1. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)

    Вариант 3.

         В «Бюро находок» пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….

     

                  «БЮРО НАХОДОК »

    Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

    Описание игры: 

    Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.

      «Мама каши наварила

       Доченька послушала

      И всю кашку... скушала!»

    Отгадайте,  из какой крупы мама сварила кашу?  Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.

    Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена - … .

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

    Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

    Авторская программа "Капелька" - влияние дидактической игры на экологическое сознание старших дошкольников

    Программа "Капелька" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет серию ...

    Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"

    Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...

    Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

    В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного за...

    Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

    Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

    В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

    Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

    В статье представлен материал по формированию и расширению словарного запаса дошкольников в процессе использования художественной литературы...