Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Борисова Зоя Владимировна

Авторские дидактические игры 
для расширения словаря 
старших дошкольников с ОНР

 

 

  В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а  его овладение  является важным условием умственного развития.

Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

 Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект   коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет  получен, если проводить ее  через   многообразие игр. Одним из видов  является словесная дидактическая игра.  Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

 Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

 

 

 

Дидактическая игра
 «Загадочный шар»

 

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей  путем многозначности слов.  Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.

 

Описание игры:

Вариант 1:

Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля).  Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР.  Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР.  На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2:  Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?

 

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Сколько ни езди, ни ходи,

Тебе конца тут не найти.         

(Земной шар)

Ты весь мир обогреваешь

 Ты усталости не знаешь,

 Улыбаешься в оконце,

 И зовут тебя все -

(Солнце или солнечный шар)

      

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

Расцветает ландыш в мае,

Астра осенью цветёт.

А зимою расцветаю

Я на ёлке каждый год.

Целый год лежал на полке,

Все забыли про меня.

А теперь вишу на ёлке,

Потихонечку звеня.   (Шар)

             

Дидактическая игра
"Бюро находок"

 

           Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».  Образование  существительных с уменьшительными  суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

   Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существи­тельных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, гла­голов настоящего времени и прошедшего времени.

Описание игры:   Вариант 1.

image     Умная птица,  извольте спуститься.
     Вы потеряли перо.

     На желтой аллее, где клены алеют

     Ждет вас находка в «Бюро».

   Давайте заглянем в «Бюро находок» и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.

 

Вариант 2.

1.     Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.

2.     Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.

Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.

3.     Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)

 

Вариант 3.

     В «Бюро находок» пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….

image

              «БЮРО НАХОДОК »

 
 image

imageimageimageimageimageimageimageimage

imageimage

Дидактическая игра «Веселый поваренок»

 

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

 

Описание игры:

imageВариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.

  «Мама каши наварила

   Доченька послушала

  И всю кашку... скушала!»

Отгадайте,  из какой крупы мама сварила кашу?  Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.

 

Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена - … .

image

 

 

 

image

   

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-avtorskie_didakticheskie_igry.doc729.5 КБ

Предварительный просмотр:

  В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного запаса не соответствует возрастным показателям, а  его овладение  является важным условием умственного развития.

Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

 Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект   коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет  получен, если проводить ее  через   многообразие игр. Одним из видов  является словесная дидактическая игра.  Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

 Обучающие игры-занятия помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Решая несложные развивающие игровые задания каждый ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей  путем многозначности слов.  Составление простого описания предмета. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

Развитие словесно-логического мышления через загадывание загадок.

Описание игры: 

Вариант 1: 

Ребята, сегодня на занятие пришел Незнайка. Он очень любит путешествовать на воздушном шаре. Шар бывает разный. Воздушный шар – он сделан из резины. Значит он какой? - …..Это игрушка, им играют дети. А какой еще шар вы знаете? Окошко откроется лишь тогда, когда вы угадаете, какой еще может быть шар, обозначающий другой предмет. Как называется наша планета? – (Земля).  Как можно назвать планету, где живут люди - … ЗЕМНОЙ ШАР.  Солнечную планету можно назвать …- СОЛНЕЧНЫЙ ШАР. Спортсмены играют в теннис. Чем они играют? … ТЕННИСНЫЙ ШАР. Чем украшают елку на Новый Год? … ЁЛОЧНЫЙ ШАР.  На клумбе зацвел красивый цветок, он желтого цвета и называется он… . ЗОЛОТОЙ ШАР

Вариант 2:  Загадывание загадок. Окошко откроется, если правильно отгадаете загадку. Какие слова вам помогли ее отгадать?

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Сколько ни езди, ни ходи,

Тебе конца тут не найти.          

(Земной шар)

Ты весь мир обогреваешь

 Ты усталости не знаешь,

 Улыбаешься в оконце,

 И зовут тебя все -

(Солнце или солнечный шар)

       

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

Расцветает ландыш в мае,

Астра осенью цветёт.

А зимою расцветаю

Я на ёлке каждый год.

Целый год лежал на полке,

Все забыли про меня.

А теперь вишу на ёлке,

Потихонечку звеня.   (Шар)

             

           Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».  Образование  существительных с уменьшительными  суффиксами. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

   Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени.

Описание игры:   Вариант 1.

     Умная птица,  извольте спуститься.
    Вы потеряли перо.

     На желтой аллее, где клены алеют

     Ждет вас находка в «Бюро».

   Давайте заглянем в «Бюро находок» и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?- журавлиное и т.д.

Вариант 2.

  1. Назови ласково птиц. Соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.
  2. Давай назовем птиц, когда она одна и когда их много.

Один соловей- много соловьев, одна ворона –много ворон, один журавль- много журавлей и т.д.

  1. Поиграем с птицами. Что делает птица? -…(летает птица- улетела птица- прилетит птица весной и т.д.)

Вариант 3.

     В «Бюро находок» пришли дети, которые потеряли свою рукавицу, носок, шапочку. Помогите им найти свою рукавицу, свой носок, свою шапочку….

 

              «БЮРО НАХОДОК »

Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания. Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.

Описание игры: 

Вариант 1: Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.

  «Мама каши наварила

   Доченька послушала

  И всю кашку... скушала!»

Отгадайте,  из какой крупы мама сварила кашу?  Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т.д.

Вариант 2: Мама пришла с работы и очень устала. Папа и дочка, (сынок) решили приготовить ужин. Вскипятили молоко и положили крупу. Вкусная получилась каша. Какую кашу будет кушать мама и вся семья? -… Каша из манки – манная; из риса – рисовая, из гречки -….; из пшена - … .

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

Авторские дидактические игры для расширения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи: "Загадочный шар", "Бюро находок", "Веселый поваренок"

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи помогут педагогам активизировать и расширить словарный запас детей с общим недоразвитием речи. Игра ...

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарн...

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен материал по формированию и расширению словарного запаса дошкольников в процессе использования художественной литературы...