Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
статья по художественной литературе

Рязанова Наталья Петровна

В статье представлен материал по формированию и расширению словарного запаса дошкольников в процессе использования художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Н.П. Рязанова, Н.А. Симонова, МБДОУ Д/С №29

городского округа город Воронеж

     Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

     Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

     Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Стоит заметить, что в речи детей отмечалась регулярная повторяемость прилагательных со значением размера.

     Особенностью повторяемости являлась асимметричность: прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький». Иногда дети использовали слово лишь в определенной ситуации, слово не вводилось в контексте при оречевлении других ситуаций.

     Таким образом, понимание и использование слова носило еще ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных парафраз у этих детей наиболее распространенными являлись замены слов. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являлись, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. замены прилагательных осуществлялись из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины. Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдались замены слов на основе других семантических признаков.

     Важно прививать детям интерес к книге как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомит с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов и др.).

     Книги, принесенные на занятия, не только соответствовали теме, но и привлекали внимание ребенка, вызывали у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладали художественными достоинствами. В процессе разработки программы мы делали упор не только на специально организованные заняти по ознакомлению детей с художественной литературой, но и другие виды детской деятельности.

     Всего нами было разработано и проведено десять занятий по произведениям художественной литературы. Структура занятия была примерно одинаковой: вводная беседа, выразительное исполнение текста воспитателем, работа над текстом, заключение. Для более глубокого знакомства детей с произведением проводилась предварительная работа, на которой читался текст, проводились беседы по произведениям, показывались диафильмы и мультфильмы по этим произведениям.

     Например, для того чтобы ввести детей в замечательный мир басен, мы провели предварительную работу, которая включала в себя чтение басен Л. Толстого, Ж. Лафонтена, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций; показ диафильмов «Басни И.А. Крылова», «Дедушка Крылов»; прослушивание аудиозаписей с баснями Крылова; раскрашивание иллюстраций с баснями Крылова по книгам-раскраскам; инсценирование басен С. Михалкова «Ворона и Рак», И. Крылова «Лиса и Журавль», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей» и др. В ходе предварительной работы, которая проходила на протяжении нескольких дней, дети обогащали свой словарь новыми словами, а активизация слов проходила на итоговом занятии «Замечательный мир басен».

     Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствовало обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закреплялось и активизировалось в словаре детей.

     В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Литература

1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.:Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.

2. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря дошкольников в процессе использования художественной литературы

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных прои...

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с  общим недоразвитием речи (ОНР). У данного контингента детей  уровень развития словарного за...

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...

Педагогическая деятельность воспитателя по расширению словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы

В статье представлен опыт работы с художественной литературой для решения задачи обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста...